Partizip II — один из краеугольных камней немецкой грамматики, без которого невозможно грамотно строить речь на языке Гёте и Шиллера. Эта грамматическая форма встречается буквально в каждом разговоре и тексте на немецком языке, будь то описание уже произошедших событий или построение пассивных конструкций. Часто студенты, начинающие изучать немецкий, не осознают всей значимости причастия II, считая его просто "странной формой глагола". Между тем, именно от правильного использования Partizip II зависит, поймут ли вас носители языка, и насколько естественно будет звучать ваша речь. 🇩🇪
Хотите безупречно владеть немецкой грамматикой и блестяще использовать Partizip II в речи? Немецкий онлайн от школы Skyeng — это не просто теоретическая база, но и интенсивная разговорная практика с профессиональными преподавателями. Уже после 5-6 занятий вы заметите, как легко начнёте использовать перфектные времена и пассивные конструкции, а ваша речь станет более естественной и грамматически правильной.
Сущность Partizip II в немецкой грамматике
Partizip II (причастие II) представляет собой неизменяемую глагольную форму, которая выполняет сразу несколько важнейших функций в немецком языке. В отличие от русского языка, где причастие изменяется по родам, числам и падежам, немецкое Partizip II остаётся неизменным при использовании в составе сложных временных форм.
Причастие II можно рассматривать как своего рода "кирпичик", без которого невозможно построить сложные временные конструкции — Perfekt, Plusquamperfekt, Futur II, а также пассивный залог во всех временах. Кроме того, Partizip II может использоваться как обычное прилагательное, принимая соответствующие окончания.
| Функция Partizip II | Пример | Перевод |
| Часть сложного времени (Perfekt) | Ich habe ein Buch gelesen. | Я прочитал книгу. |
| Часть пассивной конструкции | Das Haus wurde gebaut. | Дом был построен. |
| Прилагательное | Die gelesenen Bücher | Прочитанные книги |
| Субстантивированное причастие | der Verletzte | раненый (человек) |
Важно понимать, что Partizip II имеет глагольное происхождение, но часто используется как прилагательное или даже существительное. Эта многофункциональность делает его одной из наиболее интересных и одновременно сложных форм немецкого языка.
Функции Partizip II в немецком языке
Образование Partizip II: правильные и неправильные формы
Образование Partizip II зависит от типа глагола — правильный (слабый) или неправильный (сильный). Именно этот этап вызывает наибольшие трудности у изучающих немецкий язык, поскольку требует запоминания форм неправильных глаголов.
Для правильных (слабых) глаголов формула образования Partizip II проста и единообразна:
- ge- + основа глагола + -t
Например: machen (делать) → gemacht (сделанный)
Однако и здесь есть свои нюансы. Если основа глагола заканчивается на -d, -t, -n с предшествующей согласной (кроме r), между основой и окончанием -t появляется соединительный -e-:
- arbeiten (работать) → gearbeitet (проработанный)
- öffnen (открывать) → geöffnet (открытый)
Образование Partizip II от неправильных (сильных) глаголов требует запоминания, так как формула иная:
- ge- + изменённая основа глагола + -en
Например: trinken (пить) → getrunken (выпитый)
Клаудия Майер, преподаватель немецкого языка с 15-летним стажем Когда я только начинала преподавать немецкий, один из моих студентов – Михаил, инженер, путешествующий по работе в Германию – никак не мог запомнить формы Partizip II неправильных глаголов. Каждый урок превращался в мучение: "Ich habe gestern im Restaurant sitzt... gesitzt... нет, gesessen!" Решение пришло неожиданно. Мы создали "музыкальный метод": выбрали 20 самых частотных неправильных глаголов и подобрали к ним простые рифмы-ассоциации: "trinken – getrunken, klingt wie ein Funken" (пить – выпитый, звучит как искра). Михаил записал эти рифмы на диктофон и слушал по дороге на работу. Через месяц он вернулся из командировки в Мюнхен с восторженным рассказом: "Представляете, я разговаривал с немецкими коллегами и автоматически использовал правильные формы! Когда они спросили, где я так хорошо выучил язык, я гордо ответил: 'Ich habe viele Partizipien gelernt und nicht vergessen!'" (Я выучил много причастий и не забыл их!)
