Вот вы учите-учите английский, вкладываете много сил, времени и денег в курсы или репетитора, но язык все равно не идет. Новые слова запоминаются плохо, с грамматикой беда, беседа с иностранцами продолжает быть мучением. В конце концов вас одолевают бессилие и злость. Психолог Ирина Катин-Ярцева рассказывает о возможных причинах такого состояния и о том, как с ним бороться.
Вы злитесь на учебники, на преподавателей, а больше всего на себя. Вам кажется, что перед вами огромная стена, которую невозможно ни обойти, ни сломать. Ваш внутренний критик презрительно говорит: нечего было и браться, у вас просто нет таланта к языкам. Так вы застреваете на внутренней борьбе и еще больше снижаете свою продуктивность. Вот пять возможных причин, по которым это происходит, и способы их победить.
1. Вам не подходит учитель или программа обучения
Очевидно, что вы поладите не с каждой методикой и не с каждым преподавателем. И это не обязательно значит, что методика или учитель плохие. Вам может быть скучно с сильным педагогом, который привык давать новую лексику исключительно на слух, потому что вы абсолютный визуал (и всего две-три картинки приносят вам куда больше пользы). В учебе действительно важно учитывать индивидуальные особенности восприятия, мышления и памяти.
Что делать. Обратиться к коучу или методисту, который подберет для вас личный план занятий и посоветует педагога. Порой это стоит немаленьких денег, но потом с лихвой окупается: только представьте, что вы ждете каждого занятия, как маленького праздника, и после каждого урока чувствуете прогресс. А в некоторых школах, например, в Skyeng, бесплатно подбирают программу и педагога, учитывая ваши цели, интересы и характер.
2. Вы мало спите, плохо питаетесь или просто болеете
Наше физическое состояние серьезно влияет на способности к обучению. Чтобы нормально усваивать новые знания, очень важны несколько вещей. Во-первых, полноценный сон. Во-вторых, удобный режим занятий: трудно ожидать значительных результатов от «совы», если для занятий удалось выделить время лишь ранним утром. В-третьих, хорошее питание: диеты порой снижают когнитивные возможности. Очень важно, здоровы ли вы или, может, только оправились от изматывающей болезни.
Что делать. Позаботиться о себе. Наладьте режим труда и отдыха. Питайтесь полноценно (со всеми жизненно важными веществами, витаминами и микроэлементами). Побалуйте себя приятной физической активностью — тренировка в спортзале или йога улучшат кровообращение мозга. Установите опытным путем оптимальный график занятий, только не забудьте учесть нагрузку на работе. Никто из нас не способен на интеллектуальные усилия в режиме 12 на 7. Эффективнее всего, когда мы работаем/учимся по 6-7 часов в день и чередуем разные типы задач.
3. Психологические проблемы мешают вам сосредоточиться
Ваши мысли могут быть забиты решением тех или иных проблем, конфликтов, противоречий. Хронический или острый стресс, смена образа жизни, потеря близкого человека, переезд, рождение ребенка, пережитое насилие (в том числе психологическое), сильная боль — все это и многое другое может очень сильно повлиять на наши когнитивные возможности, память, способность концентрироваться.
Отдельно стоит упомянуть опыт дискриминации. В обществе порой считают неспособными к обучению представителей тех или иных социальных групп. В случае с английским чаще всего давят на возраст («Ему уже поздно учить язык»), причем совершенно зря. Внешнее предубеждение легко становится внутренним, и ученик заранее настраивается на плохой результат. Важно помнить, что развитие возможно только в безопасности и относительном покое.
Что делать. Спросите себя, какие вещи в последнее время стали для вас самыми стрессовыми, комфортно ли вам в психологическом плане. Возможно, вы даже удивитесь — как много вы успеваете, несмотря на все препятствия. Ну а если вам кажется, что стресс или травматические события снижают вашу работоспособность, лучше пойти к психологу, который работает с такими состояниями.
