Даже если первое сентября уже давно уже не ваш праздник, начало учебного года может стать отличным поводом возобновить занятия английским. И если вашему словарному запасу летом хоть кое-как помогали сериалы Netflix и загорелые шведы из соседнего номера, то грамматике точно повезло меньше. Помогаем освежить в памяти важнейшие грамматические правила. Запомните их и больше не делайте ошибок.
5 класс. Выражение количества
Слова, которые помогают передать идею количества, в английском называются quantifiers (от слова quantity). Их постоянно приходится использовать в повседневном общении. И хоть правила мы выучили еще в школе, перепутать many и much — довольно распространенная ошибка.
Many, much, a lot of переводятся как «много». Чтобы выбрать нужный вариант, определитесь, какое слово идет после.
- many + исчисляемое существительное (все, что можно посчитать)
Life would be easier if English didn’t have so many rules. — Жизнь была бы проще, если бы в английском не было столько правил.
- much + неисчисляемое существительное (все, что нельзя посчитать)
I’m having so much fun. Somebody, please cancel school! — Я так весело провожу время. Кто-нибудь, пожалуйста, отмените школу!
- a lot of и его более разговорный вариант lots of сочетаются с любыми существительными
A lot of teachers explained this rule to me. And I still can’t remember it. — Многие учителя поясняли мне это правило. А я все никак не могу его запомнить.
Учебники английского рекомендуют использовать many и much в отрицаниях и вопросах. В утвердительных предложениях в неформальном стиле предпочтение отдается a lot of. Но в современном английском этого правила особо не придерживаются.
6 класс. Вопросы к подлежащему
С помощью вопроса к подлежащему вы узнаете, кто совершает действие. В основном вам пригодятся два вопросительных слова: who — если речь о людях и животных, what — для всего неживого. Эти слова мы ставим вперед вместо подлежащего и дальше оставляем прямой порядок слов, не добавляя никаких вспомогательных глаголов вроде do, does, did: «Who is the murderer then if not the butler?» («Кто же тогда убийца, если не дворецкий?»)
Здесь who можно запросто заменить на действующее лицо, если вы уже разгадали, кто убийца: «The gardener is the murderer» («Садовник — убийца»). Все остальное в предложении остается прежним. Эта схема работает не только с глаголом to be, но и во всех других временах: «Who ate all the cookies?» («Кто съел все печеньки?»).
Это очень простой тип вопросов — предложение строится так же, как в русском. Но старательные студенты уже напуганы инверсией и часто усложняют то, что усложнять совсем не нужно.
7 класс. Another, other, the other
Слова another и other мало того что звучат и пишутся похоже, так еще и переводятся одинаково — «другой», «еще один». А если поставить артикль the other — смысл вообще поменяется. Неудивительно, что их часто путают. Another используется с существительными, которые можно посчитать, если они стоят в единственном числе. Нам об этом подсказывает артикль an — ANother, он указывает на что-то одно: «You know Sansa, but I have another sister whom you haven’t met yet» («Ты знаешь Сансу, но у меня есть еще одна сестра, с которой ты еще не знаком»).
Another встречается с существительными во множественном числе только в схеме another + число + существительное: «I’ve got another three brothers though one of them is a bastard» («У меня еще три брата, хотя один из них бастард»).
Other используется с исчисляемыми существительными во множественном числе, а также со всем, что нельзя посчитать:« I’ll tell you more about my family some other time. I have to defeat the Lannisters» («Я расскажу тебе о своей семье как-нибудь в другой раз. Мне нужно победить Ланнистеров»).
Если перед other поставить определенный артикль the, то дальше может идти и существительное в единственном числе. В таком случае речь о втором из пары людей или предметов, или же из контекста будет понятно, о каких людях или предметах идет речь: «My brother is cool. He has been to the other side of the wall» («Мой брат крут. Он был по ту сторону стены»).
8 класс. Косвенная речь
Если вам хоть раз доводилось пересказывать слова другого человека, вы использовали косвенную речь. Это когда вы передаете сказанное не слово в слово, а только по содержанию. Чаще всего для пересказа используются глаголы to say («сказать») и to tell («рассказывать») и союз that, хотя его можно и опустить — как вам больше нравится. Чтобы не переврать чужие слова, нужно знать правила согласования времен. Здесь все довольно просто: представьте, как бы эта фраза звучала в прямой речи — какое время нужно было бы использовать, и сделайте от него шаг назад в прошлое.
- Прямая речь: I’m cuddling with my dog Bobo (Я тискаю своего пса Бобо).
Косвенная речь: She said she was cuddling with her dog Bobo (Она сказала, что тискает своего пса Бобо). - Прямая речь: I made a meat cake for Bobo’s birthday (Я приготовила мясной пирог Бобо на день рождения).
Косвенная речь: She said she had made a meat cake for Bobo’s birthday (Она сказала, что приготовила мясной пирог Бобо на день рождения).
Запомните, что Present Perfect в косвенной речи меняется на Past Perfect, а не на Past Simple. Past Perfect остается без изменений — дальше уходить в прошлое уже некуда. А will превращается в would.
