Утром провести парочку уроков с топ-менеджерами, днем посмотреть модных блогеров, вечером — бежать на съемки. Непохоже на жизнь учителя, но — долой стереотипы: оказывается, и так может быть. Свою историю рассказывает Наталья Константиновна — преподаватель и ведущая инстаграма Skyeng.
«Наташа точно придет к нам работать!» — это меня заприметил директор школы еще в университете. И я действительно пришла, а в 90-е у нас начались контакты сначала с Шотландией, а потом с Америкой. Мы ездили в Миннесоту и Джорджию, возили туда детей, я преподавала русский американцам, их преподаватели жили в наших семьях, в учительской в Челябинске кипела жизнь!
Когда этот прекрасный стрим стал утихать, я почувствовала, что мне скучно: а для меня сидеть и закисать — смерти подобно. Тогда я ушла в декрет, параллельно защитила диссертацию и в школу уже не вернулась. Начала преподавать в Университете Российской академии образования, была завкафедрой иностранных языков — там-то меня и нашел Skyeng. Вселенная чувствует, когда послать шанс: мы тогда только ушли на летние каникулы, в отпуске я прошла собеседования и первые тестовые уроки — и вот уже четыре года счастлива.
Главное, что меня в Skyeng сразу поразило — это уровень студентов. Какие они роскошные личности! Все мои ученики — это люди с интересным взглядом на жизнь и богатым опытом, которые хотят развиваться, которые со мной на одной волне. Если говорить на уроках о бизнесе, то только о стратегии Apple, если выиграть, то миллион.
Первое время я была потрясена, что преподаю, сидя дома. Даже красилась по полной, ведь как иначе — иду на работу. Теперь, конечно, перестала. У меня и студенты, бывает, только с постели встали и в пижаме занимаются, с чашкой кофе в руках — так что мы с ними в одном положении. Все-таки онлайн — совершенно другой формат преподавания, и плюсов в нем очень много.
Сначала, конечно, непривычно: волнуешься, очень устаешь, а потом понимаешь — ты точно так же перед аудиторией, только в ней один человек. И главное — создать с ним мэтч. Я ценю, что мы со студентами именно общаемся, ищем вместе ответы на вопросы, не только выполняем задания, но обсуждаем, что волнует каждого из нас. Я у них что-то беру, они у меня, мы делимся идеями, знаниями, блогерами. А потом я смотрю ВВС, документалки, ютуб, чтобы было что обсудить с ребятами в следующий раз.
Skyeng вообще позволяет тебе не удариться в эту вечную учительницу с указкой в руках. Когда работаешь со взрослыми, которые многого добились, ты не можешь себе позволить менторский тон, ты вообще по-другому смотришь на свою работу. А ведь я помню, что на заре карьеры, когда мы ездили с подругой отдыхать, никогда в тургруппе не признавались, что мы учителя, — не хотелось, чтобы все думали, что мы — эти всезнайки, поучающие и делающие замечания.
Сейчас я с гордостью говорю, что я учитель. Отношение к делу моей жизни с годами поменялось. Я поняла, что это не штамп, что люди совершенно разные и не профессия их красит, а они, именно они красят эту профессию. В Skyeng столько потрясающих учителей, это настоящая империя — и я рада, что я тут, среди них, восхищаюсь и совсем молодыми, но уже звездами, и своими ровесниками.
Да, возраст сам по себе для человека не значит ничего — значит личность, значит желание, значит огонь. Когда я только набирала учеников, иногда видела эти пометки: нужно, чтобы преподаватель работал больше, допустим, 5 лет, но ни в коем случае не больше 15. То есть опытный, но не слишком, а то уже наверняка будет учить по советским учебникам. Это вредный стереотип, уж я точно знаю — хотя бы потому, что все мои ученики со мной уже очень давно.