Когда такой возможности нет, главные способы самопомощи — все, что позволяет выгрузить переживания наружу. Выражайте их в творчестве, ведите дневник, обсуждайте случившееся с близкими людьми, которые всегда готовы вас поддержать. Внутренние конфликты заставляют нас гонять по кругу одни и те же мысли, и их не так-то легко задвинуть на задний план. Доверяйте себе — если вы все время думаете о чем-то постороннем, значит, это что-то важное и оно требует решения в первую очередь.
4. Вас тормозит неподъемная мотивация
Как недостаток, так и переизбыток мотивации плохо влияют на способности к обучению. Сверхмотивация перегружает организм высоким уровнем стресса, который мешает мозгу работать максимально эффективно. Суперприлежные ученики ставят себе большую цель и вкладывают в нее значительные по их меркам ресурсы. Обидно, но чересчур упорный труд может помешать хорошему результату.
Что делать. Чтобы избежать ловушки сверхмотивации, придирчиво проанализируйте свои цели. Можно ли реализовать их в комфортном темпе работы, не перегружая себя? Не завышаете ли вы планку? Полезно построить «план Б» на случай, если не достигнете намеченных результатов в срок. И это должен быть план, который не принесет вам вреда. Не отказывайте себе в отдыхе. Возможно, придется отложить поездку или нанять на этот раз переводчика.
Если не получается найти альтернативу, просто помните: даже если вы не получите работу, к которой сейчас стремитесь, или не сможете полностью реализовать проект, о котором мечтаете, это не конец света. Это не последняя вакансия, не последняя поездка и не последний проект в вашей жизни. Может быть, впереди ждет что-то получше.
5. Ваш мозг ассоциирует учебу с чем-то болезненным
Возможно, дело в модели поведения, которая сложилась, когда вы только начинали познавать мир. Проще говоря, в опыте раннего обучения. И если в детстве вас наказывали за плохие оценки, заставляли учить то, что вас бесило, ждали результата, несопоставимого с вашими реальными возможностями, — все это могло остаться в вашей памяти как неизбежные спутники учебы.
В таком случае учебный процесс до сих пор приносит вам кучу стресса. Возможно, вы невольно начинаете моделировать те травматические события из прошлого. И сами принуждаете себя штудировать учебники, ставите невыполнимые цели, осуждаете и критикуете, перестаете себя уважать.
Что делать. Наблюдать за собой. Внимательно отмечайте те моменты, когда проявляется злость, разочарование, бессилие. Когда появляется ваш внутренний критик со словами «я неудачник», «я бездарность», «у меня никогда ничего не выходит». Возможно, эти мысли в вашем сознании озвучиваются голосами авторитетных и уважаемых вами людей, и вы даже сможете вспомнить, когда услышали их впервые. С ними можно и нужно спорить, находить все новые и новые доказательства, факты, им противоречащие.
Будьте своим адвокатом, оставайтесь на своей стороне. Не подавляйте возмущение, негодование и злость на тех, кто убеждал вас в бесталанности и никчемности. Вы имеете право на все эти чувства и не становитесь плохим человеком, испытывая их. Есть много способов выразить агрессию, не нанося вреда окружающим: поговорить с кем-то, зачеркать бумагу до дыр, растоптать коробки из-под сока или кассеты от яиц, покричать там, где вы никому не помешаете.
В чем бы ни был корень неудач, результаты не должны становиться самоцелью и условием самоуважения. В учебе, так же как и во всех остальных сферах жизни, будьте бережны и заботливы к себе. И, конечно, не забывайте об удовольствии. Наша память напрямую связана с эмоциями — яркие приятные переживания способствуют лучшему усвоению знаний.
Чтобы получать только позитив от занятий, запишитесь в онлайн-школу Skyeng (для начала — просто на бесплатный урок). Преподаватели школы сделают все, чтобы вы постоянно удивлялись и радовались: подберут для уроков самые современные видео и мемы, расскажут о современном сленге, разъяснят любые грамматические сложности простым языком.