Любимые фильмы про Рождество или Новый год приятно предсказуемы и, что самое главное, всегда заканчиваются хеппи-эндом. «Реальная любовь» (2003) как раз из таких. Правда, в последние годы о нем отзываются все менее и менее лестно. По просьбе SM Анна Зиновьева разобралась, почему нам так дорог этот фильм — и что с ним не так.
За: дорогие сердцу актеры
С таким звездным составом — от Хью Гранта до Алана Рикмана — фильм был обречен на успех. Ричарду Кертису, режиссеру и сценаристу фильма, удалось собрать на площадке уже именитых британских актеров и тех, кто себе это имя вскоре заработал: для Киры Найтли фильм случился во время франшизы «Пираты Карибского моря», но еще до «Гордости и предубеждения».
Против: избитый жанр
Киноновеллы — не новое даже для начала нулевых решение. Хотя и не окончательно приевшееся. Сейчас сложно представить, что существовал мир до ютуба, но «Реальная любовь» прошла в прокате именно в эпоху, когда клиповым мышлением можно было удивить и даже удержать зрителя.
Постоянная смена сюжетных линий — такая же коммерчески выверенная схема, как и песня «Christmas All Around», которую в фильме исполняет Билл Найи. Неоригинальную песню спасли харизма и чувство юмора стареющего певца, что, увы, не случилось с «Реальной любовью».
За: все лучшее от ромкома
В фильме девять сюжетов, и все про любовь, как ее понимает каждый из героев. Можно сказать, что перед нами классический ромком: в меру мечтательный, в меру забавный; в меру серьезный, в меру непосредственный; достаточно слащавый, чтобы его полюбить, но недостаточно, чтобы стыдиться за любовь к нему.
Приятные лица, конфликты, которые разрешаются по закону жанра (да, элегантнее, чем в американских фильмах, но все равно довольно прямолинейно), и рождественская атмосфера — все, чего мы ждем от праздничного фильма, есть в «Реальной любви».
Если вы пересматриваете «Реальную любовь» каждый год (мы да), то наверняка уже помните его наизусть. Можно включать на английском! Слушать Алана Рикмана в оригинале — это самая реальная любовь. А еще скачайте наш бесплатный личный план и учите английский по фильмам.
Против: спорные темы
Фильм обвиняют в совершенно разных смертных грехах: за то, что белые гетеросексуальные мужчины получают что хотят, пока женщины на второстепенных ролях страдают; за сталкерство, отношения с подчиненными, объективацию, намеки на высмеивание лишнего веса и многое другое.
Все так и есть — только семнадцать лет назад большинство людей менее критически к этому относились. Но судить произведения в ретроспективе кажется бесполезным — как обвинять шекспировский театр в том, что в нем играли одни мужчины. Единственное, что имеет значение, — это то, что мы можем изменить сейчас.
Против: герои не общаются с теми, в кого влюблены
Одна из главных претензий к фильму — герои не общаются с теми, в кого влюблены. Совсем.
Премьер-министру нравится подчиненная Натали, но он знает о ней только то, что она непосредственная девушка, которая не умеет держать себя в рамках.
Марк из знаменитой сцены с плакатами в первой половине фильма притворяется, что ненавидит невесту лучшего друга. На это она ему закономерно отвечает, что они могли бы подружиться, если бы он попытался ее узнать.
Джеми и Аурелия говорят на разных языках. Он учит португальский, чтобы сделать предложение, а она сразу соглашается, хотя у них не было ни одного связного диалога.
Свидание Сары и Карла прерывает звонок больного брата, после они не обсуждают, что произошло, а лишь грустно желают друг другу счастливого Рождества.
Мальчик Сэм влюбляется в одноклассницу Джоанну, но, вместо того чтобы признаться ей в чувствах, учится играть на барабанах, чтобы произвести на нее впечатление.
Колумнистка Гардиан парадоксально отмечает: ей нравится фильм Ричарда Кертиса «Ноттинг Хилл», а просмотр «Реальной любви» она сравнивает с сущей катастрофой. Но мотивация героев «Ноттинг Хилл» настолько же неясна, как и мотивация героев рождественского фильма: герой Хью Гранта влюбляется в роковую красотку, героиню Джулии Робертс, и проходит полфильма без единого осознанного диалога между ними до тех пор, пока он не узнает, что она встречается с другим. А далее все в тумане — она прячется от папарацци у него, обижается, убегает, они пересекаются, он обижается, а потом свадьба. Но что их связывает кроме того, что она такая красивая и уверенная в себе актриса, а он обаятельный владелец книжного магазина, остается за кадром.
За: возможность помечтать
Отношения в кино на рубеже веков вряд ли можно назвать реалистичными. В этом и кроется обаяние «Реальной любви», где все происходящее больше похоже на сон в Сочельник. За это можно одновременно любить и ненавидеть этот фильм. Мы погружаемся в мечту, где можно влюбиться с первого взгляда, где всегда отвечают взаимностью, где для отношений не нужны усилия.
Именно ради такой рождественской сказки, где есть все эмоции, ситуации очень похожи на настоящие, а все конфликты решаются естественно, и хочется пересматривать этот фильм. Главное — отдавать себе отчет, что в жизни так бывает редко.
Фото обложки: © Universal Pictures