Проверьте свой немецкий и получите рекомендации по обучению
Проверить бесплатно

Множественное число в немецком языке: правила и исключения

Для кого эта статья:

  • Студенты, изучающие немецкий язык и испытывающие трудности с множественным числом
  • Преподаватели немецкого языка, ищущие материалы для обучения
  • Люди, интересующиеся грамматикой и языковыми исследованиями
Множественное число в немецком языке: правила и исключения
NEW

Изучите все способы образования множественного числа в немецком языке, следуя логике и правилам. Превратите грамматику в увлекательное занятие!

Множественное число в немецком языке — один из тех аспектов, которые вызывают наибольшие трудности у студентов. Пять различных способов образования, многочисленные исключения и кажущаяся непредсказуемость правил часто заставляют опускать руки. Но за кажущимся хаосом скрывается логика — и сегодня мы её раскроем. В этой статье я подробно разберу все способы образования множественного числа, научу определять правильную форму по роду и окончанию существительного, и покажу мнемонические приёмы, которые превратят изучение немецкой грамматики из мучения в интеллектуальное приключение 🧠📚


Если вы хотите освоить немецкую грамматику без стресса, рекомендую обратить внимание на курс немецкий онлайн от Skyeng. Преподаватели школы используют уникальные методики, которые превращают сложные темы вроде множественного числа в понятные алгоритмы. Вместо зубрёжки исключений — логика и закономерности, вместо путаницы — ясность и структурированность. Попробуйте первый урок и убедитесь, что немецкая грамматика может быть увлекательной!

Основные правила образования множественного числа

В немецком языке существует пять основных способов образования множественного числа существительных. Каждое существительное относится к одному из них. К счастью, здесь есть определенные закономерности, связанные с родом существительного и его окончанием в единственном числе.

Способ Описание Примеры
Суффикс -e Чаще всего для существительных мужского рода der Tag → die Tage (день → дни)
der Arm → die Arme (рука → руки)
Суффикс -er Часто для существительных среднего рода das Kind → die Kinder (ребенок → дети)
das Bild → die Bilder (картина → картины)
Суффикс -n/-en Преимущественно для существительных женского рода die Frau → die Frauen (женщина → женщины)
die Uhr → die Uhren (часы → часы)
Суффикс -s Для иностранных слов, сокращений das Auto → die Autos (автомобиль → автомобили)
das Foto → die Fotos (фотография → фотографии)
Нулевое окончание Форма не меняется der Lehrer → die Lehrer (учитель → учителя)
das Fenster → die Fenster (окно → окна)

Важно помнить, что при образовании множественного числа артикль всегда меняется на "die", независимо от рода существительного в единственном числе. Это одно из немногих постоянных правил в немецкой грамматике 👍

1

Умлаут во множественном числе

Многие существительные мужского и женского рода получают умлаут в корне слова:

  • ✅ der Apfel → die Äpfel (яблоко → яблоки)
  • ✅ der Vater → die Väter (отец → отцы)
  • ✅ die Mutter → die Mütter (мать → матери)

При определении формы множественного числа существительного нужно учитывать его род и окончание в единственном числе. Например, большинство существительных женского рода на -e, -ie, -ei, -heit, -keit, -schaft, -ung добавляют -n/-en во множественном числе: die Blume → die Blumen (цветок → цветы).


Анна Петрова, преподаватель немецкого языка с 15-летним стажем

Однажды в мою группу пришла новая студентка Маргарита, которая уже дважды бросала немецкий из-за множественного числа. "Почему нельзя сделать как в английском — просто прибавить окончание -s и готово?" — спрашивала она. Я рассказала ей историю о том, как немецкий язык формировался на протяжении веков, впитывая влияния разных диалектов и соседних языков.

"Представь, что немецкий язык — это старинный замок, в котором каждая комната строилась в разное время и разными архитекторами. Иногда они не договаривались между собой, и получались разные стили. Но если ты знаешь историю этого замка, то сможешь понять логику каждой комнаты".

Мы начали работать с визуальными ассоциациями. Для слов мужского рода я рисовала синие предметы с суффиксом -e, для женского — красные с -en, для среднего — зелёные с -er. Через несколько недель Маргарита начала интуитивно чувствовать, какое окончание нужно использовать. К концу семестра она уже объясняла это другим студентам! Иногда нам нужно просто найти свой собственный способ упорядочить хаос.


