За рубежом популярны два типа британских фильмов: исторические драмы и кино про субкультуры. Их объединяет британская самобытность и бережное отношение к прошлому. Сюжеты historical dramas (исторических драм) понятны всем, кто не пропускал уроки зарубежной истории и читал классическую литературу. А вот о субкультурах знают немногие. Восполняем этот пробел и смотрим четыре культовых фильма.
Quadrophenia — «Квадрофения» (1979)
С конца 50-х и до середины 60-х годов на улицах Великобритании выделялись моды (mods). Это было время экономического бума после Второй мировой войны. Поколение модов в отличие от своих родителей могло позволить себе не зарабатывать тяжелым трудом с подросткового возраста, а, например, учиться или подрабатывать. Так сформировалась молодежная культура — с любовью к музыке, друзьями и тусовками.
Моды слушали современный джаз, отчего получили свое название (mods — сокращенное от modernists), носили костюмы, как The Beatles, разъезжали на скутерах и часто участвовали в стычках с рокерами. Об этих столкновениях как о серьезной угрозе для общества часто писали газеты. Современные социологии считают, что реакция журналистов того времени — моральная паника (moral panic).
Главный герой фильма «Квадрофения» Джим — как раз такой двадцатилетний мод, он работает курьером и много тусуется с друзьями. Джим участвует в потасовке с рокерами, его арестовывают, но вскоре выпускают под залог. А весь оставшийся фильм он борется с наркозависимостью и в конце концов разочаровывается в модах.
Sid and Nancy — «Сид и Нэнси» (1986)
На фоне надвигающегося экономического кризиса к середине 70-х в Великобритании сформировалось движение панков. Их можно было узнать по цветным ирокезам, большим кожаным курткам, ботинкам Dr. Martens, украшениям из булавок, пирсингу и татуировкам. А еще панков объединяли анти-элитарные настроения и поведение: нонконформизм, анти-авторитаризм, отрицательное отношение к корпорациям и консьюмеризму. Само английское слово punk значит «плохой, дрянной» или «гнилой».
Движение не потеряло свою популярность, когда Британию захлестнула рецессия. К середине 80-х больше 700 тысяч молодых британцев от 16 до 24 лет остались без работы.
Субкультура одновременно появилась в США и Великобритании, и кто был первым — до сих пор предмет для споров. Но самые известные панк-песни все же родом из Британии: «God Save the Queen» и «Anarchy in the UK» группы Sex Pistols.
О жизни ее бас-гитариста Сида Вишеса, а также становлении и распаде группы рассказывает фильм «Сид и Нэнси».
The Firm — «Фирма» (1988, 2009)
В отличие от других субкультур, casuals объединяла любовь к футболу. А еще — к дракам после него. В конце 70-х фанаты «Эвертона» и «Ливерпуля» ездили за своими футбольными клубами по Европе. Там они доставали одежду дорогих и неизвестных британскому рабочему классу брендов, вроде Lacoste, Sergio Tacchini, Kappa, Fila. Именно доставали, потому что считается, что большую часть одежды они не купили, а украли.
Болельщики вернулись на родину, и полиция на время перестала обращать на них внимание — кэжуалы не были похожи на хулиганов-скинхедов. Среди футбольных фанатов началась гонка «кто оденется дороже», они выбирали необычные принты и ткани. Интересно, что в отличие от других субкультур, болельщики отличали «своих» от «чужих» по принципу «от противного»: они носили одежду любых цветов, кроме цвета своего клуба.
Фильм «Фирма» (и его ремейк 2009 года) рассказывает про неприглядную сторону футбольных фанатов: болельщики «Вест Хэм Юнайтед» предлагают другим группировкам хулиганов объединиться перед Чемпионатом мира, и заканчивается все очень жестко.
24 Hour Party People — «Круглосуточные тусовщики» (2002)
Электронная музыка стала популярна к 80-м годам во многих странах, но rave (рейв) — британское словечко. В конце 50-х так называли вечеринки битников в лондонском Сохо, а к концу 80-х — жанр электронной музыки, которая звучала на подпольных вечеринках и пиратских радиостанциях. Их любителей называли ravers (рейверами). Круглосуточные тусовки стали ассоциироваться с употреблением веществ, поэтому власти решили с ними бороться.
Одной из самых известных сцен электронной музыки в Великобритании был Манчестер. В британской культуре город даже называли Madchester (от mad — безумный). Фильм «Круглосуточные тусовщики» рассказывает про манчестерских музыкантов — от панк-групп Joy Division, New Order и Happy Mondays до расцвета клуба FAC51 и рейверов. Музыкальная история города рассказывает Тони Уилсон — музыкальный промоутер (в том числе Joy Division) и владелец лейбла Factory Records.