Согласование причастия прошедшего времени (participe passé) во французском языке — это тот грамматический камень преткновения, о который спотыкаются даже самые усердные студенты. Почему же носителям русского языка так сложно освоить эту тему? Дело в том, что в нашем родном языке подобных правил согласования просто не существует! Французская грамматика в этом аспекте напоминает сложную шахматную партию, где каждый ход должен быть продуман с учётом множества факторов: вспомогательного глагола, позиции прямого дополнения и типа конструкции. Давайте разберёмся в этой элегантной системе правил вместе! 🇫🇷
Изучаете французский и запутались в паутине грамматических правил? На французском онлайн от Skyeng вы получите структурированный подход к освоению таких сложных тем, как согласование причастия прошедшего времени. Наши преподаватели — носители языка и профессиональные филологи — помогут вам не только запомнить правила, но и применять их автоматически в речи, избегая типичных ошибок. Персональная программа обучения гарантирует быстрый прогресс!
Основные правила согласования причастия прошедшего времени
Причастие прошедшего времени (participe passé) во французском языке — это форма, которая используется для образования сложных времён (passé composé, plus-que-parfait и др.) и пассивного залога. Его согласование представляет определённую сложность из-за множества правил и исключений. 📚
Основной принцип согласования можно разделить на две категории в зависимости от вспомогательного глагола:
- С глаголом avoir: причастие согласуется с прямым дополнением только если оно стоит перед глаголом
- С глаголом être: причастие всегда согласуется с подлежащим
Рассмотрим каждый случай подробнее:
| С вспомогательным глаголом ÊTRE | Примеры |
| Причастие согласуется в роде и числе с подлежащим | Elle est partie tôt. (Она ушла рано.) Ils sont arrivés hier. (Они прибыли вчера.) |
| Это правило распространяется на все пассивные конструкции | La lettre a été écrite par Marie. (Письмо было написано Мари.) |
| А также на большинство возвратных глаголов | Elles se sont lavées. (Они помылись.) |
С глаголом avoir правила более комплексные:
- Если прямое дополнение стоит после глагола: причастие не согласуется
- Если прямое дополнение стоит перед глаголом: причастие согласуется с этим дополнением в роде и числе
Примеры:
J'ai acheté des fleurs. (Я купил цветы.) — причастие не согласуется
Les fleurs que j'ai achetées sont magnifiques. (Цветы, которые я купил, великолепны.) — причастие согласуется
При согласовании причастие получает следующие окончания:
- Мужской род, единственное число: без изменений (fini, pris)
- Женский род, единственное число: -e (finie, prise)
- Мужской род, множественное число: -s (finis, pris)
- Женский род, множественное число: -es (finies, prises)
Клод Дюпон, преподаватель французского языка высшей категории
Когда я только начинал преподавать французский язык русскоговорящим студентам, согласование причастий часто становилось тем моментом, когда в глазах учеников появлялось отчаяние. Помню одну свою ученицу, Анну, которая после очередной ошибки в тесте расстроенно сказала: "Я никогда не смогу это запомнить!"
Тогда я придумал для нее мнемоническую систему, которую назвал "ПОПД" — "Позиция Определяет Правило Действия". Мы представляли прямое дополнение как человечка, который может стоять либо перед глаголом (и тогда он "командует" согласованием), либо после (и тогда он "молчит"). Для глагола être мы использовали образ "эхо подлежащего" — причастие всегда повторяет род и число подлежащего, как эхо.
Через месяц Анна уже безошибочно справлялась с самыми сложными случаями согласования, а сейчас преподает французский в одном из ведущих языковых центров Москвы. Иногда самые сложные правила становятся простыми, если найти к ним правильный ключ.
Особые случаи согласования с прямыми дополнениями
Особые случаи согласования причастий с прямыми дополнениями представляют наибольшую трудность для изучающих французский язык. Давайте разберем эти нюансы более детально. 🔍
Прямое дополнение, выраженное местоимениями, часто вызывает затруднения. Помните, что прямые дополнения, выраженные местоимениями le, la, les, me, te, nous, vous, всегда стоят перед глаголом, а значит, причастие согласуется с ними:
- La voiture, je l'ai achetée hier. (Машину я купил вчера.)
- Ces livres, nous les avons lus. (Эти книги мы прочитали.)
- Je t'ai vu au marché. (Я видел тебя на рынке.)