Суффиксы немецких существительных во множественном числе

Рассмотрим подробнее каждый из суффиксов множественного числа и типы существительных, к которым они обычно применяются:

  1. Суффикс -e: Наиболее характерен для односложных существительных мужского рода. При этом гласные a, o, u часто получают умлаут: der Ball → die Bälle (мяч → мячи), der Kopf → die Köpfe (голова → головы).
  2. Суффикс -er: Типичен для односложных существительных среднего и некоторых мужского рода. Гласные почти всегда получают умлаут: das Buch → die Bücher (книга → книги), der Mann → die Männer (мужчина → мужчины).
  3. Суффикс -n/-en: Используется практически для всех существительных женского рода, а также для существительных мужского рода, обозначающих людей или животных и заканчивающихся на -e: die Katze → die Katzen (кошка → кошки), der Junge → die Jungen (мальчик → мальчики).
  4. Суффикс -s: Применяется к большинству заимствованных слов, сокращений и существительных, заканчивающихся на гласную: das Sofa → die Sofas (диван → диваны), der PKW → die PKWs (легковой автомобиль → легковые автомобили).
  5. Нулевое окончание: Форма не меняется у многих существительных среднего и мужского рода, особенно тех, которые заканчиваются на -er, -el, -en в единственном числе: der Computer → die Computer (компьютер → компьютеры).

Мужской род

Чаще: -e, ⸯe

Реже: -er, -en

Женский род

Почти всегда: -en, -n

Реже: ⸯe

Средний род

Часто: -er, ⸯer

Также: -e, -∅

* ⸯ обозначает умлаут в корне слова

Важно обратить внимание на некоторые окончания существительных в единственном числе, которые часто указывают на определённый способ образования множественного числа:

Окончание ед. числа Множественное число Примеры
-ung, -heit, -keit, -schaft, -ion -en die Wohnung → die Wohnungen (квартира → квартиры)
die Freiheit → die Freiheiten (свобода → свободы)
-in (женщины по профессии) -nen die Lehrerin → die Lehrerinnen (учительница → учительницы)
-chen, -lein (уменьшительные) без изменений das Mädchen → die Mädchen (девочка → девочки)
-er, -el, -en (м.р., ср.р.) чаще без изменений der Lehrer → die Lehrer (учитель → учителя)
-e (м.р.) -en der Junge → die Jungen (мальчик → мальчики)

Исключения при образовании множественного числа

В немецком языке, как и в любом живом языке, существует немало исключений, которые не следуют стандартным правилам. Ниже представлены наиболее важные категории исключений:

1. Существительные с нерегулярными формами множественного числа:

  • das Auge → die Augen (глаз → глаза) — среднего рода, но принимает -n
  • der Staat → die Staaten (государство → государства) — мужского рода, но принимает -en
  • die Mutter → die Mütter (мать → матери) — женского рода, но принимает умлаут без -en
  • das Kloster → die Klöster (монастырь → монастыри) — среднего рода, получает умлаут без -er

2. Существительные, меняющие род во множественном числе:

  • das Wort → die Wörter (слово → слова) — обычная форма
  • das Wort → die Worte (слово → речь, выступление) — особое значение
!

Самые популярные исключения

  • der Mann → die Männer (мужчина → мужчины)
  • das Kind → die Kinder (ребёнок → дети)
  • die Frau → die Frauen (женщина → женщины)
  • der Name → die Namen (имя → имена)
  • das Buch → die Bücher (книга → книги)

3. Существительные с изменением корня:

  • der Baum → die Bäume (дерево → деревья) — умлаут + -e
  • das Haus → die Häuser (дом → дома) — умлаут + -er
  • der Fuß → die Füße (нога → ноги) — умлаут + -e

4. Заимствованные слова с оригинальными формами множественного числа:

  • das Visum → die Visa (виза → визы) — латинское происхождение
  • der Atlas → die Atlanten (атлас → атласы) — греческое происхождение
  • das Thema → die Themen (тема → темы) — греческое происхождение

5. Существительные с разными формами множественного числа в зависимости от значения:

  • die Bank → die Bänke (скамейка → скамейки)
  • die Bank → die Banken (банк → банки)

Особого внимания заслуживают существительные, которые вообще не имеют формы множественного числа:

  • der Schnee (снег)
  • die Milch (молоко)
  • der Regen (дождь)
  • die Liebe (любовь)

Или, наоборот, существуют только во множественном числе:

  • die Ferien (каникулы)
  • die Leute (люди)
  • die Eltern (родители)
  • die Kosten (расходы)

Марина Соколова, преподаватель немецкого языка и переводчик

Работая с группой инженеров, которые готовились к длительной командировке в Германию, я столкнулась с интересной проблемой. Максим, один из самых способных учеников, прекрасно усваивал технические термины и сложные грамматические конструкции, но категорически отказывался учить множественное число. "Меня поймут и так", — упрямо повторял он.

