«Учить английский нужно с детского сада, в крайнем случае — с первого класса. Потом все, мозги уже не те». Почему правды в этом стереотипе мало, нам рассказала преподавательница Любовь Окулова.
1. У взрослых лучше развита психика
Примерно к 20 годам завершается развитие всех систем в организме человека, включая психику. Это имеет большое значение в обучении: взрослые способны удерживать внимание в течение долгого времени, имеют больший объем памяти, навыки самоконтроля и самоорганизации и могут выдерживать моменты скуки или трудностей.
Что это дает
Не нужно тратить время на дисциплину и мотивацию. Больше никаких бесполезных минут (и десятков минут!) на занятии, когда кто-то бросается бумажками, роняет учебники, залезает под парту или громко общается с соседом.
Можно эффективно поработать, а не только развлекаться. Взрослый ученик может серьезно позаниматься, а не только делать задания в формате «два притопа, три прихлопа» с песнями, стихами и комиксами. Вместо пяти веселых заданий на запоминание слов вы выполните два рутинных — и этого будет достаточно для прогресса.
Записывайтесь на уроки в Skyeng всей семьей, начинайте заниматься с личным преподавателем, и вы скоро начнете понимать английский как родной. До 15 мая Skyeng не повышает цены и вы можете приобрести пакет уроков с выгодой до 45%. А для всех, кто оплатит курс до 15 мая 2022 года, мы припасли подарки: за каждые 5 пройденных занятий мы начислим 1 бонусный урок на счет, а за каждые 10 занятий — 2 бонусных урока.
2. У взрослых больше жизненного опыта
Чаще всего взрослые просто в силу возраста больше знают о мире и уже бывали во многих ситуациях, когда нужен английский.
Что это дает
Проще практиковать язык. Чтобы научиться говорить на английском, на нем нужно говорить. Поэтому на уроках мы с учениками постоянно что-то обсуждаем: историю, путешествия, колонизацию Марса. Эти задания просто невозможны, если человеку нечего сказать и на родном языке. Одна моя ученица 13 лет в задании «Расскажите о своем лучшем воспоминании из отпуска» написала «I don’t have any» («У меня их нет»). К 25 годам у людей есть опыт и свое мнение практически на все — практиковать язык не проблема.
Материал лучше запоминается. Если учитель работает по коммуникативной методике, вы будете разыгрывать на занятиях задания-ситуации: знакомство на конференции, чек-ин в отеле, возврат авиабилета, собеседование.
Скорее всего, вы уже бывали в таких ситуациях и представляете себе сценарий: я скажу вот это, а мне ответят вот так. Включаются образы и эмоции — а они очень помогают запоминать слова и грамматику.
3. Взрослые лучше знают родной язык
Ваш опыт использования родного языка примерно равен вашему возрасту. Ничем другим в жизни вы не занимаетесь такое же количество лет! Мастерство в одном языке проще перенести в другой.
Что это дает
Проще учить слова. В среднем взрослый в 30 лет знает 72 тысячи слов, а подросток в 15 лет — только 45 тысяч. Поэтому детям часто приходится объяснять не только перевод слова на английский, но его его значение на русском. Даже в темах начального уровня: от профессий типа playwright (драматург) до путешествий типа to overbook (забронировать больше мест, чем доступно). У взрослых такие ситуации единичны, и слова учатся быстрее.
Проще научиться читать и писать на английском. Вы уже имели дело с текстами разнообразных форматов: статьи, имейлы, смс, рассказы, комиксы, отчеты, законы, инструкции. Вы умеете предсказывать план и содержание текста по его внешнему виду и заголовку и находить нужную информацию, не читая весь текст целиком. Школьники в быту имеют дело с ограниченным набором: смс, чаты, учебники, блоги — и им приходится на уроке учиться тому, что вы уже узнали из жизни.
4. У взрослых большой опыт обучения
К тридцати годам человек обычно уже опытный обучающийся: школа, колледж, вуз, курсы, семинары, конференции. У него уже есть универсальные навыки, которые помогут в изучении английского.
Что это дает
Не нужно тратить время на базовые навыки. Взрослые лучше школьников умеют осваивать и запоминать огромные массивы информации, учить слова, структурировать данные, вести заметки, выделять нужное маркерами, пользоваться карточками, создавать сеты в Quizlet. Время, которое у детей уходит на то, чтобы научиться оформлять словарик, взрослый потратит на разбор грамматики.
Можно сразу выбрать эффективные методы. После многих лет обучения и самообучения вы уже знаете, как, с кем, где и как часто вам лучше заниматься. Любите общаться и «думать об кого-то» — выберете группу. Хотите время на подумать и возможность задавать сколько угодно вопросов — пойдете к репетитору.
5. Взрослые сами управляют своим обучением
Жизненный опыт, знание себя и своих предпочтений, когнитивные навыки — все это помогает подойти к обучению более сознательно, чем в школьные годы. Плюс взрослые лучше умеют договариваться.
Что это дает
Учиться приятнее. Дурацкий учебник, нудная тема или репетитор, к которому не хочется идти на урок, — когда вы взрослый, все эти факторы можно устранить. И учиться так, как хочется.
Проще преодолевать трудные моменты в обучении. Взрослый, который пришел учить язык, знает свою цель и примерный дедлайн. И видит смысл в занятиях, в том числе сложных. А вот школьникам, которые очень часто учатся пассивно, сложно себя мотивировать даже заглянуть лишний раз в словарь — потому что «какой смысл». Взрослый же видит цель и идет к ней.