Если онлайн-образование вызывает у вас подозрения, знайте: за ним стоят не бездушные машины, а люди. Каждый урок в школе Skyeng — ручная работа. Все задания на платформе Vimbox создают наши методисты, которые живут и работают в разных странах мира. Потом уроки видят тысячи студентов, а их авторы остаются в тени. Мы решили: это нечестно, так что сегодня познакомим вас с теми, кто разрабатывает курсы.
«Вам совершенно незачем учиться говорить как королева»
Стелла Стацевич, старший методист уроков для взрослых
Я путешествовала с самого детства. После распада СССР моя семья оказалась разбросана по миру. Мама уехала в Италию, папа в Грецию, потому что его мама — этническая гречанка. Кто-то остался в Беларуси. Так что я часто ездила навестить то одних родственников, то других. И у меня не было сомнений в необходимости изучения языков.
Поначалу в школе английский у меня шел тяжело. Но потом я заинтересовалась готической субкультурой, а на русском тогда по этой теме почти ничего не было. И я начала сидеть в интернете, запоем читать статьи на английском. Потом переключилась на Толкина, на вселенную Гарри Поттера. И поняла, что чем больше читаешь в удовольствие, тем быстрее учишь язык. В своих курсах тоже использую этот принцип. Он точно работает: я так выучила испанский, итальянский и валлийский.
Я начинала учителем английского. Но у любого преподавателя через несколько лет работы возникает развилка: либо ты и дальше учишь людей, либо переключаешься на создание контента. Я всегда старалась подогнать материалы урока под ученика, адаптировала задания из учебника. Однажды даже пришлось копаться на форуме айтишников, чтобы сделать интересный урок для компьютерщика. Так постепенно я перебралась из лагеря учителей в лагерь методистов — и уже почти два года работаю в Skyeng.
Наши курсы — это всегда результат работы целой команды. Каждый может отвечать за свою часть, но мы обмениваемся опытом и знаниями, дополняем друг друга. Я принимала участие в разработке занятий для подготовки к международным экзаменам IELTS, TOEFL и CAE. Приложила руку к нашему мега-популярному курсу News, основанному на новостях, хотя тут большую часть работы сделал другой талантливый методист. Частично сделала LEGO — особый курс из маленьких тем-кирпичиков, которые можно подбирать под каждого ученика.
От идеи до воплощения — долгий путь. Идея может возникнуть у кого угодно: от студента до создателей Skyeng. Но прежде чем запустить курс в разработку, нужно просчитать, нужен ли он нам и ученикам. После этого создается road-map — план с целями и задачами. Затем методисты сочиняют курс, который проверяет куратор или старший методист. И только после этого курс попадает на платформу Vimbox. Но мы и тогда продолжаем за ним приглядывать — ищем ошибки, смотрим, все ли работает как задумано.
Каждый методист должен вжиться в роль ученика, увидеть курс его глазами. Это сложно, потому что мы пересмотрели десятки учебников, мы знаем все возможные подходы и задания. Ученик может увидеть задачу и подумать: «Ого, как необычно, никогда такого не делал!». А мы это уже сто раз видели. Когда я работаю над курсом, иногда спрашиваю знакомых: «А вот это тебе было бы интересно выполнять?». Но сами задания никогда не показываю. Соблюдаю секретность. Только мужа иногда прошу посмотреть свежим взглядом. Он носитель языка, из Уэльса — говорит по-английски и по-валлийски.
Больше всего я люблю международный английский, лингва франка современного мира. Ведь на нем общаются люди, для которых этот язык неродной. Если кореец будет говорить с турком, они будут беседовать по-английски. В международном английском грамматика проще, нет упора на отработку эталонного произношения. Русские ученики нередко хотят обзавестись аристократичным британским акцентом, но от не-носителя он звучит очень странно. Ведь такой акцент обозначает место человека в британской социальной иерархии — место, которое приезжий по определению не может занимать. Так что не нужно быть таким уж перфекционистом, вам совершенно незачем учиться говорить, как королева.
«Итак, мы выучили Past Perfect. А мне-то с этого что?»
Дарья Червоненко, методист уроков для подростков
Я всегда любила английский — в детстве ездила летом в языковые лагеря, в университете в таких лагерях работала. Проходила стажировки в американском посольстве, интересовалась культурой США, мечтала путешествовать. Но учиться почему-то решила на таможенника: мне казалось, что таможенное дело — более солидное занятие. Но было уже поздно — отделаться от английского я так и не смогла. Все свободное время посвящала организации англоязычных мероприятий для детей, устраивала мастер-классы и квизы, подрабатывала репетитором. В какой-то момент подруга сказала мне: «А тебе не кажется, что учить детей английскому — твое призвание?». И я поняла, что она права.
У меня есть младший брат, и именно он в какой-то мере помог мне выбрать направление. В Skyeng я занимаюсь курсами Junior, то есть делаю уроки для подростков. Потому что я всю жизнь была старшей сестрой — как бы ребенком, но одновременно и взрослым. Человеком, который должен присматривать за младшими и развлекать их. И я развлекала! Постоянно придумывала какие-то затеи: записывала им видеоролики, устраивала квесты и охоту за сокровищами, разбрасывая подсказки по всему дому. Много позже, когда я начала работать методистом, я много думала о том, как можно использовать такие развлекательные штуки на благо обучения.