Есть и особые случаи образования Partizip II:
| Тип глагола | Особенности образования Partizip II | Пример |
| Глаголы с неотделяемыми приставками (be-, ge-, er-, ver-, zer- и др.) | Не получают приставку ge- | besuchen → besucht verstehen → verstanden |
| Глаголы с отделяемыми приставками | Приставка ge- вставляется между отделяемой приставкой и основой | aufstehen → aufgestanden einkaufen → eingekauft |
| Глаголы, заканчивающиеся на -ieren | Не получают приставку ge- | studieren → studiert telefonieren → telefoniert |
Запоминание форм Partizip II неправильных глаголов требует систематической работы. Рекомендуется учить их группами с похожим изменением корневой гласной. Например:
- finden – fand – gefunden (находить)
- singen – sang – gesungen (петь)
- trinken – trank – getrunken (пить)
Схема образования Partizip II
Слабые (правильные) глаголы:
Пример: machen → gemacht
Сильные (неправильные) глаголы:
Пример: finden → gefunden
Роль причастия II в построении перфектных времён
Наиболее частое применение Partizip II в немецком языке — построение перфектных временных форм: Perfekt, Plusquamperfekt и Futur II. Каждая из этих форм передаёт действие, завершённое к определенному моменту времени, но в разных временных плоскостях.
Perfekt (перфект) — наиболее употребительная из этих форм, особенно в разговорной речи. Он образуется с помощью вспомогательного глагола haben или sein в Präsens и Partizip II смыслового глагола:
- Ich habe den Brief geschrieben. (Я написал письмо.)
- Sie ist nach Berlin gefahren. (Она поехала в Берлин.)
Выбор вспомогательного глагола (haben или sein) подчиняется определённым правилам:
- haben используется с:
- Переходными глаголами (kaufen, lesen, schreiben)
- Возвратными глаголами (sich waschen, sich freuen)
- Безличными глаголами (regnen, schneien)
- Модальными глаголами (können, müssen)
- sein используется с:
- Глаголами движения, указывающими направление (fahren, gehen, laufen)
- Глаголами изменения состояния (aufwachen, einschlafen)
- Некоторыми интранзитивными глаголами (sein, bleiben, werden)
Plusquamperfekt (предпрошедшее время) используется для описания действия, которое произошло до какого-то момента в прошлом. Оно образуется аналогично Perfekt, но вспомогательный глагол стоит в Präteritum:
- Nachdem er den Film gesehen hatte, ging er nach Hause. (После того как он посмотрел фильм, он пошёл домой.)
- Als ich ankam, war der Zug schon abgefahren. (Когда я прибыл, поезд уже уехал.)
Futur II (будущее совершённое) описывает действие, которое завершится к определённому моменту в будущем. Оно состоит из вспомогательного глагола werden в Präsens, Partizip II основного глагола и вспомогательного глагола haben или sein в инфинитиве:
- Bis morgen werde ich den Aufsatz geschrieben haben. (К завтрашнему дню я напишу сочинение.)
- Nächste Woche wird er schon angekommen sein. (На следующей неделе он уже прибудет.)
Томас Шмидт, старший преподаватель университетских курсов немецкого Пять лет назад на мои курсы записалась Анна, журналистка, которой нужно было срочно подготовиться к интервью с немецким политиком. У неё была хорошая лексика, но перфектные времена она использовала хаотично. Однажды она призналась: "Я не чувствую разницу между Perfekt и Präteritum. В русском языке просто прошедшее время, и всё понятно!" Я предложил ей упражнение: неделю вести дневник только с использованием перфектных времен. Утром описывать в Futur II, что будет сделано к вечеру. Вечером использовать Perfekt для сегодняшних событий и Plusquamperfekt для более ранних. Через две недели она пришла на занятие сияющая: "Томас, это работает! Вчера у меня было пробное интервью с немецким редактором. Когда я рассказывала о своём журналистском опыте, я автоматически использовала перфектные формы правильно! Редактор даже спросил, не училась ли я в Германии. 'Nein, aber ich habe einen ausgezeichneten Lehrer gehabt!' (Нет, но у меня был отличный учитель!)"
Перфектные времена с Partizip II
Perfekt (завершённое действие с результатом в настоящем)
Ich habe ein Buch gelesen.
Plusquamperfekt (действие до определённого момента в прошлом)
Ich hatte ein Buch gelesen.
Futur II (действие, которое завершится к определённому моменту в будущем)
Ich werde ein Buch gelesen haben.
Partizip II в пассивных конструкциях немецкого языка
Partizip II играет ключевую роль в образовании пассивного залога (Passiv) в немецком языке. В отличие от активного залога, где подлежащее выполняет действие, в пассивном залоге подлежащее подвергается действию. Это позволяет сместить акцент с деятеля на само действие или его объект.
Основная формула образования Passiv в немецком языке:
- werden + Partizip II
Вспомогательный глагол werden изменяется по лицам, числам и временам, в то время как Partizip II основного глагола остаётся неизменным. Именно эта особенность делает Partizip II незаменимым компонентом пассивных конструкций.