Особое внимание следует уделить относительным местоимениям que и qu', которые также являются прямыми дополнениями и требуют согласования:
Les pommes que j'ai mangées étaient délicieuses. (Яблоки, которые я съел, были восхитительными.)
С неопределенными местоимениями и наречиями количества ситуация становится еще интереснее:
| Тип местоимения | Правило | Пример |
| en (частица) | Причастие не согласуется | Des pommes, j'en ai mangé. (Яблок я съел.) |
| combien de | Согласуется, если известен антецедент | Combien de pages avez-vous écrites? (Сколько страниц вы написали?) |
| tout ce que | Согласуется с "ce que" | Tout ce qu'il a dit était vrai. (Всё, что он сказал, было правдой.) |
| le peu de | Зависит от смысла фразы | Le peu d'attention qu'il a accordée à ce problème... (То малое внимание, которое он уделил этой проблеме...) |
При согласовании с составными прямыми дополнениями применяются следующие правила:
- С несколькими существительными разного рода причастие согласуется во множественном числе мужского рода: J'ai vus ton frère et ta sœur. (Я видел твоего брата и твою сестру.)
- С местоимением cela или ça причастие остается в мужском роде единственного числа: C'est la meilleure histoire que j'ai entendu. (Это лучшая история, которую я слышал.)
Следует помнить о случаях, когда прямого дополнения вообще нет или когда оно выражено целым предложением. В таких ситуациях причастие не согласуется:
Ils ont dormi toute la journée. (Они спали весь день.) — непереходный глагол
Elle a compris que nous étions en retard. (Она поняла, что мы опаздываем.) — прямое дополнение выражено придаточным предложением
Согласование причастий с возвратными глаголами
Возвратные глаголы (verbes pronominaux) во французском языке всегда спрягаются с вспомогательным глаголом être в сложных временах. Однако правила согласования причастий с ними имеют ряд особенностей и нюансов. 🔄
Общий принцип: причастие возвратного глагола согласуется с подлежащим, если возвратное местоимение (me, te, se, nous, vous) является прямым дополнением. Если же возвратное местоимение — косвенное дополнение, согласования не происходит.
Как определить тип местоимения? Нужно задать правильный вопрос:
- Прямое дополнение: кого? что? (qui? quoi?)
- Косвенное дополнение: кому? чему? о ком? о чём? (à qui? à quoi? de qui? de quoi?)
Рассмотрим различные категории возвратных глаголов:
1. Собственно-возвратные глаголы (действие направлено на самого себя):
Elle s'est lavée. (Она помылась.) — Вопрос: "Кого она помыла?" — "Себя". Местоимение "se" — прямое дополнение, причастие согласуется.
2. Взаимно-возвратные глаголы (действие направлено друг на друга):
Ils se sont embrassés. (Они обнялись.) — "Кого они обняли?" — "Друг друга". Местоимение — прямое дополнение, причастие согласуется.
3. Возвратные глаголы с косвенным дополнением:
Elles se sont parlé. (Они поговорили друг с другом.) — "Кому они говорили?" — "Друг другу". Местоимение — косвенное дополнение, причастие не согласуется.
4. Возвратные глаголы с прямым дополнением, не выраженным возвратным местоимением:
Elles se sont lavé les mains. (Они помыли руки.) — "Что они помыли?" — "Руки" (прямое дополнение). "Кому они помыли?" — "Себе" (косвенное дополнение). Причастие не согласуется.
5. Эссенциально-возвратные глаголы (существуют только в возвратной форме):
Они обычно согласуются с подлежащим:
Elle s'est souvenue de son enfance. (Она вспомнила о своём детстве.)
Ils se sont enfuis. (Они сбежали.)
Важно отметить некоторые исключения и особые случаи:
- Se plaire, se déplaire, se complaire, se rire, se convenir, se nuire, se parler, se succéder, se suffire, se ressembler, se sourire — с этими глаголами причастие не согласуется, так как возвратное местоимение всегда выступает косвенным дополнением.
- С глаголами s'apercevoir, s'aviser, se douter, s'emparer, se moquer, se prévaloir, se servir, se taire причастие всегда согласуется с подлежащим.
Мария Лебедева, методист курса французской грамматики
Однажды в нашей группе продвинутого уровня появился новый студент — Игорь, программист с аналитическим складом ума. Он подошёл ко мне после первого же занятия и заявил, что нашёл логическую ошибку в моих объяснениях о согласовании причастий с возвратными глаголами.
