Учебники английского и задания для международных экзаменов создаются на основе стандартов: что должен уметь студент на каждом уровне языка. Чаще всего для этого используют рекомендации, подготовленные Советом Европы, — именно оттуда взялись обозначения уровней В2, С1. Основная часть рекомендаций была подготовлена в 2001 году. А недавно в описания внесли важные поправки.
Дополненное описание Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR) опубликовано на сайте Совета Европы.
Коротко
- Вместо чтения, аудирования, говорения и письма теперь новые компетенции: восприятие, воспроизведение, общение, языковое посредничество
- Общение онлайн выделили в отдельную компетенцию
- Из описания навыков убрали формулировки «на уровне носителя»
- При восприятии информации теперь больше внимания уделяется контексту
- Умение аргументировать свою точку зрения будут оценивать с уровня А2 (раньше оценивали с уровня В2)
Почему нужно знать про новые стандарты
Чтобы подготовиться к изменениям: новым типам заданий и подходам к обучению.
В учебниках и курсах станут уделять больше внимания новым навыкам. Студенты останутся только в плюсе: их научат аргументировать свое мнение или писать классные посты в свой личный блог.
В экзаменах могут появиться новые форматы заданий, например лекция с посторонними шумами. А спикеры на записях заговорят с разными акцентами.
Некоторые тенденции наблюдаются уже сейчас. TOEFL и Pearson Test of English уже включают так называемые integrated tasks (интегрированные задания) — например, написать эссе на основе статьи и фрагмента аудиозаписи. Это оценка нового навыка языкового посредничества.
Конечно, экзамены не станут кардинально другими уже завтра. Пока можно готовиться к привычным заданиям — а потом при необходимости прокачать один-два новых навыка. Познакомиться с форматом нужного вам международного экзамена и начать тренировться поможет наш бесплатный личный план.
Что изменилось
Новые языковые компетенции
В изучении языка обычно выделяют четыре компетенции: аудирование, говорение, чтение и письмо. Но это механическое деление по типу деятельности. Теперь навыки в зависимости от степени взаимодействия со смыслом высказывания:
- Reception (восприятие). Мы слушаем, смотрим и читаем контент.
- Production (воспроизведение). Это про создание текста с подготовкой: написать пост в инстаграме или провести презентацию по заранее составленному плану.
- Interaction (общение). Активное общение отличается от простого воспроизведения текста: нужно постоянно реагировать на собеседника. Эту компетенцию составители документа называют ключевой для изучающих иностранный язык.
- Mediation (языковое посредничество). Это высший пилотаж владения иностранным языком, когда вы умеете адаптировать информацию для других — например, сказать то же самое другими словами или объяснить что-то, учитывая культурный бэкграунд собеседника.
Общение онлайн — отдельный навык
Учебники английского нового поколения будут учить нас переписываться в мессенджере, писать комменты в инстаграме, участвовать в дискуссиях на реддите и записывать аудиосообщения.
Стало очевидно, что английский в онлайне живет по своим правилам, — если человек может подготовить презентацию на английском, вообще не факт, что твит у него получится таким же удачным.
Размылось понятие native speaker
Мир стал глобальным, многокультурным, и теперь уже сложно дать четкое определение «носителю языка». Это человек, который с рождения говорит на английском, или человек, который уже много лет живет в англоязычной стране?
На смену понятию native speaker пришло target language speaker — человек, который говорит на каком-либо языке достаточно хорошо.
Читайте также: Как сдать IELTS выше 6.5 и не сойти с ума
Что нового в аудировании
Раньше в стандартах больше всего внимания уделялось пониманию аудиозаписей: новостей, прогноза погоды, фильмов и диалогов между людьми. Теперь появились два новых навыка, которые нужны в реальной жизни.
Listening as a member of a live audience (восприятие на слух в толпе). Это когда вы слушаете гида во время экскурсии по Колизею или как отец невесты на свадьбе произносит трогательную речь, а вокруг вас — другие люди. Компания впереди может без конца перешептываться. Сосед справа может прямо над ухом громко хрустеть чипсами. Все это под ритмичный гул кондиционера.
- Уровень В1: понять лекцию по знакомой теме, если докладчик говорит четко и не слишком быстро.
- Уровень С1: понять смысл лекции или рабочего доклада вне зависимости от темы.
Listening to announcements and instructions (восприятие на слух объявлений и инструкций). Сюда входят объявления в метро, в аэропорту, на стадионе. При этом предполагается, что текста перед глазами нет.
- Уровень В1: понять объявление в поезде при условии, что обстановка не слишком шумная.
- Уровень С1: понять объявление в поезде при условии, что запись плохого качества, а вокруг шумно.
Что нового в чтении
Reading correspondence (чтение переписки). Это новый навык. Его добавили, потому что чтение имейлов, деловых или личных, не похоже на чтение статей в журнале или книг: в письмах может встречаться разговорный язык, а темы могут быть нестандартными.
- Уровень В1: понять деловое письмо по незнакомой теме и при необходимости перенаправить его нужному человеку.
- Уровень С1: понять описание эмоций, шутки и намеки в личном сообщении.
Reading instructions (чтение инструкций). Инструкции снова в центре внимания обновленных стандартов — возможно, все дело в посылках с Aliexpress.
- Уровень В1: понять инструкции по приготовлению на упаковке замороженной пиццы.
- Уровень С1: понять инструкцию к электропростыне (даже если вы не технарь).
Reading for orientation (чтение для ориентации). Этому навыку теперь тоже стали уделять больше внимания. Это про способность опираться на контекст, в котором этот текст встречается, культурологическую информацию, форматирование. В первую очередь, это касается объявлений, указателей, вывесок, справочной информации.
На уровне В1 нужно уметь сопоставлять информацию из разных источников. Прямо сейчас вы можете проверить, как вы ориентируетесь в тексте. Что рекламирует эта вывеска?
Что нового в говорении
Putting a case (приведение доводов). По новым стандартам уже с начальных этапов изучения языка следует развивать навык аргументированной речи. Раньше такой навык требовался только с уровня В2, поэтому ему традиционно уделяют очень мало внимания.
- Уровень В1: рассказать, почему вы одобряете чей-то поступок и объяснить свою точку зрения.
- Уровень С1: защитить свою точку зрения, приводя аргументы и учитывая точку зрения собеседника.
Addressing audiences (обращение к аудитории). Кажется, в современном мире каждый должен уметь выступить с презентацией или произнести коротенькую речь, даже на английском.
- Уровень В1: провести подготовленную презентацию на работе.
- Уровень С1: провести презентацию на работе, обращая внимание на главные места в тексте и отвечая на вопросы слушателей.
Cooperating (сотрудничество). Это, например, про активное слушание: когда вы не просто молча слушаете собеседника, а короткими фразами вроде «Really?», «Oh, I see» показываете, что вам действительно интересно.
- Уровень В1: использовать стандартный набор фраз и приемов для поддержания беседы.
- Уровень С1: уместно реагировать на высказывания других участников беседы и дополнять их.