Кто такой маркетолог
Маркетолог — это специалист, изучающий конкурентов своего клиента. Он выявляет потребности целевой аудитории, оценивает ценность продвигаемого продукта, разрабатывает и внедряет в жизнь успешную бизнес-стратегию, способную удовлетворить желания потребителей, мотивирует их к покупкам. Маркетологи создают уникальные решения, благодаря которым компания успешно развивается и увеличивает продажи. Маркетинг — обширная сфера, а сама профессия очень востребована на сегодняшний день.
Задачи, решаемые маркетологом
В целом три кита любого бизнеса — это команда компании, продажи и маркетинг. Без маркетинга продвигаемый продукт не принесёт прибыли. Именно он помогает повысить узнаваемость бренда, сформировать лояльность клиентов, увеличить продажи. Поэтому услуги маркетолога нужны как компаниям-новичкам, так и солидным фирмам, которые давно ведут свой бизнес. Когда организации обычно нужен маркетолог?
-
Нужно увеличить продажи;
-
Нет специалиста, который готов продвигать товары;
-
Нужно наладить работу отдела продаж, координировать работу таргетологов, SMM-менеджеров и других специалистов;
-
У руководства компании идея по поводу хорошего продукта, но самостоятельно невозможно установить её ценность и донести до клиентов;
-
Фирме непонятно, как и где надо искать именно свою аудиторию, чтобы можно было системно продвигать товары и услуги.
-
Нужно исправить «подмоченную» деловую репутацию.
Маркетологи работают по разным направлениям. В частности, это анализ целевой аудитории компании, продуктов и услуг, основных конкурентов, разработка и создание веб-сайтов, работа с оптимизацией, таргетированной рекламой, продвижением фирмы. Объём и вид обязанностей зависит в первую очередь от потребностей бизнеса и специализации маркетолога.
Плюсы и минусы профессии маркетолога
Если говорить об очевидных преимуществах профессии маркетолога, то среди них можно отметить следующие:
-
Профессия востребована на современном рынке труда, потому что без опытного и знающего своё дело специалиста сложно продвигать продажи и получать высокую прибыль.
-
Высокий уровень зарплаты, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
-
Можно работать удалённо или на фрилансе не выходя из дома, без необходимости посещения офиса.
-
Работа интересная, творческая и креативная.
-
Широкие возможности для успешной карьеры, вплоть до руководителя маркетингового отдела или директора фирмы.
Любая профессия, несмотря на свои плюсы, имеет и минусы. В случае с маркетингом они следующие:
-
Нужно постоянно прокачивать свои навыки и учиться, ведь вместе с техническим прогрессом активно изменяется и маркетинг. Поэтому без тех же курсов повышения квалификации не обойтись.
-
Рабочий процесс проходит в режиме многозадачности. Приходится одновременно браться не за один, а за несколько проектов, постоянно контролировать ход работы, уметь анализировать.
-
Стресс. Новички-маркетологи могут сталкиваться с низкими показателями своей работы, недовольными клиентами.
Ещё один минус — высокая конкуренция. Чтобы маркетолог мог реально хорошо зарабатывать, надо быть действительно хорошим специалистом с уверенным и наработанным портфолио.
Типы маркетологов
Видов маркетологов существует огромное множество. Самые распространённые специализации — это контент-маркетологи, аналитики, PR-менеджеры, digital-стратеги, SEO-маркетологи, performance-маркетологи.
Контент-маркетолог
Контент-маркетологами называют специалистов, которые отвечают за информационное наполнение от лица компании в интернете. В их обязанности входит разработка, создание, анализ, обновление контента, который делает бренд популярным и узнаваемым. Контент-маркетолог играет одну из важных и ключевых ролей в формировании позитивного образа компании, помогает повысить её узнаваемость среди целевой аудитории. Он работает с инфографикой, социальными сетями, видеографикой, блогами от лица продвигаемой фирмы.
