Многие родители мечтают, чтобы ребенок никогда не ленился, получал одни пятерки в школе — и всячески мотивируют его учиться тому, что сами считают полезным и правильным. Но стоит ли давить на ребенка и подталкивать к вещам, к которым он равнодушен? На вебинаре в онлайн-школе Skyeng об этом рассказала Тутта Ларсен — телеведущая и мама троих детей. Вот ее советы, которые могут пригодиться родителям.
1. Начните с себя
Главная проблема даже не в том, что мотивации нет у детей, а в том, что ее нет у взрослых. Потому что мотивированные взрослые являются достаточным, как мне кажется, примером для своих детей. И странно требовать от ребенка учить иностранные языки, гореть желанием осваивать какие-то непонятные слова, если ты сам не можешь сказать «This is a pencil» и всю жизнь считал, что тебе это совсем не нужно.
Первая вещь, которой мы рушим детскую мотивацию, это такая ложь: мы заставляем детей делать то, чего не делаем сами. Давайте будем честными: наши дети вовсе не обязаны обслуживать наши о них представления. Часто жалобы на то, что у ребенка нет мотивации, на самом деле — скрытое признание того, что мы заставляем детей делать что-то не входящее в зону их интересов и талантов.
2. Постарайтесь не давить на детей
С современными детьми давление не работает. Я, например, полностью отказалась от системы наказаний. У нас в семье есть набор правил, нарушая которые, ты можешь попасть под какие-то санкции. Но я не считаю это наказанием, потому что это четко прописанная система правил — такая же, как законы в государстве. Ребенок об этих правилах предупрежден, он в курсе и он сознательно принимает решение поступить так, а не иначе (зная, какие будут последствия).
Существует много способов давить на детей: «Не сделаешь домашку — не посмотришь мультики», «Не съешь кашу — не получишь сладкое». Но современные дети не воспринимают подход «Ты будешь делать это, потому что я так сказал». У них нет страха перед родителями, они требуют диалога, коммуникации, и приходится вырабатывать какой-то новый язык, искать подход. Задача взрослого — объяснить, что ребенок учится не для учителей или родителей, а в первую очередь для себя самого.
3. Цепляйтесь за любой интерес ребенка. Даже самый странный
Старшему сыну Луке сейчас 14, мы занимались английским с 11-12 лет. Нашли великолепного репетитора, который проводил уроки онлайн. Первое, что репетитор сказал, когда мы с ним познакомились: «А можно я Луке буду давать такие слова, как "жопа" или "дурак"?». Хотя наш репетитор — такой интеллигентный херувим ренессансный (с кудрями, розовыми щеками, очень воспитанный молодой человек).
Я ему ответила, что, конечно же, можно. Ведь мальчику 11-12 лет эти слова на английском языке интереснее всего
Когда у Луки шел урок, можно было подумать, что к сыну пришел друг и они там бесятся. Они с репетитором орали песни под гитару, играли в какие-то игры, смотрели веселое кино — и это было очень здорово. При этом репетитор все равно требовал практику, домашку. А для сына это вообще проблема, когда надо что-то сделать, особенно в школе. Поэтому мы наблюдаем, поощряем любое его движение в какую-либо сторону, поддерживаем все интересы.
4. Ищите правильного человека, а не престижные курсы
Моему младшему ребенку три с половиной года, и он поет. У него удивительный слух, особенно для трехлетнего возраста. Я очень боюсь это спугнуть: опыт традиционной музыкальной школы говорит о том, что очень сложно сохранить мотивацию, когда у тебя сольфеджио и гаммы. И тут гораздо важнее найти человека, с которым твой ребенок сможет найти контакт, чем отправить его в самую крутую школу. Для меня отношение к ребенку гораздо важнее образовательного процесса.
Например, наша средняя дочь Марфа занимается фольклорным вокалом дома. Я нашла волшебного педагога — это просто фантастический человек, и Марфе с ней интересно. А можно было бы отправить ее в музыкалку, начать гонять и отвратить от музыки навсегда. Я думаю, что мотивация у ребенка изначально есть всегда, дети вообще любопытные. Но как только мы видим, что ребенок замотивирован, мы сами начинаем так сильно его продвигать, что лишаем любого самостоятельного движения и решения.
5. Узнайте, чем на самом деле заняты ваши дети
Марфа — яркий ребенок, всем интересуется. Люди видят ее и говорят: «Да у тебя Марфа вообще огонь, а мой такой оболтус, ничего не читает». А потом выясняется, что этот ребенок, который не читает, просто офигенно рисует — его комиксы можно в журнале публиковать за большие деньги. Или: «Мой вообще языков не знает, ничего не знает, только и делает, что ездит на эту свою греблю дурацкую», — а ребенок, между тем, чуть ли не чемпион Москвы по гребле.
Иногда мы обесцениваем интересы и достижения детей. Нам кажется, что ребенок должен читать или играть на фортепиано, а ему нравится ездить на биофак, или роботов строить, коды писать. Это такой кайф, когда ребенок нашел то, что его зажигает! Даже если нам это совершенно не близко, нужно это принять.
Например, сейчас все говорят, что дети постоянно сидят в гаджетах (подразумевая, что это плохо). А у моей подруги ребенок в шесть лет постоянно играет в онлайн-игры и при этом знает английский лучше своих родителей, потому что общается в игровом чате. На днях они купили квартиру, планируют ремонт. И подруга застала ребенка за тем, что он сидит в Adobe, делает дизайн своей детской комнаты. Он сам скачал Photoshop, освоил ее, во всем разобрался. Мама в шоке: ей-то казалось, что он в компьютере ерундой мается. Мы очень недооцениваем своих детей и не доверяем им, а зря.
6. Наблюдайте за их поведением
Иногда можно просто сделать вид, что тебе пофигу, или как-нибудь взять на слабо. «Я как-то купила классную книжку, но она на английском, вряд ли тебе будет интересно, ты же не читаешь на английском». «Мы скачали такой классный сериал, обалденный, но там даже субтитров нет. Наверное ты не сможешь его с нами посмотреть». На кого-то это действует, на кого-то нет.
Мне кажется, что дети настолько разные и настолько здорово все о себе рассказывают нам своим поведением, своими поступками, что наша задача просто смотреть. Смотреть и идти за ними. Лучших учителей, чем они, просто нет.
7. Будьте на их стороне и не ждите от них совершенства
Каждому родителю приходится выбирать между ребенком и окружающим миром, который говорит, каким твой ребенок должен быть. Даже в самой хорошей школе учитель может написать что-то вроде: «Сегодня ваш ребенок весь день сидел на уроке в телефоне». И ты думаешь: «А чьи это проблемы? Мои? Он же на вашем уроке сидит в телефоне».
Для меня очень важно быть на стороне моего ребенка. Даже если он не прав, я с ним буду выяснять отношения наедине, дома. Но мне очень важно, чтобы он знал, что я на его стороне, что я за него и что он с любой своей проблемой может прийти ко мне (и я не буду его осуждать за то, что он ленится или ему что-то не хочется делать).
Мы очень часто передавливаем — и это нечестно, потому что мы тоже склонны делать все через «не хочу». Мы сами очень любим отдохнуть и пофилонить, но от своих детей мы требуем быть абсолютными совершенствами, не будучи таковыми сами. Стоит быть ближе к земле и к своему ребенку. Потому что ребенок у вас один. А мир вокруг будет всю жизнь пытаться его прогнуть. Должна же быть какая-то тихая гавань, где человека примут со всеми проблемами.
Посмотрите запись вебинара с участием Тутты Ларсен, чтобы узнать еще больше мотивационных хитростей и приемов.
Фотография на обложке: инстаграм Тутты Ларсен
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.