Курс не берется из ниоткуда — прежде чем приступать к работе, мы анализируем огромный пласт данных. Кто будет проходить этот курс, зачем, какие у них потребности и цели? Какие курсы они уже прошли, какие пройдут потом? Какие навыки ученик должен освоить за курс? Это гигантский массив статистики, и тут нет места никаким «а мне так кажется» — каждая гипотеза должна быть подтверждена. Мы также следим, чтобы курс соответствовал европейским стандартам GSE (Global Scale of English). И лишь потом все это накладывается на контентную историю, и начинается творчество.
Я очень люблю комиксы: они помогают запомнить слова и грамматику в контексте. Когда школьник читает комикс, он видит, какие конструкции используют герои в той или другой ситуации, и сам выводит грамматическое правило. Человек учится, даже не понимая, что он учится. Поэтому мне очень нравится делать комиксы для наших уроков. Иногда — да часто! — они очень абсурдные и смешные. Например, про молоко, которое отправилось в клуб и не прошло фейс-контроль. Абсурдное цепляет внимание и запоминается лучше повседневного и логичного.
Заход через функцию — самое важное. Не что мы учим, а зачем мы это делаем. Я помню, как это злило меня в школе — в конце урока учитель говорит: «Итак, мы сегодня выучили правила употребления Past Perfect». А мне-то с этого что? Что я с этим буду делать? Поэтому в Skyeng мы даем итоги, важные самому ученику. Например, «Теперь ты можешь вести свой блог про кино». Или записать стрим про себя. Сейчас же все блогеры, всем хочется поведать миру о себе. А если ты можешь делать это еще и на английском, ты вообще звезда. Чтобы оставаться в теме, мы постоянно следим за тем, что сейчас у подростков считается крутым, смотрим все тинейджерские сериалы, мониторим TikTok.
Подросткам не нравится, когда с ними сюсюкают, как с малышами. Мы стараемся быть с ними максимально честными. Возьмите обычный учебник и откройте его на теме My Family — вы увидите идеальную семью: мама, папа, дети, собака, все счастливые. Но ведь так бывает не всегда — и наши ученики понимают это. Поэтому мы говорим не только о таких глянцевых семьях.
Мы провоцируем учеников на диалог, даже на спор. Например, один из наших уроков про экологию называется «Я ненавижу природу». Потому что быть правильными надоедает и у каждого должно быть право на бунт. Герои наших уроков и комиксов не всегда прилежные ученики — они подчас ленивы или любят поспорить, у них синие и зеленые волосы. Они похожи на настоящих людей.
Наши уроки — не только про английский. Мы развиваем эмоциональный интеллект, умение аргументированно спорить, рассуждать и делать выводы. Самостоятельно искать информацию и проверять ее. Брать на себя ответственность и проявлять креативность. Это навыки XXI века. Не у каждой задачи — и в наших уроках, и в жизни — есть один-единственный правильный ответ, иногда суть не в ответе, а в обсуждении проблемы. Очень круто чувствовать, что мы растим новое поколение. Хочется, чтобы у них все было классно.
«Моя шестилетняя дочь — суровый критик»
Мария Шкечич, контент-продюсер уроков для детей 4–9 лет
Я много лет преподавала английский — сперва в России, а потом в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Сейчас я с семьей живу в Хорватии и работаю методистом в Skyeng — удаленно, как и многие другие в компании. За годы преподавания у меня накопилась куча идей, которыми мне хотелось поделиться с другими. И последние пять лет я занимаюсь именно созданием контента. Это очень творческая деятельность, можно постоянно экспериментировать и пробовать что-то новое. Я руководила созданием всех курсов Preschool и Primary, курса обучения чтению, партнерских уроков по мотивам Фиксиков и Смешариков.
Чаще всего в основе курса лежит какая-то потребность наших учеников. Хотя иногда мы просто верим в какую-то идею. Так было с курсом обучения чтению. Мы хотели сделать уроки для детей, которым трудно научиться читать по-английски, — инопланетянин Пэм рассказывает им, как правильно произносить звуки и распознавать буквы. И этот курс отлично выстрелил.
Когда идея получила добро от руководства, мы делаем карту курса, где прописывается краткое содержание и сюжет каждого урока. В нашем отделе каждый методист отвечает за свой курс или отдельный проект. На его создание уходит от пары месяцев до года. Год — это огромные проекты, например, курс любого уровня Primary General или Preschool General. Там 60–70 уроков. Один урок разрабатывается примерно месяц, но мы ведем работу над 5–7 параллельно.
Я искренне горжусь всеми своими уроками. Мы придумали эффективную методику, сами сочинили веселые песенки и чанты, по которым дети могут учить английский: песни всегда запоминаются лучше, чем просто текст. Словом, весь контент полностью наш — от идеи до конечной реализации.
Часто показываю наши разработки своей шестилетней дочери и слежу за ее реакцией. Она суровый критик, но мою работу одобряет. Особенно ей нравится инопланетянин Эл, главный персонаж наших детских уроков. А ее любимое задание — распевать наши песенки, и многие она уже выучила.