Главное об эссе на ЕГЭ по английскому в 2023–2024 году
Эссе в экзамене по английскому языку — это одно из двух заданий в разделе «Письмо» ЕГЭ. Оно находится под №38 и проверяет, как ученик владеет письменной речью. В нем школьнику предлагают рассмотреть таблицу или диаграмму и на основе этих данных написать сочинение с аргументами.
Изменения в эссе по английскому в 2023–2024 году
В этот раз ФИПИ лишь немного уточнил формулировку самого задания №38. В остальном его суть и условия остались теми же, что и в прошлом году.
Как писать эссе по английскому языку
Перед тем как начать работу, ученик должен будет выбрать тему сочинения и формат данных, по которым будет его писать. Вариантов формата два: таблица и диаграмма.
Это важно
Внимательно изучите обе темы и данные по ним. Выбирайте ту, на которую вам будет проще рассуждать. Также обратите внимание на то, сможете ли вы осилить тему с лексической точки зрения.
Помните, что эссе на экзамене по английскому языку — это почти такое же сочинение, как на экзамене по русскому. Его структура не терпит творческого подхода. Работа должна быть четко структурированной, написать ее следует по плану из задания. Без отклонений.
Вот пример задания №38 из демоверсии ЕГЭ по английскому за 2024 год.
Здесь видно, что в плане есть 5 пунктов. Каждый из них — это отдельный абзац эссе. Вместе они составляют привычную структуру сочинения из 3 частей:
-
Вступление — 1-й абзац.
-
Основная часть — 2–4-й абзацы.
-
Заключение — 5-й абзац.
Сперва кратко разберем, за что отвечает каждая из частей, в таблице ниже.
Описание 3 частей эссе | |
---|---|
Вступление | Небольшая часть, где автор описывает тему работы. Занимает около 20% от всего текста |
Основная часть | Самая объемная часть, где приводят аргументы и контраргументы. Занимает около 60% от всего текста |
Заключение | Небольшая часть, в которой подводят итоги. Занимает 20% от всего текста |
Теперь подробнее о том, что стоит писать в каждом из абзацев работы. Для наглядности возьмем за пример то же задание из демоверсии ЕГЭ 2024 года и напишем свое эссе по английскому языку.
Абзац №1. Make an opening statement on the subject of the project
Это вступление вашей работы. Оно должно четко отражать тему эссе и называть источник данных, о которых пойдет речь. Здесь можно уложиться в 2–3 предложения — этого хватит, чтобы описать основную мысль работы и указать базу ваших будущих рассуждений — таблицу или диаграмму.
Клише для абзаца №1 эссе по английскому:
-
Nowadays, people are getting more and more concerned about [...].
-
Some people think that [...].
-
There are those who say that [...].
-
Some people are convinced that [...].
-
Nowadays, some people may hold the opinion that [...].
-
At the same time, others consider that [...].
-
Others agree that [...].
-
[...] and others believe that [...].
Пример абзаца №1
Nowadays, people are getting more and more concerned about the growing prominence of IT careers among teenagers in Zetland. During our research on why IT professions are so popular among young people, I found a table with statistics that reveal the main reasons behind their choice. In this essay, I will examine these numbers and share my thoughts on the subject.
Абзац №2. Select and report 2–3 facts
С этого абзаца начинается основная часть эссе по английскому языку. Здесь ученик переходит к анализу данных из задания, а именно выбирает и излагает 2–3 факта, которые дает таблица или диаграмма.
Будет достаточно 3–4 предложений. Первое оставьте под мысль, которая изложит смысл всего абзаца. Дальше — по одному предложению на каждый факт.
Клише для абзаца №2 эссе по английскому:
-
As can be seen from the [...].
-
First(ly), [...].
-
Second(ly), [...].
-
Finally, [...].
-
First of all, [...].
-
Besides, [...].
-
What is more, [...].
