В корпоративном обучении компании часто отталкиваются от целей компании. А в «Робофинансе» попробовали ставить на первое место интересы сотрудников. HR компании Анастасия Чайко рассказала SM, как это решение отразилось на бизнесе и как важно повышать мотивацию и вовлеченность персонала.
«Робофинанс» разрабатывает финтех-продукты, решения и технологии для международного онлайн-кредитования. Наши сервисы выдают те же займы, что можно найти в обычных банках и микрофинансовых организациях. Разница в том, что клиенту не нужно никуда идти: все можно оформить и получить через интернет.
У нас офисы в Казахстане, Испании, Латвии, Вьетнаме, Индонезии и на Филиппинах, поэтому английский нужен почти всем в команде. Но в Кемерово и Новосибирске, где мы базируемся, найти супер-профессионала с безупречными знаниями английского — та еще сверхзадача. Поэтому мы готовы взять крутого профи и обучить его английскому. Даже с нуля это сделать проще и быстрее, чем годами искать идеального кандидата.
Учить то, что интересно
Мы работаем на стыке сразу нескольких сложных ниш: финансы, банкинг, IT и инвестиции. Поэтому нашим ребятам очень не хватало профильной лексики. Плюс большинству нужно было прокачать умение слушать так, чтобы понимать даже филиппинский акцент.
И, конечно, сломать языковой барьер — от него, кажется, страдают все, кто учил английский в России
Мы начали искать формат обучения, подходящий для этих целей, но уже скоро поняли, что ничего не работает так, как хотелось. Мы не учли самого главного: как и в большинстве стартапов, ребята у нас свободолюбивые. Например, они не хотят зубрить финансовые термины, зато с удовольствием штудируют профессиональные статьи или мечтают сдать TOEFL. Ну а больше всего тех, кто хочет учить английский ради путешествий.
Как совместить все это в одном курсе? Конечно, никак. Поэтому мы и пришли к идее индивидуального обучения в Skyeng. Так каждый сотрудник смог сам выбрать, что и как ему учить. К тому же, им не приходится подстраиваться к какому-то общему времени занятий: каждый планирует их в удобный для себя момент.
Спустя пару месяцев мы собрали у ребят фидбек. Те, кто начали заниматься, писали, что очень довольны. А главное, их вовлеченность выросла — в личном кабинете компании я видела, что прогулов почти нет.
Зачем нам «перезимовка»
Даже самая классная система обучения не сработает, если нет мотивации. К счастью, у нас есть самый мощный фактор. Я имею в виду командировки за границу, возможность все время общаться с иностранными коллегами — в общем, применять знания на практике.
В 2018 году мы решили добавить к этому еще более приятный бонус и запустили программу «Перезимовка». По этой программе наши сотрудники теперь зимуют в теплых странах. В декабре мы отправили первую группу добровольцев на месяц в Таиланд.
Рабочий день ребят начинался в 11.00, так что они успевали отлично выспаться, поплавать в бассейне или сходить на море. После работы ужинали всей компанией. Такая смена обстановки позволила коллегам отдохнуть от сибирских морозов, а главное, взглянуть по-новому на рабочие задачи, что-то оптимизировать, где-то добавить драйва.
В выходные ребята развлекались по-полной: морские прогулки, поездки на острова и национальные парки. И все это сопровождалось постоянным разговорами с местными и туристами на английском. В этой поездке ребята увидели: если заговорить с иностранцем на английском, не произойдет ничего ужасного. Тебя не будут проклинать за нехватку идиом в речи или пока еще не идеальную грамматику. Скорее всего, тебя даже поймут.
Это очень помогло справиться с языковым барьером. Сейчас все, кто уже вернулся, прямо-таки горят желанием продолжать учить английский.
Что в результате
Нам было крайне важно, чтобы наши сотрудники выучили английский для решения рабочих задач. Но, как ни странно, самого лучшего эффекта для компании мы добились, когда у всех появилась возможность учиться в соответствии со своими целями и интересами.
Во-первых, индивидуальный подход помог повысить вовлеченность в учебу. Она во многом зависит от правильно подобранного преподавателя и программы. Те, кто не смог сразу найти подходящего учителя, занимались менее охотно. Скорее всего, они бы бросили все, не будь у них возможности отрегулировать учебу под себя.
Во-вторых, наш подход к организации учебы и мотивация с помощью «перезимовок» помогли нам не только прокачать английский у команды, но и решить другие бизнес-задачи. Например, прошлом году к нам в компанию пришел сотрудник на должность менеджера проекта, а для этой позиции важным условием был разговорный английский. Всего за год он преодолел языковой барьер и вырос до руководителя отдела.
В этой истории с помощью обучения мы привлекли талантливого специалиста и смогли удержать его. Это уже прямая польза бизнесу: мы можем выбирать из большего числа кандидатов, нет лишних расходов из-за текучки, а сотрудники стараются работать эффективнее и активнее поднимаются по карьерной лестнице.