На одном из занятий я принесла техническую документацию на немецком. Максим вызвался перевести абзац, где описывалась сборка какого-то механизма. "Соедините die Muttern с die Schrauben и закрепите die Stangen на основании..." Максим замешкался: "Соедините... матери с винтами и закрепите палки?" Группа расхохоталась.

Я объяснила, что die Mutter (гайка) во множественном числе — die Muttern (гайки), die Schraube (винт) — die Schrauben (винты), die Stange (стержень) — die Stangen (стержни). Одна ошибка в техническом контексте полностью исказила смысл инструкции. После этого случая Максим стал самым усердным студентом в плане изучения множественного числа — он понял, что в его профессии точность выражения критична.


Практические упражнения для закрепления материала

Теория без практики бесполезна, особенно в изучении языков. Предлагаю несколько упражнений разного уровня сложности для закрепления правил образования множественного числа в немецком языке.

Упражнение 1: Определите множественное число существительных

Образуйте множественное число следующих существительных:

  1. der Tisch (стол) →
  2. die Lampe (лампа) →
  3. das Buch (книга) →
  4. der Computer (компьютер) →
  5. die Stadt (город) →
  6. das Kind (ребенок) →
  7. der Mann (мужчина) →
  8. die Frau (женщина) →
  9. das Auto (автомобиль) →
  10. der Apfel (яблоко) →

Ответы: 1. die Tische 2. die Lampen 3. die Bücher 4. die Computer 5. die Städte 6. die Kinder 7. die Männer 8. die Frauen 9. die Autos 10. die Äpfel

Упражнение 2: Группировка по способу образования множественного числа

Распределите следующие существительные по группам в зависимости от способа образования множественного числа:

der Hund, die Tochter, das Fenster, die Blume, der Lehrer, das Auto, die Mutter, der Vogel, das Bild, die Tasche

Ответы:

  • Суффикс -e: der Hund → die Hunde
  • Суффикс -er: die Tochter → die Töchter, das Bild → die Bilder
  • Суффикс -n/-en: die Blume → die Blumen, die Tasche → die Taschen
  • Суффикс -s: das Auto → die Autos
  • Без изменений: das Fenster → die Fenster, der Lehrer → die Lehrer
  • Особые случаи: die Mutter → die Mütter, der Vogel → die Vögel (умлаут)

Упражнение 3: Заполните пропуски правильной формой множественного числа

  1. Ich habe drei _____ (Bruder).
  2. Die _____ (Kind) spielen im Park.
  3. Er kauft viele _____ (Buch).
  4. Wir brauchen neue _____ (Stuhl).
  5. Die _____ (Frau) arbeiten zusammen.

Ответы: 1. Brüder 2. Kinder 3. Bücher 4. Stühle 5. Frauen

Упражнение 4: Исключения

Найдите исключения из правил в следующем списке и объясните, почему они являются исключениями:

das Auge, der Staat, die Mutter, das Kloster, der Name, das Thema

Ответы:

  • das Auge → die Augen (исключение: существительное среднего рода, но принимает суффикс -n)
  • der Staat → die Staaten (исключение: существительное мужского рода, но принимает суффикс -en)
  • die Mutter → die Mütter (исключение: существительное женского рода с умлаутом, но без суффикса -en)
  • das Kloster → die Klöster (исключение: существительное среднего рода с умлаутом, но без -er)
  • der Name → die Namen (исключение: существительное мужского рода на -e, но образует множественное число с -n, а не с -en)
  • das Thema → die Themen (исключение: заимствованное слово с греческой формой множественного числа)

Упражнение 5: Переведите предложения на немецкий язык

  1. В саду много деревьев.
  2. Эти дома очень старые.
  3. Я вижу трёх мужчин и двух женщин.
  4. Дети играют с мячами.
  5. На столе лежат книги и тетради.

Ответы:

  1. Im Garten gibt es viele Bäume.
  2. Diese Häuser sind sehr alt.
  3. Ich sehe drei Männer und zwei Frauen.
  4. Die Kinder spielen mit Bällen.
  5. Auf dem Tisch liegen Bücher und Hefte.