Пример абзаца №2
As can be seen from the data provided, we can observe the key insights about the preferences of Zetland teenagers when it comes to IT careers. Firstly, 33% of the respondents prioritise a good salary as their primary motivation for choosing a career in IT. Secondly, many vacancies in the IT sector, with 25% of youths, emphasise the wealth of job opportunities available. Finally, working from home is a significant factor, with 20% of the respondents valuing this flexibility in their career choices.
Абзац №3. Make 1–2 comparisons where relevant and give your comments
В третьем абзаце нужно перейти к сравнениям числовых данных из таблицы или диаграммы. Его тоже лучше начать с вводного предложения. Дальше сравните 1–2 положения из данных в задании и прокомментируйте их. Трех предложений будет достаточно.
Клише для абзаца №3 эссе по английскому:
-
Comparing [...] to [...].
-
[...] in comparison with [...].
-
[...] whereas [...].
-
The difference between [...].
Пример абзаца №3
Comparing the reasons for choosing an IT career among Zetland teenagers, we noticed some interesting trends. Good salary appears to be the most popular reason, with 33% of the respondents, while constant development seems to be the least favoured, getting only 8%. This significant difference of 25 percentage points highlights how important money is in teenagers' career decisions.
Абзац №4. Outline a problem that can arise with some IT jobs and suggest a way of solving it
Этот абзац — кульминация всей работы, и он же завершает основную часть эссе. В нем следует выделить и описать проблему, которую видно из предыдущих фактов и сравнений. А в конце — предложить способ, как, по вашему мнению, ее можно было бы решить.
Клише для абзаца №4 эссе по английскому:
-
According to the research [...].
-
As a result, [...].
-
I believe [...].
-
I would suggest [...].
Пример абзаца №4
Based on the data and comparisons, a significant issue emerges in the field of IT careers among Zetland teenagers. While these careers offer benefits, such as good salaries and numerous opportunities, there is a risk of work-related stress and burnout. To address this, I would suggest that educational institutions and IT companies introduce stress management programs, prioritise well-being, and encourage a healthy work-life balance.
Абзац №5. Conclude by giving and explaining your opinion on the importance of IT in the modern world
Это финальный абзац и часть сочинения — заключение. В нем нужно подвести итоги работы, а еще описать и объяснить свое мнение по теме задания. Важно, чтобы этот абзац по объему был примерно одинаковым со вступлением.
Клише для абзаца №5 эссе по английскому:
-
According to the arguments presented above, I can note [...].
-
All in all, [...].
-
In conclusion, I would like to stress that [...].
-
To sum up, [...].
-
The arguments I have presented [...] would indicate that [...].
-
All in all, I still strongly believe that [...].
-
From these arguments one could conclude that [...].
-
So it is up to you to decide whether or not [...].
Пример абзаца №5
In conclusion, I would like to stress that IT careers hold significant appeal for Zetland teenagers. The data highlights various factors contributing to their popularity, including good salaries, ample job opportunities, remote work options, creative prospects, and continuous growth potential. Overall, I firmly believe that IT careers offer young individuals the tools and opportunities needed to thrive in the digital era.
Как оценивают эссе по английскому на ЕГЭ в 2023–2024 году
Сперва вернемся к общим требованиям. Во-первых, в эссе важен объем, составители экзамена рекомендуют ограничить его 200–250 словами. Если ученик напишет работу короче 180 слов, ее оценят в 0 баллов. В случае эссе длиннее 275 слов проверяющий отсчитает их от начала работы и проверит только ту часть, которая укладывается в максимальный объем. Остаток оценивать не будут.
Также важно помнить, что на эссе оценивают способности письменно излагать свои мысли. Если больше 30% работы будет повторять текст из каких-либо источников, это даст повод поставить 0 баллов по критерию К1 «Решение коммуникативной задачи». А значит, и за все задание целиком.
Теперь рассмотрим все критерии эссе по английскому и баллы, которые можно за них получить.
К1. Решение коммуникативной задачи | |
---|---|
Содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании. Ученик придерживался нейтрального стиля письма. Допускается 1 неточный аспект или 1 нарушение нейтрального стиля. |
3 |
Не раскрыт 1 аспект. ИЛИ Не раскрыт 1 аспект и еще 1 раскрыт не в полной мере. ИЛИ Не в полной мере раскрыты 2–3 аспекта. Есть 2–3 нарушения нейтрального стиля. |
2 |
Не раскрыт 1 аспект и еще 2–3 раскрыты не в полной мере. ИЛИ Не раскрыты 2 аспекта. ИЛИ Не раскрыты 2 аспекта и еще 1 раскрыт не в полной мере. ИЛИ 4–5 аспектов раскрыты не в полной мере. Есть до 4 нарушений нейтрального стиля. |
1 |
Все остальные случаи раскрытия аспектов и нарушений нейтрального стиля. ИЛИ Работа не укладывается в рекомендуемый объем. ИЛИ Текст на 30 и более процентов совпадает с найденными в открытых источниках. |
0 |
Как правильно:
-
Не используйте риторические вопросы.
-
Не пишите сокращенные варианты английских выражений и слов. Только полные.
-
Избегайте эмоционально окрашенных прилагательных.
-
Старайтесь не использовать короткие предложения, в которых менее 7 слов.
К2. Организация текста | |
---|---|
Эссе логично, построено по плану из задания, текст правильно разделен на абзацы. Ученик верно использовал средства логической связи предложений. | 3 |
Эссе логично, построено по плану из задания, текст правильно разделен на абзацы. Ученик допустил 1–3 ошибки в средствах логической связи предложений. | 2 |
Есть 4–5 ошибок в организации текста. ИЛИ Нет вступления или заключения. |
1 |
Есть 6 и более ошибок в организации текста. ИЛИ Текст написан не по плану из задания. ИЛИ Нет деления на абзацы. |
0 |
Как правильно:
-
Используйте в эссе по английскому языку только те логические связки, в которых уверены.
-
Четко следуйте плану из задания.
-
Убедитесь, что все абзацы работы на месте.
-
Пишите, оставляя пустую строку между абзацами, чтобы выделить их.
К3. Лексика | |
---|---|
Словарный запас соответствует высокому уровню сложности задания. Есть не более 1 лексической ошибки. | 3 |
Словарный запас соответствует высокому уровню сложности задания. Есть не более 2–3 лексических ошибок. ИЛИ Словарный запас ограничен, но лексических ошибок нет. |
2 |
Словарный запас не вполне соответствует высокому уровню сложности задания. Есть не более 4 лексических ошибок. | 1 |
Словарный запас не соответствует высокому уровню сложности задания. Есть 5 и более лексических ошибок. | 0 |
Как правильно:
-
Старайтесь использовать сложную лексику, которая покажет ваш словарный запас.
-
Используйте вводные слова: however, moreover, furthermore и др.
-
Пишите только те слова, в значении которых вы уверены.
К4. Грамматика | |
---|---|
Грамматические средства соответствуют высокому уровню сложности задания. Есть не более 1–2 повторяющихся грамматических ошибок. | 3 |
Грамматические средства соответствуют высокому уровню сложности задания. Есть не более 3–4 грамматических ошибок. | 2 |
Грамматические средства не вполне соответствуют высокому уровню сложности задания. Есть не более 5–7 грамматических ошибок. | 1 |
Грамматические средства не соответствуют высокому уровню сложности задания. Есть 8 и более грамматических ошибок. | 0 |
Как правильно:
-
Используйте сложные грамматические конструкции в эссе по английскому.
-
Если не уверены в том, правильно ли понимаете конструкцию, лучше использовать вместо нее более простую.
К5. Орфография и пунктуация | |
---|---|
Есть не более 1 орфографической или пунктуационной ошибки. | 2 |
Есть 2–4 орфографических или пунктуационных ошибок. | 1 |
Есть 5 и более орфографических или пунктуационных ошибок. | 0 |
Как правильно:
-
Не используйте слово, если не помните, как оно пишется.
-
Не забывайте о знаках препинания в сложных предложениях и в конце предложений.
-
Помните, что некоторые вводные конструкции нужно выделять запятыми: however, on the one hand, eventually.
Как подготовиться к эссе по английскому: 4 совета для сдачи ЕГЭ
Теперь — к конкретным советам о том, что поможет вам набрать больше баллов за задание №38.
Совет №1. Прокачивайте словарный запас и грамматику
Это обеспечит вам высшие баллы за критерии К3, К4 и К5. Вот несколько советов, как это сделать:
-
Занимайтесь с репетитором.
-
Читайте, смотрите сериалы и слушайте музыку в оригинале.
-
Учите слова по карточкам.
-
Подпишитесь на иностранные блоги.
-
Используйте специальные приложения.
Совет №2. Изучите удачные примеры эссе прошлых лет
Так вы будете знать, как должны выглядеть эталонные работы. И будете ориентироваться на них как на пример в оформлении, лексике, структуре предложений и т. д.
Но помните: не пытайтесь запомнить чужую работу, чтобы использовать ее части в своем эссе на ЕГЭ по английскому. Это может грозить обнулением всей работы. Лучше проанализировать примеры, отметить их сильные стороны и потренироваться писать так же.
Совет №3. Практикуйтесь
Без этого шага никуда. Чтобы научиться писать хорошие эссе, нужно делать это как можно чаще. Так вы отработаете формат задания и уже не споткнетесь об ошибки в структуре или объеме.
Советуем взять для практики темы предыдущих лет. По ним много готовых работ в открытых источниках, с которыми можно будет сравнить свою. Также в интернете есть примеры заданий эссе по английскому, которые не появлялись в настоящем ЕГЭ, но имеют ту же суть. Такие, например, мы в Skysmart разрабатываем для тех, кто вместе с нами готовится к экзаменам.
Это важно
Тренируйтесь писать сочинение от руки, а не на смартфоне или компьютере. Во-первых, это немного погрузит вас в условия экзамена, и на реальном будет привычнее.
Во-вторых, так вы сможете поработать над почерком. Это важно, потому что слипшиеся буквы и слова легко могут отнять у вас баллы, если проверяющий их не разберет.
Совет №4. Занимайтесь с преподавателем
Заниматься самому придется и так и так. А вот стоит ли ходить на уроки к преподавателю английского — это уже ваш выбор. И если вы не хотите лишний раз рисковать баллами, стоит использовать оба формата.
Во время подготовки к эссе учитель:
-
поможет разобраться во всех критериях;
-
подскажет, как набрать высший балл по каждому критерию;
-
подберет задания, на которых можно будет практиковаться;
-
расскажет, какая сторона ваших сочинений хромает больше всего и как это исправить;
-
будет проверять ваши тестовые работы и помогать следить за динамикой подготовки.
Также преподаватель будет полезен в подготовке не только к эссе, но и к другим заданиям ЕГЭ по английскому. И вот чем именно:
-
оценит каждый ваш навык и расскажет, как его прокачать;
-
составит персональный трек для подготовки и подберет нужные материалы;
-
поможет скорректировать программу;
-
расскажет о частых ошибках учеников прошлых лет;
-
поделится лайфхаками для экзамена и др.
Как сдать ЕГЭ по английскому языку
В этой статье мы разобрали особенности экзаменационного сочинения и критерии, по которым его оценивают. А еще написали пример эссе по английскому языку — вы можете использовать его как шаблон для своей работы на ЕГЭ. Но если хотите сами писать крутые сочинения и прокачать лексику, начните заниматься на курсе подготовки к ЕГЭ по английскому языку в Skysmart. Мы подскажем, чего не хватает вашим эссе, и поможем набить руку. Увидимся на онлайн-уроке!
Проверьте, знаете ли вы 100 главных английских слов
- Первые результаты уже через месяц
- Плюс 1 уровень за 3 месяца
- Разговорные клубы в подарок