Еще не забудьте поменять все местоимения и указатели времени. Вот несколько примеров: now (сейчас) → then (тогда), today (сегодня) → that day (в тот день), tomorrow (завтра) → the next day (на следующий день), yesterday (вчера) → the day before (за день до этого), next (следующий) → the following (следующий).
- Прямая речь: Next week I will bake people-shaped crackers for Bobo (На следующей неделе я испеку для Бобо крекеры в форме людей).
Косвенная речь: She said she would bake people-shaped crackers for Bobo the following week (Она сказала, что на следующей неделе испечет для Бобо крекеры в форме людей).
Важно: вы можете игнорировать согласование времен, если слова, которые вы передаете, — это общеизвестный факт: «She said dogs are a man’s best friend» («Она сказала, что собака — лучший друг человека»).
9 класс. To be going to vs. Present Continuous
Present Continuous и to be going to довольно похожи — некоторые носители даже используют их как конструкции с абсолютно одинаковым значением. Но небольшая разница все-таки есть. И ее важно понять не только для контрольной по английскому, но и для повседневного общения, чтобы всегда говорить именно то, что думаете.
С помощью Present Continuous вы говорите о планах, для осуществления которых вы уже что-то предприняли. «Mom, dad, do you remember Joe from Alabama whom we met in Sochi? He’s moving in with us» («Мама, папа, помните Джо из Алабамы, с которым мы познакомились в Сочи? Он переезжает к нам»). Родители с ужасом представляют, как Джо купил билет в один конец и как им придется идти на курсы английского.
Куда спокойнее родителям было бы услышать: «He’s going to move in with us» («Он планирует переехать к нам»). To be going to do smth — это исключительно про планы и намерения. Вы обсуждали с Джо возможность его переезда в Россию, и он вполне себе планирует поселиться вместе с вашей семьей, но вы пока ничего не сделали, чтобы эти планы стали реальностью. Так что у родителей еще есть шанс убедить вас, что звать Джо в квартиру, где помимо вас троих живет еще бабушка и ее пять кошек, — не самая лучшая идея.
10 класс: Инфинитив vs герундий
В разговоре часто приходится ставить вместе два глагола, а значит нужно знать, как их между собой соединить — поставить второй глагол в инфинитиве или с окончанием -ing, то есть использовать герундий. Плохие новости: никаких особых правил нет — есть списки глаголов и фраз, которые нужно запомнить. Например, to suggest сочетается с герундием, а после to offer нужно поставить инфинитив, хотя оба они переводятся как «предлагать»: «Only after I had suggested suing the restaurant because of a fly in my soup, the waiter offered to change the soup» («Только после того, как я предложил подать в суд на ресторан из-за мухи в моем супе, официант предложил заменить этот суп»).
Частая ошибка, от которой не застрахованы даже люди с достаточно высоким уровнем английского, — инфинитив вместо герундия после фразы to be looking forward to. Запомните раз и навсегда — I’m looking forward to doing smth: «I’m looking forward to finding another fly in the soup» («С нетерпением жду, когда же я найду еще одну муху в супе»).
Есть небольшой лайфхак, который примерно в 80% случаев поможет правильно угадать, что именно использовать — инфинитив или герундий. Если второе действие произойдет после первого, используйте инфинитив: «I’m planning to sue the restaurant anyway» («Я все равно планирую подать в суд на ресторан»). Я планирую сейчас, а подам в суд когда-нибудь потом, через неделю или месяц. А может, вообще передумаю, все-таки это мой любимый ресторан. В остальных случаях остается использовать герундий: «I don’t enjoy eating flies» («Не люблю есть мух»).
11 класс. Пожелания и сожаления
Conditional wishes — это разновидность условных предложений, с помощью которых говорят о пожеланиях и сожалениях. Называют их conditional, потому что в основе лежат условные предложения второго типа. К 11 классу вы должны уже хорошо в них разбираться, но освежить в памяти можно на примерах фраз, которые говорят при расставании с парнем.
Чтобы сказать, что вы сожалеете о чем-либо, вам пригодится фраза I wish («я бы хотел»). При этом на русский подобные предложения часто переводят как «жаль, что...» или «было бы здорово, если бы...». Если вы сокрушаетесь о настоящем — используйте в придаточном предложении Past Simple: «I wish I knew Shawn Mendes’ phone number» («Жаль, что я не знаю номера телефона Шона Мендеса»). Если вы сожалеете о чем-то, что случилось в прошлом, — используйте Past Perfect: «I wish I had asked Shawn Mendes for his phone number when I saw him at the concert in Prague» («Жаль, что я не попросила номер телефона Шона Мендеса, когда увидела его на концерте в Праге»).
Если в придаточном предложении стоит глагол to be, грамматически верным считается употреблять форму were, вне зависимости от подлежащего: «I wish Shawn Mendes were here now» («Было бы здорово, если бы Шон Мендес был сейчас здесь»). Справедливости ради надо сказать, что это правило в разговорной речи соблюдается далеко не всегда — некоторые носители даже о нем не слышали.
Чтобы наверняка разобраться во временах, перестать пропускать артикли и путать предлоги, скачайте бесплатный личный план «Английский для прокачки грамматики». Здесь собраны ссылки на полезные ресурсы с объяснением самых коварных правил, рекомендации полезных приложений, интерактивные упражнения для отработки навыков и много других полезностей.