PR-менеджер
Специалист, отвечающий за разработку, создание и поддержание связей с общественностью и целевой аудиторией фирмы. Он помогает продвигать положительный имидж бренда, повышая его лояльность в глазах потенциальных и постоянных клиентов. Умеет также работать с негативной репутацией, меняя имидж фирмы с отрицательного на положительный.
Маркетолог-аналитик
Маркетологи-аналитики занимаются анализом и изучением рынка ближайших конкурентов компании. Они оценивают работу всего маркетинга фирмы. На основе полученного анализа выстраивают уникальную и эффективную стратегию продвижения, чтобы получить максимально эффективные результаты. Ведут сбор и обработку информационных данных, выстраивают отчёты, разрабатывают рекомендации по ведению и планированию бизнеса.
Email-маркетолог
Специалист, обеспечивающий и поддерживающий коммуникацию компании с клиентами или партнёрами при помощи электронных писем. Это делается с целью стимулирования роста продаж или выстраивания новых партнёрских отношений. Основной инструмент маркетолога — это организация рассылки электронных писем. Также он занимается разработкой концепций писем, создаёт успешную email-стратегию, проводит анализ ЦА компании, ставит цели коммуникации, работает с оформлением писем, настройкой их автоматической отправки. Следит за доставкой почты, проводит мониторинг показателей оптимизации рассылки.
Digital-стратег
Маркетолог, который создает уникальные решения и стратегии для эффективного продвижения продукции или услуг компании при помощи современных цифровых технологий. Специалист изучает особенность продвигаемого продукта, проводит анализ конкурентов, составляет портрет ЦА, ищет потребительские инсайты, выбирает самые необходимые каналы для ведения маркетингового продвижения, составляет его смету и планирует бюджет. Также занимается поиском информационных партнёров.
Performance-маркетолог
Специалист ведёт ЦА по всей воронке продаж начиная от знакомства с компанией, формирования лояльности к ней и заканчивая покупкой товаров. В его компетенцию входит работа с контекстной рекламой в поисковых системах Яндекс и Google, таргетированной рекламой, email-маркетингом, ретаргетингом. Занимается SEO-оптимизацией, помогающей продвижению сайта компании и повышающей его позиции в топе выдачи по ключевым поисковым запросам. В его компетенцию также входит медийная реклама в виде постов в социальных сетях, блогах, поисковых системах.
SEO-маркетолог
SЕО-маркетологами называют специалистов по продвижению веб-сайтов компании. Они должны хорошо разбираться в основах маркетинга и оптимизации сайтов. SEO-маркетологи организовывают аудит сайта, сбор семантики по ключевым запросам, повышают ссылочную массу, следят за контентом, визуалом, наполняемостью, анализируют конкурентов, повышают релевантность веб-страниц, ведут мониторинг по трафику и другим показателям.
Зарплата маркетолога
На апрель 2024 года средняя заработная плата маркетолога по стране составляет порядка 85 000 тысяч рублей в месяц. Она может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от профессиональных навыков и других объективных причин. Традиционно заработные платы в Москве выше, чем в регионах России. Помимо прочего, зарплата разделяется по градациям специалистов, а именно Junior, Middle, Senior и Lead. Понятно, что Junior — это новички в профессии, Middle — специалисты среднего класса, а Senior и Lead — опытные профессионалы высокого уровня.
Таблица сравнения зарплат по уровню грейда
Уровень специалиста | Средняя заработная плата |
---|---|
Junior | 65 тысяч рублей |
Middle | 100-120 тысяч рублей |
Senior, Lead | От 120-140 тысяч рублей |
От чего зависит уровень дохода специалиста? В первую очередь от региона. В крупных городах, особенно если это Москва или Санкт-Петербург, проще зарабатывать больше. Также на доход влияет специализация, портфолио, опыт работы маркетологом, рекомендации от прошлых работодателей, размер компании, классификация, формат работы.
Что должен знать маркетолог
Знания маркетологов можно разделить на базовые и прикладные. Базовые — это понимание инструментов маркетинга, а прикладные представляют собой стратегию продвижения компании. В чём маркетолог обязан разбираться хорошо?