Они остаются не потому, что своей цели не достигли, а потому, что просто не хотят останавливаться. Например, Никита занимается уже четыре года — программист, работает на западную компанию, и она оплачивала обучение. Он пришел и даже не знал дней недели! И вот мы достигли Intermediate, компания сочла это достаточным уровнем и перестала платить. Но Никита остался со мной и пошел дальше — к Advanced. А, и самое интересное: Никита занимается без камеры, за все эти годы мы успели подружиться, но я его ни разу не видела!
А еще был Андрей из Москвы, один из топ-менеджеров Land Rover. Я ему однажды сказала: «Иду на урок, как в клетку с тигром!». Сначала действительно было непросто, потом нашли общий язык, а когда заниматься закончили, мне пришло письмо. И там было написано: «Вы — настоящий преподаватель, никому еще не удавалось раскрутить меня на разговор, а вам удалось. Даже когда уже пора было бежать, я хотел договорить мысль!». Такие трогательные и искренние слова — я их, честно признаться, не ожидала. Теперь хожу по городу, вижу Land Rover и сразу вспоминаю своего Андрея.
Разные люди, разные задачи, да и каждый день разный — вот что мне нравится. Не люблю, когда понедельник похож на вторник. Поэтому у меня сейчас и онлайн-уроки, и немножко часов в университете, и воркшопы для преподавателей. А еще — новое вдохновляющее увлечение: вебинары и блогинг.
В прошлом году мне захотелось попробовать что-то новое — надоело в среде, которую я знаю как свои пять пальцев. Жизнь же такая интересная! Поэтому я пошла учиться в филиал Школы кино и телевидения, взяла два курса, получила сертификаты и море удовольствие. А потом — опять спасибо Вселенной — в Skyeng начали искать ведущих. Я отправила видео, и моя мечта сбылась: я же еще когда работала в школе, мечтала быть «на телевидении». И вот — стала блогером: рассказываю просто о сложном в английском языке.
Муж меня так поддерживает, даже не ожидала: первое время он смотрел, сколько лайков к видео, и о каждом новом комментарии мне докладывал. Сын, конечно, подтрунивает немножко, что свойственно молодым ребятам. А коллеги, кажется, немножко гордятся. Недавно меня пригласили принять участие в Государственной экзаменационной комиссии с рекомендацией: «А Наталья у нас еще ведущая, в Skyeng». Блогинг мне очень нравится: это волнительно, ответственно, но интересно безумно.
Консьерж в нашем подъезде говорит: «Куда ты все на ночь глядя ездишь?». А я отвечаю, как телезвезда: «На съемки!». Но мне не только процесс нравится, но и результат: я с удовольствием провожу время с подписчиками в инстаграме. Вот мама с сыном пишет в директ, что сын ждет мои видео, вот тинейджеры, вот коллеги-учителя — постепенно начинаешь людей узнавать по никам, это очень интересно. И ценно, что все они чему-то учатся, вместе со мной преодолевают такие сложные психологические барьеры.
Step by step — я говорю это всем своим ученикам. Да, трудно, да, нет сил, но ты скажи свои пять предложений. Потом nice to meet you — и откланивайся. В следующий раз предложений станет семь, а потом и десять. Сначала в это трудно поверить, но так и будет.
Когда я перед институтом занималась с репетитором, спросила ее: «Вы же английский знаете в совершенстве?». Сейчас смешно: я понимаю, что в совершенстве язык знать нельзя — если ты, конечно, не разведчик. Не надо ставить такую недостижимую цель — и заниматься будет гораздо проще. English for specific purposes: если ты стюардесса, тебе нужен один английский, а если ищешь мужа-иностранца — другой. Главное — понять, для чего, и двигаться постепенно.
И конечно, помнить, что линия горизонта удаляется по мере нашего приближения к ней. Поэтому, чтобы не утонуть во фрустрации, нужно ставить понятные цели. Не пытаемся бросаться сразу к самым высоким горам — просто говорим себе: дойду вон до той сосны. А уже у сосны вдруг выяснится, что горы не так далеко, как казалось.
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.