Сначала пришлось сменить профессию, потом еще и страну — как выйти из такой истории победителем и найти себя, рассказывает преподаватель онлайн-школы Skyeng Наталья Юсупова.
Я даже не думала быть учителем. Мне еще в школе любимый преподаватель говорил: «Наташка, только не это! Ты слишком мягкая, не сможешь». Стала журналистом, ну а английский там мне был очень нужен, так что выучила хорошо. А в 90-е все рухнуло: мы с мужем тогда жили в Узбекистане, оба потеряли работу и остались с тремя маленькими детьми на руках. Почти в 40 лет пришлось идти нянечкой в детский сад — ну то есть, можно сказать, уборщицей.
Моими первыми учениками стали четырехлетки в саду. Сама предложила директору: давайте я с ними буду заниматься. И пошло: песенки, зарядка, считалочки, названия игрушек. Как-то неожиданно приехала комиссия — и застала сцену: я играю на аккордеоне, дети поют на английском. Не поверили даже сначала, что это не показательные выступления.
Прошлись по группам, а там мои малыши передают друг другу кубик и болтают: «Какой это тебе red, это yellow!». Так и сказали потом: высший уровень, когда дети знают английский, — они играют в него. После этого меня позвали в школу, а там я выиграла престижный конкурс для учителей английского — ACCELS. На два месяца поехала стажироваться в США: училась в Purdue University, преподавала в американской школе и поднаторела с носителями. Потом продолжила онлайн-образование в университетах Балтимора и Орегона.
Лекции на английском, преподавание на английском, вообще вся жизнь на нем — даже для учителя это прекрасный челлендж. И еще там я поняла, как много они используют технологий: все эти доски интерактивные, презентации… Но когда еще никаких технологий не было, я учила детей с аккордеоном. И тут тоже сыграла: гимн школы, подобрала ноты на слух. Дети были просто в восторге, и потом мы с ними часто сочиняли песенки на английском на разные мотивы.
Раньше я была тетенька очень продвинутая, а теперь — бабушка-хакер. Меня за внедрение IT-грамотности даже наградили медалью. Я обучала учителей по всему Узбекистану: как готовиться к урокам в современном мире, как искать материалы, как использовать сайт Британского Совета. В общем, еще задолго до Skyeng перешла с компьютером на ты.
В Узбекистане я была известным человеком, тренером международного масштаба. И когда мы вместе с детьми переехали в Россию пять лет назад — пришлось начинать все сначала. Был март, в школу не устроиться в середине года. И какое счастье, что я этого не сделала! Потому что скоро получила приглашение в Skyeng — и тут же на него откликнулась. Прошла собеседование с Денисом (одним из основателей), сделала несколько пробных уроков — и через две недели меня буквально завалили учениками.
Те ученики, еще пять лет назад найденные, самые преданные. Один со мной уже 787 уроков прошел. Он замечательный человек, бывший директор завода, который вышел на пенсию — и решил заняться языком. И таких «долгих» у меня немало! Я очень ценю эту стабильность. Одна девушка мне на втором занятии призналась, что беременна, а теперь у нее уже сыну три года, а мы все еще вместе, прошли от Elementary до Upper Intermediate. Это учительское счастье.
Не всем быть великими спортсменами — люди ходят в зал, чтобы держать себя в форме. И с английским так же. Большинство моих учеников не ставит крупных целей: язык им нужен просто для жизни. Кому-то чтобы спокойнее ездить по миру, кому-то — для рабочей переписки и выступлений, а людям моего элегантного возраста учеба помогает убежать от Альцгеймера.
Иногда мне говорят: «Наталья, да я же с вами на психологе экономлю!» Да, я дружу со своими учениками и стараюсь жить их жизнью: поздравляю с днем рождения, знаю про отпуска, спрашиваю про детей. С одной бизнес-леди из Петербурга мы всегда на уроке хохочем, а в конце — она шлет мне воздушный поцелуй. А вообще у меня на уроках что только не происходит: и про рабочие проблемы рассказывают, и из-за разводов, бывает, плачут. Ну а как иначе? Это жизнь, и английский — просто ее часть, а не какой-то отдельный предмет, где обсуждается только Past Simple.
Главное для учителя — ничего не бояться. Особенно — быть просто человеком, а не ментором. Только тогда тебе будут доверять. Я всегда рассказываю о себе: я мама троих детей, бабушка четырех внуков. И когда у меня занятия с малышами, никогда не боюсь, что они слишком заиграются, пусть им будет весело и легко на английском.
Английский открывает тебе миллион дорог, я точно знаю. Мой сын, например, благодаря ему стал авиаинженером и теперь часто читает лекции за границей. А дочка целый год училась в Америке и сейчас работает репетитором, как я. Иногда я смотрю, как они трындят без остановки с иностранцами — и просто восхищаюсь. Внуки тоже занимаются сейчас, но без меня, если честно. Тут я сапожник без сапог: надо выбрать время наконец, а то чужих учу, а на своих его не хватает.
Хотя со временем у меня не очень: утром и вечером преподаю, а нужно еще ютуб посмотреть, книжки почитать. И American English webinars не пропускаю: это такая серия вебинаров на фейсбуке, всем учителям рекомендую. Очень помогает методику поддерживать и язык обновлять. Да и просто интересно — там же люди учатся со всего света.
Знаете, мне однажды ученик сказал: «Ну мало ли вещей, которые нам не нравится делать, но мы делаем». И бросил занятия, конечно. Потому что так ничего не добиться. Нет мотивации — нет прогресса. А вот другой: амбициозный, сидит и сидит над словами, современным приложениям даже не верит! Выписывает все в свою бухгалтерскую книгу. Это тоже работает! Все работает, если хочешь учиться. И недавно похвастался: ездил на конференцию, где все было на английском, и все понятно.
Моя мотивация преподавать — сияющие глаза учеников. Мне нравится учить, у меня это получается, это дает крылья. Я не выгораю, потому что нашла свою идеальную работу: вот сижу тут у себя на диванчике, муж подливает чай в кружку весь день. А по другую сторону экрана — ученики: иногда в пижамах, и мы с ними пьем чай и вроде как между делом учим английский.
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.