-
Понимание работы Google AdWords.
-
Основа настройки рекламных кампаний.
-
Принципы работы и настройка таргетированной рекламы в социальных сетях.
-
Контент-маркетинг и блогинг, работа со СМИ.
-
Правила оптимизации и продвижения веб-сайтов, аналитика их работы.
-
SMM (ведение пабликов, сообществ, привлечение и менеджмент подписчиков).
-
Принципы рассылки писем, вёрстки сайтов, создания лендингов.
-
Веб-аналитика;
-
Настойка e-mail рассылок.
Маркетолог обязан обладать креативным складом ума, уметь работать в команде, хорошо понимать принципы продвижения и работы с сайтами компаний, таргетивной рекламой, поисковыми системами. Специалисту приходится пользоваться десятками разных программ, которые помогают автоматизировать и улучшить его работу.
Где маркетологу искать работу
Мест, где маркетолог может найти работу, — масса. Главное — это наличие образования, хотя бы минимального опыта и желания развиваться в сфере IT. На каких площадках можно найти вакансии?
-
GeekJob. Большой сайт для IT-специалистов. Возможно размещение до трёх резюме в месяц бесплатно, после чего потребуется покупка платной подписки стоимостью 1000 рублей в месяц.
-
hh.ru.Это крупнейший ресурс по поиску работы. Ежемесячно на нём размещается порядка 8–10 тысяч вакансий маркетологов для работы в компаниях, в том числе и удалённо, по России и в странах СНГ.
-
Careerspase. Достаточно крупный сайт для IT-специалистов с одноимённым телеграм-каналом.
-
ХабрКарьера. Сайт, на котором размещаются сотни вакансий и резюме маркетологов.
Для поиска работы можно рассмотреть группы в социальных сетях. Например, паблик «Дистанция. Фриланс», «Удалённая работа», в которых публикуются вакансии. Кстати, подобных пабликов достаточно много. К самым популярным из них можно отнести «Клуб фрилансеров», «Фриланс ВК». Поискать работодателей можно в телеграм-ботах, например, в Telegram IT Job.
Форматы работы маркетолога
Работа маркетолога удобна тем, что она может быть удалённой. Поэтому можно устроиться без проблем в крупную солидную компанию в Москве, находясь и проживая в другом регионе страны. Форматы — это удалённая, проектная, офисная работа; полная или частичная занятость специалиста.
Удаленная работа
Удалённая работа — удобный способ осуществления трудовой деятельности. Специалисту не нужно ездить в офис каждый день. Он может исполнять свои обязанности удалённо. Трудоустройство осуществляется на удалёнке по трудовому договору или ГПХ (гражданско-правовой договор). Для выполнения задач в фирме, организующей удалённую работу, обычно используются программы и специальные сервисы. В частности, фиксирующие рабочий день, выполненные задачи. Сотрудники трудятся через удалённый рабочий стол, используют видеочаты для связи. Удобна удалённая работа не только тем, что не надо каждый день сидеть в офисе, но и своим графиком. О нём можно вполне договориться с работодателем. Также для её осуществления нужен достаточно простой инструментарий. Чаще всего это просто компьютер и стабильный скоростной интернет. Уровень дохода маркетолога на ней напрямую зависит от возможностей работодателя и опыта специалиста. Искать работу можно на сайтах-агрегаторах, таких как hh.ru, биржах фриланса, в социальных сетях, чатах Телеграма.
Проектная работа
Многие маркетологи принимают участие в проектных работах. Проект — это задача, которую для компании нужно выполнить за конкретный промежуток времени. Например, задача, связанная с оптимизацией веб-сайта для достижения успешных продаж или продвижения товаров фирмы. К проектной работе могут привлекаться самые разные маркетологи. Она носит краткосрочный характер, чаще всего при выполнении проекта заключается договор на оказание услуг или ГПХ, по условиям которого специалист выполняет его и получает оплату. Задачей маркетолога может быть продвижение товаров и услуг, работа с оптимизацией сайта компании, разработка стратегии таргетированной рекламы и многое другое.
