«Урок меня заряжает», «занимаюсь для души». Студенты часто отмечают, что занятия английским для них — не просто обучение, а еще и возможность выговориться и разобраться в себе. Из-за чего возникает такой эффект и почему не стоит им увлекаться, рассуждает преподаватель английского Любовь Окулова.
Почему урок английского напоминает психотерапию
Один человек говорит, второй его слушает, встреча платная. Описание подходит и для занятия английским, и для сеанса у психотерапевта. У них действительно много общего.
На уроке можно поговорить о себе. Вы не поверите, сколько всего учителя помнят про всех. В заданиях, где нужно использовать новую грамматику и лексику, ученики рассказывают о себе: во сколько встают, где работают, какие у них планы на выходные. В обычной жизни такие подробности нашей жизни мало кому интересны.
Преподаватель вас слушает. Все внимание сконцентрировано только на вас. Это самое большое сходство с психотерапией — приятно ведь, когда целый час слушают только вас. Причем активно, а не для галочки.
У занятий есть определенное время, место, регулярность. Как и в терапии, это создает определенный сеттинг, который настраивает всех на работу. Эта же предсказуемость предполагает и четкие роли, и некую иерархию. Преподаватель относится к вам с вниманием и терпением, вы прислушиваетесь к его авторитету.
Преподаватель помогает преодолевать сопротивление. Бывает так: приходит студент с целью «хочу работать в иностранной компании». Начинаем заниматься, а пыл сходит на нет. Начинаешь копать, и оказывается, что не хочет человек менять работу, ему и на этом месте хорошо, он боится отказа на собеседовании и новых обязанностей. И если английский — это последний этап перед таким повышением, то студент подсознательно начинает саботировать процесс. Преподаватель помогает студенту увидеть проблему и преодолеть ее.
Почему не стоит превращать уроки в сеансы психотерапии
Внимание, помощь, работа с эмоциями — все это звучит очень привлекательно. Некоторых студентов так и тянет перескочить с обсуждения артиклей на рассказ о прошлых выходных. Но это может навредить процессу.
Разговоры по душам замедляют прогресс в английском. К психотерапевтам люди ходят выговориться, найти душевный покой и ответы на вопросы. На уроке ваша цель — повысить уровень английского для улучшения вашей жизни. Если разговор о своей жизни и переживаниях вписывается в цель занятия — это будет на пользу. Если нет — получится сплошная болтология и трата времени.
У преподавателя нет нужной психологической подготовки. А еще нет своего психотерапевта для разрядки и супервизии для анализа своей работы. Преподаватель не умеет распознавать слои ваших эмоций и оказывать психологическую помощь. В результате успех душевных разговоров зависит по большей части от уровня эмпатии или EQ преподавателя. Согласитесь, становится похоже на рулетку.
Обсуждение переживаний нарушает границы и роли. В каком-то смысле это эксплуатация учительских ушей и душевных ресурсов преподавателя за цену урока, а не психотерапевтической сессии. Терапия обычно стоит дороже. Я знаю, есть учителя, которые говорят с учениками по душам, но я не вижу в этом ничего хорошего с точки зрения долгосрочной перспективы. Как только в отношения входит оплата чьего-то профессионализма, на первый план должны выходить рабочие роли.
Занятия английским могут быть душевными, а преподаватель — близким по духу собеседником. Но для полноценной психологической поддержки на уроке нет ресурсов.
Еще стоит следить, что вы приближаетесь к своей цели. Если цель — эмоционально зарядиться, душевные разговоры не повредят. Но если вы пришли выучить английский для работы или экзамена, они могут только отнимать время.