Учить английский сложно тем, кто уже что-то знает. Кто учил язык в школе или вузе. Особенно трудно на уроках студентам, которые успешно общался с иностранцами. Любовь Окулова, преподаватель с 13-летним стажем, объяснила, как это работает и как учиться опытным студентам.
Придется сначала забыть старые ошибки
Когда изучаешь язык с нуля, информация ложится на чистый лист и не вызывает противоречий. Написано «I go», «He can do» — так и выучим.
Совсем другое дело, если человек когда-то запомнил неправильный вариант. Бывает, ученики даже на высоких уровнях сотни, тысячи раз повторяют: «I am go» и «He can to do». Такие ошибки называют fossilized mistakes — «окаменелостями».
Тогда мало узнать правильный вариант — нужно еще забыть неправильный. А это гораздо сложнее: увиденное невозможно развидеть.
Еще каждое занятие превращается в удар по самооценке: учитель бесконечно поправляет вроде бы нормальные фразы. Не все это выдерживают.
Что делать. Задействуйте все органы чувств: пишите ручкой в тетради, проговаривайте ответы вслух, слушайте преподавателя и диалоги из учебника, читайте про себя.
Будьте готовы к такому процессу:
- вы говорите и пишете с прежней скоростью, делаете ошибки и не замечаете этого, преподаватель вас поправляет. Вас это бесит
- вы делаете ошибки, замечаете это и (иногда) исправляете сами себя, видя поднятую бровь преподавателя
- вы снижаете скорость речи и начинаете задумываться, а верно ли вы строите фразы. Это тоже бесит — раньше вы «говорили свободнее» (но непонятнее для собеседника). Но теперь в приоритете должна быть не скорость, а правильность
4) вы быстрее подбираете правильные варианты, ошибки случаются периодически (например, в моменты эмоциональных обсуждений). Вам наконец виден прогресс, ура!
Придется пересмотреть стратегии обучения
Часто взрослые приступают к изучению английского, измученные прошлыми неудачными попытками. Но при этом пытаются использовать те же методы.
Делать одно и то же и надеяться на другой результат — сумасшествие. Если вы десятилетиями развешивали карточки по дому, а слова в памяти так и не отложились, то зачем вы снова достали стикеры? Если у вас нет сил вечером после работы, почему вы опять идете на вечерние курсы, а не днем в субботу?
Что делать. Для начала — принять, что старые методы не вам не подходят. Потом — поразмышлять и проанализировать свои привычки.
Что помогает вам запоминать? Сколько времени вы можете концентрироваться? В какое время суток вы наиболее работоспособны? Какая обстановка дома вам нужна для спокойных занятий без внешних раздражителей? Какие критерии вы придумаете, чтобы отслеживать прогресс в обучении? Насколько силен ваш перфекционизм и как научиться его выключать? Запоминаете ли вы лучше, когда ходите по комнате и говорите вслух? Может, когда поете или слушаете лекции?
Отличный вариант — почитать статьи и книги о том, как работают мозг и память, как питание и сон влияют на когнитивные способности, как поддерживать стабильную самооценку. Прочитать, применить и проследить за изменениями.
Чем лучше вы себя узнаете, тем более индивидуальным сможете сделать обучение с любым преподавателем.
Придется идти к более сложным целям
Новичкам часто говорят: говорите как угодно, хоть с ошибками, только говорите. Лишь бы преодолеть языковой барьер. Это хорошая понятная цель: суметь объяснить на другом языке, что тебе нужно.
Проблемы начинаются у тех, кто хочет повысить свой уровень — но застревает на уровне цели «лишь бы было понятно». Им сложно заставить себя забывать старые ошибки, переделывать упражнения по сто раз, слушать исправления от учителя.
Что делать. Искать ценность в правильной речи. Почему она нужна? Зачем учиться правильной переписке на английском? Какой образ хотите создавать, участвуя в переговорах с иностранцами?
С этими отговорками придется попрощаться:
- «я всегда так говорил»
- «меня и так поняли»
- «я вон уже сколько переговоров провел на английском»
- «я так запомнил»
- «они сами говорят с ошибками»
- «мне не звучит»
Это фразочки людей, которые хотят жить в удобном прошлом и оставить все по-старому. Без преподавателя, который обращает внимание на ваши ошибки. Без десятков заданий на окончания и вспомогательные глаголы. Без всего, что заставляет сомневаться и спрашивать себя: «А реально ли мне это нужно?»
Возможно, стоит покопаться в себе и найти новую мотивацию, которая будет вас драйвить. И на короткой дистанции (неделя, месяц), и на длинной (до достижения финальной цели). Соблазн все бросить и вернуться к старым паттернам будет особенно большим через пару месяцев после возвращения в английский. Лучше подстелить соломку заранее и придумать, как вы будете себя поддерживать в тяжелую минуту.
Главное — хвалите себя каждое занятие, и не по разу. Отмечайте победы и хвастайтесь в фейсбуке, но не сравнивайте себя ни с кем. После тяжелых занятий — вдвойне хвалите и награждайте, потому что вы смелый человек, который решил больше не довольствоваться «и так сойдет», а захотел перейти на уровень выше.
В этом вам поможет бесплатный личный план «Английский для саморазвития». Здесь вы найдете много идей для прокачки английского.
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.