Сдача IELTS — как кунг-фу: кроме навыков и техники важен внутренний настрой. Неправильные внутренние установки могут стоить баллов. Акнур Бердигулова, преподаватель онлайн-школы английского Skyeng, разобрала три главных заблуждения в части Speaking, — и рассказала, чем их заменить.
Заблуждение 1: «Если я задам вопрос — меня осудят и я точно провалюсь»
Откуда берется. Частенько в школах нас ругают за вопросы во время урока. Моей ученице Алине однажды поставили тройку за невинный вопрос о Present Continuous — c тех пор она боится выражать сомнение.
Чем чревато. Многие начинают волноваться: а правильно ли я расслышал задание, а чего именно от меня хотят — и теряют концентрацию.
Как на самом деле. Устная часть экзамена длится 15–20 минут и состоит из трех частей. Сначала вы услышите легкие повседневные вопросы, затем вам нужно будет говорить чуть дольше на заданную тему, а в последней части вы будете обсуждать более абстрактные понятия и идеи.
Когда вы отвечаете вопросы первых двух частей, вам разрешено попросить повторить вопрос.
А в третьей, более объемной части вы можете уточнить, что значит вопрос, — и экзаменатор его перефразирует.
Экзаменатор будет вас оценивать по четырем критериям:
- насколько бегло и согласованно вы говорите
- понятно ли ваше произношение в английском языке
- насколько разнообразен ваш словарный запас
- как вы используете функциональную грамматику
То есть ваши вопросы и уточнения не могут повлиять на вашу оценку — такой секции просто-напросто нет в критериях экзамена.
Если вы только начинаете знакомиться с форматом IELTS, скачайте наш бесплатный личный план для подготовки. Там собраны полезные ссылки для тренировки каждого навыка.
Заблуждение 2: «Нужно отвечать интересно и с юмором»
Откуда берется. Мы все хотим понравиться другим людям — особенно тем, кто нас оценивает. Многим студентам кажется, что если заинтересовать и рассмешить экзаменатора, он проникнется и поставит высокий балл.
Чем чревато. Есть шанс, что у вас не найдется смешной или интересной истории на каждую из сотен тысяч возможных тем. На экзамене Миру, мою очень разностороннюю ученицу, спросили про ее любимый фильм. Мира запаниковала, потому что ее друзья говорят, что она любит скучнейшие документальные фильмы — и экзаменатор «точно» с ними согласится. Именно из-за паники, а не из-за качества фильмов ее оценка за Speaking оказалась ниже, чем могла быть.
Как на самом деле. Темы разговора на экзамене зачастую далеки от веселья. Вас могут спросить о погоде, хорошем законе вашей страны и даже о комнатном растении.
Уровень занимательности ваших ответов никак не связан с итоговым баллом.
Конечно, можно и даже нужно прогонять различные вопросы и готовить возможные ответы, но никто не гарантирует, что вам попадется именно один из ваших заготовленных сценариев.
Заблуждение 3: «Я часто общаюсь с иностранцами, поэтому мне не нужно готовиться»
Откуда берется. Кажется: Джон же меня отлично понимает, значит я более чем готов сдавать экзамен.
Чем чревато. Без целенаправленной подготовки результаты могут быть грустными, даже если вы отлично умеете выражать свои мысли и глубокие идеи в реальной жизни.
Например, до того как попасть ко мне, ученица Карина четыре года провела в англоговорящей среде — но к своему большому разочарованию сдала IELTS Speaking на 6.0. Балл в целом хороший, но только не для будущей магистрантки в Штатах. Речь, словарный запас и грамматика у нее более чем классные, проблема — в отсутствии практики именно этого типа экзамена.
Как на самом деле. Любой экзамен проверяет знание не только языка, но и самого экзамена. Поэтому простого «могу болтать без умолку» не хватит для получения высоких баллов.
Комбинация из опыта общения с четким пониманием критериев IELTS даст лучший из возможных для вас результатов.