Рассмотрим образование Passiv в различных временах:
| Время | Формула | Пример | Перевод |
| Präsens Passiv | werden (Präsens) + Partizip II | Das Haus wird gebaut. | Дом строится. |
| Präteritum Passiv | werden (Präteritum) + Partizip II | Das Haus wurde gebaut. | Дом строился./Дом был построен. |
| Perfekt Passiv | sein (Präsens) + Partizip II + worden | Das Haus ist gebaut worden. | Дом построен. (результат) |
| Plusquamperfekt Passiv | sein (Präteritum) + Partizip II + worden | Das Haus war gebaut worden. | Дом был построен. (предпрошедшее) |
| Futur I Passiv | werden (Präsens) + Partizip II + werden | Das Haus wird gebaut werden. | Дом будет строиться. |
| Futur II Passiv | werden (Präsens) + Partizip II + worden sein | Das Haus wird gebaut worden sein. | Дом будет построен. (к определённому моменту) |
Важно отметить, что не все глаголы могут использоваться в пассивном залоге. Пассив образуется преимущественно от переходных глаголов, которые могут иметь прямое дополнение в винительном падеже:
- Активный залог: Der Lehrer erklärt die Regel. (Учитель объясняет правило.)
- Пассивный залог: Die Regel wird vom Lehrer erklärt. (Правило объясняется учителем.)
В немецком языке существует также особая форма пассива — Zustandspassiv (пассив состояния), который образуется с помощью глагола sein и Partizip II:
- sein + Partizip II
Например:
- Das Fenster ist geöffnet. (Окно открыто.) — описывает состояние
- Das Fenster wird geöffnet. (Окно открывается.) — описывает процесс
Zustandspassiv часто путают с Perfekt Aktiv от глаголов, образующих перфект с sein. Различие заключается в следующем:
- Der Laden ist geschlossen. (Магазин закрыт.) — Zustandspassiv, описывает состояние
- Der Laden ist gestern geschlossen worden. (Магазин был закрыт вчера.) — Perfekt Passiv, описывает действие в прошлом
Практическое применение причастия II в немецкой речи
Умение грамотно использовать Partizip II выводит владение немецким языком на качественно новый уровень. Рассмотрим несколько практических аспектов применения этой формы в повседневной речи и письме. 📝
Partizip II как определение. В этой функции Partizip II склоняется как прилагательное и согласуется с существительным в роде, числе и падеже:
- der gelesene Roman (прочитанный роман)
- die geöffnete Tür (открытая дверь)
- das gekaufte Auto (купленный автомобиль)
Такие конструкции позволяют сделать речь более компактной и выразительной, заменяя придаточные предложения:
- Der Roman, der von mir gelesen wurde → Der von mir gelesene Roman (Роман, который был прочитан мной → Прочитанный мной роман)
Partizip II часто используется в устойчивых выражениях и идиомах, знание которых обогащает речь и делает её более естественной:
- Gesagt, getan (Сказано — сделано)
- Gut gebrüllt, Löwe! (Хорошо сказано! Букв.: Хорошо прорычал, лев!)
- Alles in allem genommen (В общем и целом)
В разговорной речи немцы часто опускают вспомогательный глагол в перфекте, оставляя только Partizip II:
- — Was hast du gestern gemacht? (Что ты делал вчера?)
— (Ich habe) Fußball gespielt. (Играл в футбол.)
Для тренировки правильного использования Partizip II рекомендуется практиковаться в следующих упражнениях:
- Регулярное чтение немецких текстов с выписыванием предложений, содержащих Partizip II
- Пересказ прочитанных историй или просмотренных фильмов с использованием Perfekt
- Составление предложений с различными временными формами пассива
- Трансформация активных конструкций в пассивные и наоборот
- Создание распространённых определений с Partizip II
Важно также обращать внимание на частые ошибки при использовании Partizip II:
- Неправильный выбор вспомогательного глагола (haben вместо sein или наоборот)
- Ошибки в образовании Partizip II неправильных глаголов
- Пропуск приставки ge- там, где она необходима
- Неправильное склонение Partizip II в атрибутивной функции
- Смешение Zustandspassiv и Perfekt с sein
Грамотное использование Partizip II — один из главных показателей высокого уровня владения немецким языком. Эта форма глагола пронизывает всю немецкую грамматику, от простейших повседневных высказываний до сложных литературных конструкций. Осознанная работа над причастием II сначала может казаться кропотливой, но именно она позволяет преодолеть барьер между "выученным" и "естественным" языком. Как только вы почувствуете, что используете правильные формы Partizip II автоматически, вы заметите, что ваша немецкая речь стала значительно более гладкой и убедительной. А это — главная цель изучения любого иностранного языка.



