Методы запоминания форм множественного числа

Для многих изучающих немецкий язык запоминание множественного числа существительных представляет собой настоящую проблему. К счастью, существуют эффективные методы, которые могут значительно облегчить этот процесс.

  1. Учите существительные сразу с формой множественного числа — Вместо того чтобы заучивать "der Tisch" (стол), сразу запоминайте "der Tisch, -e" (стол, столы). Таким образом вы создадите в памяти полный образ слова.
  2. Используйте цветовую маркировку — Выделяйте разными цветами существительные в зависимости от способа образования множественного числа. Например, синим цветом — существительные с суффиксом -e, красным — с суффиксом -en, зеленым — с суффиксом -er и т.д.
  3. Группируйте по моделям — Создавайте группы существительных, образующих множественное число одинаковым способом. Например, группа существительных женского рода на -e, которые добавляют -n: die Lampe → die Lampen, die Tasche → die Taschen.
  4. Используйте мнемонические приемы — Создавайте яркие ассоциации, которые помогут вам запомнить необычные формы. Например, "Mann-Männer" можно запомнить через ассоциацию "мужчины становятся сильнее (MÄNNEr), когда объединяются".
  5. Метод историй — Составляйте короткие истории, включающие существительные с одинаковым способом образования множественного числа. Например: "Die Frauen (женщины) и die Katzen (кошки) gehen durch die Straßen (улицы) und schauen in die Vitrinen (витрины)" — история для запоминания существительных с окончанием -en.

Правила-подсказки для определения множественного числа

1

Женский род: Почти всегда добавляется -en или -n

die Frau → die Frauen, die Tür → die Türen

2

Односложные существительные мужского рода: Обычно добавляется -e (часто с умлаутом)

der Ball → die Bälle, der Hund → die Hunde

3

Окончания -er, -el, -en: Обычно не меняются во множественном числе

der Lehrer → die Lehrer, das Fenster → die Fenster

4

Заимствованные слова: Часто добавляется -s

das Auto → die Autos, das Hobby → die Hobbys

Практические советы для эффективного запоминания:

  • Создавайте карточки с существительным на одной стороне и его формой множественного числа на другой.
  • Используйте приложения для интервального повторения, такие как Anki или Quizlet.
  • Практикуйте использование существительных во множественном числе в контексте — составляйте предложения или короткие диалоги.
  • Регулярно читайте тексты на немецком языке, обращая внимание на формы множественного числа.
  • Слушайте аудиоматериалы на немецком языке, чтобы привыкнуть к звучанию форм множественного числа.
  • Используйте метод "цепочки" — составляйте цепочки слов, где каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего, и все слова употребляются во множественном числе.
  • Создавайте визуальные представления — рисуйте множественное число предметов и подписывайте их немецкими словами.

Помните, что освоение множественного числа в немецком языке — это процесс, требующий времени и регулярной практики. Не пытайтесь выучить все формы сразу. Начните с наиболее часто используемых существительных и постепенно расширяйте свой словарный запас.


Множественное число в немецком языке — это не хаотичный набор исключений, а логичная система с определёнными закономерностями. Хотя на первый взгляд она кажется сложной, при правильном подходе вы сможете не просто запоминать, а именно понимать эти закономерности. Освоив базовые принципы и регулярно применяя их на практике, вы обнаружите, что ваш языковой интуиция становится всё точнее, и вскоре вы сможете правильно образовывать множественное число даже тех слов, которые видите впервые. Немецкая грамматика из препятствия превратится в увлекательную головоломку, решение которой приносит истинное удовольствие.


Бесплатные активности

alt 1
Вебинары по английскому языку
Заговорите на английском, не стесняясь своего акцента, с нейтивами и топовыми преподавателями Skyeng
Подробнее
alt 2
Курс "Easy English"
Пройдите бесплатный Telegram-курс для начинающих. Видеоуроки с носителями и задания на каждый день
Подробнее
sd
Английский для ленивых
Бесплатные уроки по 15 минут в день. Освоите английскую грамматику и сделаете язык частью своей жизни
Подробнее

Познакомьтесь со школой бесплатно

На вводном уроке с методистом

  1. Покажем платформу и ответим на вопросы
  2. Определим уровень и подберём курс
  3. Расскажем, как 
    проходят занятия

Оставляя заявку, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных