Мамы — супергерои покруче Человека-паука и Бэтмена. Это доказывает история ученицы онлайн-школы Skyeng Елизаветы Бетис. Когда-то у нее был высокий уровень английского, но за пять лет декрета активный словарный запас истощился. Для переезда Елизавете нужно было сдать международный экзамен IELTS General. Всего за месяц она смогла подтянуть язык. Елизавета рассказала, как была устроена программа подготовки и какие навыки ей удалось прокачать, занимаясь всего час в день.
Как я обнаружила, что забыла английский
Я закончила университет с уверенным уровнем Advanced, владела английским свободно и воспринимала его как родной язык. После учебы я работала юристом в бизнес-авиации, и применяла английский в командировках и переговорах — без всяких проблем. А потом я решила поставить карьеру на паузу и ушла в декрет, сначала с сыном — ему сейчас пять лет, потом с дочерью — ей два года. Все это время я продолжала сталкиваться с английским — читала статьи, смотрела интервью, воспринимала язык пассивно. Но активно его не использовала — не тренировала письмо и речь.
И вот спустя пять лет мне потребовались высокие результаты IELTS — для переезда в другую страну. Я попыталась заговорить и поняла, что нахожусь на уровне «привет-хорошо-плохо-спасибо». Мы с мужем проигрывали диалоги на бытовые темы, и я использовала базовые примитивные слова школьного уровня. А на экзамене за бедную и повторяющуюся лексику, паузы и подвисания в поиске нужных слов жестко снимают баллы.
Я знала про Skyeng и решила обратиться в школу за помощью. Правда, сначала хотела заниматься с носителем — было предубеждение, что только общение с ним поможет поднять английский со дна. Но мне предложили позаниматься с преподавательницей Татьяной, именно она составила гениальную программу и воскресила мой английский.
Через месяц я была другим человеком, разговаривала абсолютно на другом уровне. Муж обалдел! Прогресс подтвердился результатами IELTS — я получила по 8,5 баллов за чтение и аудирование и по 7 баллов за говорение и письмо, общий балл — 8.
Зато теперь мой старший сын активно интересуется английским. Раньше я предлагала ему мультики и книжки, но у него не хватало мотивации. Сейчас ему интересно, о чем мы говорим с папой, и он начинает понимать, зачем ему язык. А еще наша бабушка тоже начала заниматься в Skyeng! Мой опыт оказался полезным для всей семьи.»
Как мы тренировали говорение и письмо
Мы с преподавательницей сфокусировались на говорении и письме — моих проблемных зонах, а чтению и аудированию уделяли 10% подготовки. Занимались два раза в неделю. После каждого занятия Татьяна меня спрашивала, что я для себя вынесла, как сама себя оцениваю, над чем еще хочу поработать. Эти вопросы помогали выявлять пробелы и закрывать их на следующем уроке.
Говорение: готовили словарик до урока, учили вводные фразы и тренировались чувствовать время
Изначально по программе Skyeng перед обсуждением темы даются 7–10 фраз, которые нужно выучить и использовать в речи. Через пару занятий я поняла, что мне их мало, и Татьяна сменила тактику. Она говорила мне заранее, какие темы будем обсуждать на уроке, или скидывала карточку с планом устного ответа. А я уже сама добирала лексику из своих залежей и словарей. На урок приходила подготовленная и активно использовала выученные слова и фразы в речи. К ним мы добавляли материалы из программы, и получался продуктивный разговор. Так мой пассивный вокабуляр постепенно превратился в активный.
Мы уделяли внимание не только тематическим специфическим словам, но еще и вводным выражениям. На экзамене высший балл дают за свободу речи, поэтому если ты забыл слово или еще не придумал о чем говорить, нужно заполнять пустоту фразами вроде «in my opinion» (по моему мнению), «I believe» (я полагаю).
Мы учились чувствовать время и ужимать ответ в необходимые две минуты. Этот навык оказался моим большим преимуществом на экзамене. Мы засекали таймер, и сначала я пыталась раскрыть тему за пять минут. Потом сокращала ответ до трех минут. В конце — до двух. Эта техника помогает научиться сжимать информацию, выдавать ее более концентрированно. Чувствовать время и успевать за две минуты начать мысль, емко ее раскрыть и завершить.
Письмо: собирали идеи и фразы, четко следовали критериям
Письменную часть мы готовили четко по критериям, которые используют экзаменаторы для оценки. Для начала мы разобрали, какие вообще бывают стили писем: деловой, разговорный, дружеский — и что важно в каждом из них использовать. Разобрали структуру эссе: вступление, аргументы за и против, заключение. А дальше мы тренировали своеобразное шаблонное мышление. Первый абзац — точно два предложения, в которых нужно перефразировать вопрос. Когда раскрываешь идею — разные мысли разбиваешь по разным абзацам. В заключении — коротко повторяешь идеи, еще раз формулируешь вопрос.
Я писала, а Татьяна проверяла, чтобы я ответила на все вопросы, использовала специфическую лексику, написала достаточное количество слов, использовала и сложносочиненные, и простые предложения, вводные слова.
Еще я начитывала готовые варианты писем и эссе. И размышляла, как бы я ответила на эту тему — подбирала слова и фразы. Конечно, я переживала, что могу получить карточку с темой, которую я даже по-русски раскрыла бы с трудом — про научные исследования, катастрофы, переработку мусора. Поэтому мы разбирали и такие сложные темы, запасали идеи и фразы.
Меня успокоила мысль, что на экзамене проверяют не мои знания жизни, а уровень владения английским. И решила, что если попадется какая-то очень сложная тема, я просто расскажу красивую историю, почему я ничего о ней не знаю. В итоге мне попались бытовые темы: эссе о том, какие книги стоит читать детям, и письмо-жалоба в строительную компанию.
Единственная сложность возникла с аудированием. Мне попалась сложная тема про полезные ископаемые в Новой Зеландии — уголь, газ, вот это вот все. Я не была уверена, что ответы на четыре вопроса, которые я услышала, не обманки для запутывания экзаменуемых. В итоге мои ответы оказались правильными — повезло.