"Если мы говорим 'Elle s'est lavée' и согласуем причастие, потому что 'se' — прямое дополнение, то почему в 'Elle s'est lavé les mains' мы не согласуем, хотя местоимение то же самое?" — спросил он.
Я предложила ему провести небольшой лингвистический эксперимент: заменить местоимение существительным. В первом случае получилось "Elle a lavé elle-même" (Она помыла себя), где "elle-même" — прямое дополнение. Во втором — "Elle a lavé les mains à elle-même" (Она помыла руки себе), где "les mains" — прямое дополнение, а "à elle-même" (себе) — косвенное.
Глаза Игоря загорелись: "Это как в программировании — меняется синтаксическая роль элемента в зависимости от контекста!" После этого он создал для себя схему-алгоритм согласования причастий, которой мы теперь пользуемся на занятиях. Иногда самые сложные грамматические концепции становятся понятными, если найти подход, соответствующий образу мышления ученика.
Распространенные ошибки при согласовании причастий
При изучении согласования причастий прошедшего времени во французском языке студенты регулярно сталкиваются с определенными трудностями. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их предотвращения. ⚠️
1. Ошибки в определении вспомогательного глагола
Некоторые глаголы меняют вспомогательный глагол в зависимости от контекста, что влияет на правила согласования:
- Monter, descendre, passer, retourner и другие глаголы движения используются с avoir, когда имеют прямое дополнение, и с être, когда употребляются без дополнения.
Неправильно: J'ai descendu la rue. (Я спустился по улице.)
Правильно: Je suis descendu dans la rue. (Я спустился на улицу.)
Но: J'ai descendu les valises. (Я спустил чемоданы.) — Здесь есть прямое дополнение "les valises".
2. Неверное определение прямого дополнения
Часто студенты путают прямое и косвенное дополнение:
Неправильно: Les lettres que je lui ai écrites. (Письма, которые я ему написал.)
Правильно: Les lettres que je lui ai écrit. — Местоимение lui (ему) — косвенное дополнение, а que (которые) — прямое, но оно относится к мужскому роду (lettres).
3. Проблемы с согласованием при наличии инфинитива
Особую сложность представляет согласование причастия, за которым следует инфинитив:
La femme que j'ai entendue chanter. (Женщина, которую я слышал поющей.) — Здесь que (которую) — прямое дополнение к entendue, поэтому согласование происходит.
Les chansons que j'ai entendu chanter. (Песни, которые я слышал, как поют.) — Здесь que (которые) — прямое дополнение к инфинитиву chanter, а не к entendu, поэтому согласования нет.
4. Ошибки с глаголом faire + инфинитив
С конструкцией faire + инфинитив причастие никогда не согласуется:
Неправильно: Les maisons que j'ai faites construire. (Дома, которые я заставил построить.)
Правильно: Les maisons que j'ai fait construire.
5. Неправильное согласование с en
Частица en обычно не вызывает согласования:
Des pommes, j'en ai mangé. (Яблок я съел.)
Однако если en сопровождается указанием количества, согласование может происходить:
Combien de pommes en as-tu mangées? (Сколько яблок ты съел?)
| Типичная ошибка | Правильный вариант | Объяснение |
| Elle s'est permise de partir. | Elle s'est permis de partir. | "Se" — косвенное дополнение (permettre à soi-même) |
| Les dix minutes qu'elle a courus. | Les dix minutes qu'elle a couru. | "Courir" здесь непереходный глагол |
| La peur que j'ai éprouvé. | La peur que j'ai éprouvée. | "Que" (которую) — прямое дополнение перед глаголом |
| Elles se sont téléphonées. | Elles se sont téléphoné. | "Se" — косвенное дополнение (téléphoner à quelqu'un) |
6. Ошибки с безличными конструкциями
В безличных конструкциях причастие не согласуется:
Les chaleurs qu'il a fait cet été. (Жара, которая стояла этим летом.)
La maison que j'ai fait construire. (Дом, который я заказал построить.)
7. Проблемы с согласованием в составных временах
При использовании составных времён (plus-que-parfait, futur antérieur и др.) принципы согласования остаются теми же:
Les films que j'avais déjà vus. (Фильмы, которые я уже видел.)
Quand elle sera partie, nous commencerons. (Когда она уйдёт, мы начнём.)
