«Я учил английский в школе, но ничего не знаю» — классический сюжет. Денис Воронов, ученик Skyeng, тоже поступил в университет почти с нулевыми знаниями языка, но за три года достиг уровня Intermediate и даже успешно прошел собеседование на английском в Coca-Cola. Денис рассказал, как это получилось.
Я родился в небольшом городе Нефтеюганск — это в Сибири, недалеко от Сургута. В школе я относился к английскому несерьезно, и давался он мне тяжело. Даже занимался с репетитором, но результата особо не было. Возможно, из-за отсутствия мотивации — не понимал, как английский может мне пригодиться в жизни.
В Нефтеюганске мало возможностей получить качественное высшее образование, поэтому в 2015 году я переехал в Санкт-Петербург. Там я поступил на факультет экономики и финансов в Политех. Мне повезло — раньше для поступления английский не требовался. Но на парах по языку я чувствовал себя неуверенно. Всегда садился рядом с одногруппниками, которые более-менее знали английский, чтобы они мне помогали.
Примерно тогда же я узнал, что через год в Питере пройдет Кубок конфедерации, и очень захотел стать волонтером. Вот только для этого нужен был английский. А я двух слов не мог связать. Это была главная мотивация учить язык. Сначала я пошел в школу, где были очные групповые уроки. Занимался там полгода, меня дотянули до Pre-Intermediate (A2).
В 2017 году я стал волонтером Кубка конфедерации, а через год меня пригласили на чемпионат мира тимлидером. В своем первом опыте волонтерства я мало использовал английский: у нас в команде были люди, которые знали его гораздо лучше меня, если что, я мог позвать кого-то из них. А уже 2018 году на чемпионате я отвечал за скандальную зону — камеру хранения. Скандалы там случались часто: люди теряли зонты, зачем-то приносили еду и не знали, где ее оставить… Один мужчина принес на стадион пакет лука. Приходилось решать проблемы на английском языке.
После чемпионата в 2018 году меня ждал еще один челлендж — поездка на два месяца в Китай на волонтерскую стажировку от AIESEC. В первый же день я забыл свой рюкзак со всеми документами и деньгами в такси. Я объяснил тимлидеру на английском, что произошло, и на следующий день вещи удалось вернуть. Проект назывался «Dare to Dream» и проходил в Чжэнчжоу. Наша команда состояла из 24 человек из разных стран: Ирана, Румынии, Украины, Индонезии, Италии, Китая. Мы повышали уровень образования детей в начальных и средних классах в развивающихся странах.
В течение месяца каждый волонтер должен был вести два-три урока каждый день для китайских школьников. Я вел географию, астрономию, физкультуру и русский язык. Сначала я сам придумывал программу урока, адаптировал ее под возраст детей, готовил презентацию и вспомогательные материалы. Были дети, которые хорошо говорили на английском, но в основном они мало что понимали, поэтому мне помогал синхронный переводчик — девушка-китаянка.
Поездка очень прокачала мой разговорный английский: когда ты вынужден коммуницировать, уровень растет. А еще этот опыт заставил задуматься о более активном изучении английского. Иногда в Китае я чувствовал себя изолированным, потому что не мог свободно разговаривать.
После поездки, во второй половине 2018 года, я понял, что хочу поддерживать и повышать свой уровень английского. Изучил разные варианты и остановился на Skyeng. Мне очень понравилось, что здесь можно выбирать время занятий и учиться из любого места. Еще мне был важен индивидуальный подход, потому что во время очных занятий в другой школе в группе было от 6 до 20 человек, это мне не нравилось.
Сначала мне не повезло с преподавательницей: на первом уроке казалось, что она занята какими-то другими вещами, не включена в урок. Я написал в поддержку, попросил поменять учителя. Второй урок вела Ольга Филиппская, с которой я занимаюсь уже третий год. И я очень доволен, что Skyeng свел меня с Олей. Мне очень нравится ее индивидуальный подход — мы не просто изучаем английский, а решаем конкретные задачи, которые мне нужны.
На третьем курсе мне требовалась помощь с подготовкой к выступлению на английском. Я написал научную статью на тему «Оптимизация деятельности предприятия за счет цифровых технологий». Меня пригласили выступить с результатами работы на конференции. Английский требовался для самого выступления и ответов на вопросы — Оля помогла подготовиться.
В 2020 году я узнал о двухлетней программе Management Trainee в компанию Coca-Cola. Ты становишься стажером, и два года в тебя вкладывают знания и навыки, чтобы вырастить руководителя внутри компании. Я отправил заявку, но меня не отобрали. В этом году я попробовал снова — и меня пригласили на собеседование в Coca-Cola на английском языке!
В тот же день я написал Оле, что мне срочно нужно подготовиться к собеседованию за 10 дней. У нас было три-четыре урока. Оля не просто показала мне полезную лексику по теме — она нашла список из 40–50 вопросов, которые могут быть на интервью в Coca-Cola. Я отвечал на них, Оля корректировала, все это помогло мне успешно пройти собеседование.
Удивительно, но на собеседовании я почти не волновался. Мне казалось, что я знаю ответ на любой вопрос, а даже если не знаю — выкручусь. Интервью проводили три человека, оно шло около часа, меня бомбили вопросами про мой опыт, навыки, стрессовые ситуации, с которыми я сталкивался. Только один из них мы не обсуждали с Олей: меня попросили рассказать, как бы мои друзья меня охарактеризовали.
В середине мая я получил оффер, с 1 июня стал стажером. Пока я прохожу онбординг, моя задача — изучать культуру компании, погружаться в процессы. Вся документация, все обучающие видео на английском, так что от языка никуда не денешься.
Сейчас я стремлюсь к уровню Upper-Intermediate. Для меня важно улучшить разговорные навыки, потому что стажировка предполагает коммуникацию с коллегами из разных стран. Например, финансовый директор нашего подразделения — грек, он разговаривает с нами только на английском.
Я продолжаю заниматься с Олей — мы проходим бизнес-курс, стараемся обсуждать больше различных кейсов, больше говорить. Занимаемся раз в неделю. Я составляю списки задач на день, в нем есть пункт «изучать слова в приложении Skyeng». Обычно я выполняю три упражнения — утром, днем и вечером. Если бы желание учить английский появилось у меня еще в школе, возможно, это помогло бы мне быстрее освоить язык. Но сейчас я не испытываю больших трудностей, мне очень нравится заниматься.