Полная занятость в офисе
Чаще всего свой путь маркетологи начинают с работы в офисе. Например, в региональном представительстве бренда либо в агенстве. Для молодых специалистов это своего рода стартап, благодаря которому они нарабатывают навыки и создают портфолио. Найти работу можно на больших площадках, таких как Хабр или hh.ru. Есть ещё варианты обращения в маркетинговое агентство. В России таких агентств насчитывается порядка 15 тысяч, поэтому даже новичкам с нулевым опытом можно найти себе работу. Плюсы работы в офисе кроются в стабильности, официальном оформлении, стабильном уровне дохода, наличии социального пакета. К тому же можно получить хорошую строчку в резюме, если специалист только начинает свой трудовой путь в маркетинге.
Фриланс
Работа фрилансером — это свобода и независимость. Можно выбирать интересные проекты, задачи, трудиться удалённо из дома на заказчика, формировать резюме, набирать клиентов, с которыми сотрудничество осуществляется на постоянной основе. Фриланс подойти может как новичкам, так и прокачанным маркетологам. Например, есть масса каналов для поиска удалённой работы в Телеграм, такие как «Finder.vc», «Норм работа», «Выбери Работу», «Well_paid_Job», «Удалёнщики», «WorkAtHome», «EdMarket Club». Поиски заказчиков можно осуществить на биржах фриланса. Самые популярные площадки — FL.ru, Freelancejob.ru, Яндекс Услуги, Freelance.ru, Freelancer.com, GlobalFreelance.
Где учиться на маркетолога
Можно обучиться профессии маркетолога на онлайн-курсах либо получить её в вузе. Какие существуют популярные курсы по маркетингу?
-
Skillbox. Продолжительность курса обучения — один год. В ходе него можно получить знания о навыках продвижения, работы с веб-сайтами, таргетированной рекламой, запуске рекламы в социальных сетях. Через четыре месяца слушатели курса могут выбрать одну из четырёх узких специализаций. Это таргетированная реклама, контекстная реклама, SMM и SEO. Ученикам после курса оказывается помощь в трудоустройстве, и проводится стажировка.
-
Нетология курс «Интернет-маркетолог расширенная версия». ППродолжительность курса — один год. Обучение продуманное, разбито на три модуля. Сначала слушатели изучают основы ведения маркетинга, способы анализа конкурентов, продукта клиента, разработку продвижения. Второй модуль — это изучение на выбор одного конкретного направления. В частности, это таргетированная реклама, контекстная реклама, SMM-продвижение. Третий модуль в программе обучения от Нетологии посвящён клиентской, маркетинговой и сквозной аналитике.
-
Sky.pro Курс продолжительностью 7 месяцев направлен на обучение создания digital-стратегий для современного продвижения бизнеса клиентов в интернете. Слушатели учатся работать с Телеграмом, Яндекс Директ, создавать посадочные страницы.
Получить профессию маркетолога можно и в высших учебных заведениях. Например, таких специалистов подготавливает Институт международных экономических связей в Москве, НИУ ВШЭ (Институт высшей школы экономики), МТИ, МГУ. Вузы и университеты, в которых есть направление маркетинга, присутствуют, пожалуй, в большинстве крупных городов России. Если брать во внимание заочное образование, то один из неплохих вариантов для поступления — это университет «Синергия».
Что выбрать для обучения профессии маркетолога: вуз или курсы? В высшее учебное поступить стоит, если у вас вообще нет никакого образования и надо получить диплом. При помощи курсов стать маркетологом проще. Обучение длится максимум до года, а не 5 лет, как в вузе, к тому же оно стоит гораздо дешевле. Программы курсов уникальные, в них отражаются новые тренды маркетинга, присутствуют только актуальные и современные знания. Помимо прочего, обучение на курсе можно совмещать с работой, стажировкой, поиском клиентов. Учатся слушатели в основном онлайн. В любом случае выбор вуза или курсов должен исходить из вашего желания и текущих потребностей.