Практические упражнения для закрепления материала
Для закрепления теоретического материала о согласовании причастия прошедшего времени предлагаю выполнить ряд практических упражнений разного уровня сложности. Регулярная практика — ключ к уверенному владению этим аспектом французской грамматики. 📝
Упражнение 1. Согласуйте причастия с вспомогательным глаголом être
Заполните пропуски, правильно согласовав причастия прошедшего времени:
- Ma sœur est (parti) _____ en vacances.
- Les enfants sont (allé) _____ à l'école.
- Elle est (venu) _____ me voir hier.
- Nous sommes (resté) _____ à la maison toute la journée.
- Mes amies sont (arrivé) _____ en retard.
Ответы: 1. partie; 2. allés; 3. venue; 4. restés; 5. arrivées
Упражнение 2. Согласуйте причастия с вспомогательным глаголом avoir
Определите, нужно ли согласовывать причастие, и при необходимости добавьте окончания:
- J'ai (acheté) _____ une nouvelle voiture.
- Les fleurs que j'ai (cueilli) _____ sont magnifiques.
- Tu as (pris) _____ tes médicaments?
- Cette chanson, je l'ai (entendu) _____ à la radio.
- Combien de livres as-tu (lu) _____ cette année?
Ответы: 1. acheté (не согласуется); 2. cueillies; 3. pris (не согласуется); 4. entendue; 5. lus
Упражнение 3. Согласуйте причастия возвратных глаголов
Вставьте правильную форму причастия:
- Elles se sont (lavé/lavées) _____ les mains.
- Nous nous sommes (téléphone/téléphonés) _____ hier soir.
- Les filles se sont (embrassé/embrassées) _____ sur les joues.
- Elle s'est (souvenu/souvenue) _____ de son enfance.
- Ils se sont (parlé/parlés) _____ pendant deux heures.
Ответы: 1. lavé; 2. téléphone; 3. embrassées; 4. souvenue; 5. parlé
Упражнение 4. Сложные случаи согласования
Исправьте ошибки в согласовании причастий, если они есть:
- La pièce de théâtre que j'ai vues était excellente.
- Les exercices que le professeur nous a donnés étaient difficiles.
- Les dix kilomètres qu'elle a courus l'ont fatiguée.
- La maison que j'ai faite construire est magnifique.
- Voici les cadeaux que nous leur avons offerts.
Ответы: 1. vue (ед. ч.); 2. правильно; 3. couru (не согласуется); 4. fait (не согласуется с faire + инфинитив); 5. правильно
Упражнение 5. Переведите на французский язык, обращая внимание на согласование
- Письма, которые я получил вчера, были от моего друга.
- Девочки помыли руки перед обедом.
- Сколько книг ты прочитал в этом году?
- Мы поговорили о наших планах на будущее.
- Машина, которую я купил, очень быстрая.
Возможные переводы:
- Les lettres que j'ai reçues hier étaient de mon ami.
- Les filles se sont lavé les mains avant le déjeuner.
- Combien de livres as-tu lus cette année?
- Nous nous sommes parlé de nos projets d'avenir.
- La voiture que j'ai achetée est très rapide.
Упражнение 6. Заполните таблицу
Заполните пропуски в таблице, указывая правильную форму причастия и объясняя причину согласования или его отсутствия:
| Предложение | Причастие | Объяснение |
| Les femmes que j'ai (vu) _____ | ||
| Les femmes qui sont (venu) _____ | ||
| La lettre que j'ai (écrit) _____ | ||
| Les gâteaux que j'ai (fait) _____ | ||
| Elle s'est (rendu) _____ compte de son erreur |
Для эффективного закрепления материала рекомендую выполнять эти упражнения регулярно, постепенно увеличивая сложность. Полезно также анализировать аутентичные тексты на французском языке, выявляя в них случаи согласования причастий и объясняя их применение. 🇫🇷
Согласование причастия прошедшего времени во французском языке — это не просто набор сухих правил, а живая система, отражающая логику и элегантность французской грамматики. Овладев этими правилами, вы поднимете свой французский на качественно новый уровень, приблизившись к языковому чутью носителей. Помните: сложность темы компенсируется системностью её правил. Практикуйтесь регулярно, анализируйте встречающиеся в текстах примеры, и постепенно согласование причастий станет для вас естественным и интуитивным навыком.
















