«Нет времени», «устал», «начну с понедельника» — вот что руководство компаний слышит от сотрудников, когда предлагает им подтянуть английский. Список отговорок бесконечен, но главная причина саботажа всего одна: не хватает мотивации. О том, как ее повысить и заразить команду любовью к языку, SM поговорил с бизнес-тренером компании «Додо Пицца» Антоном Вахотиным.
В 2016 году «Додо Пицца» появилась в США, и вот уже несколько лет мы работаем на международном рынке. Сегодня наша компания присутствует в девяти странах помимо Штатов. Это Россия, Румыния, Китай, Литва, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Великобритания. Чтобы комфортно работать и не перекладывать задачи на других, большинству наших сотрудников нужно хорошее знание английского языка.
И речь не только про менеджеров головного офиса, которые пробивают дорогу на зарубежные рынки. Когда наша сеть только заходила в Москву и Санкт-Петербург, многие работники региональных пиццерий тоже переехали туда, чтобы помочь с открытием (и в итоге остались насовсем). Недалек тот день, когда такие же ребята будут нужны нам и в других странах.
Чтобы помочь им подготовиться к этому, мы решили организовать корпоративные курсы. Требования к программе у нас были очень простые: комплексное обучение без отрыва от общения. Запустили обучение, даже оплатили его сотрудникам, но очень скоро поняли, что проект провалился. Люди не хотели учиться, а деньги, заплаченные за курсы, уходили в никуда. Поэтому мы решили всерьез повышать их мотивацию к обучению.
Эффект мягкого давления
Для начала мы решили, что мысль «без английского не обойтись» нужно донести до каждого в компании. Важно было объяснить людям, зачем им вообще английский язык. Не все осознают, как он поможет им в профессии и развитии карьеры. А без этого желание что-то учить стремится к нулю.
Но оказалось, мало просто объяснить ребятам, что английский дает им возможность развиваться и заниматься интересными проектами. Когда цель туманна, сроки неясны, а навык не нужен тебе в работе прямо сейчас, мотивация угасает даже у самых стойких.
Поэтому мы решили создать острую потребность в английском здесь и сейчас. Для этого мы перевели коммуникации в компании на английский язык. Начали с переписки: в 2017 году все сотрудники головного офиса получили предупреждение о том, что рабочие имейлы теперь пишутся только на английском.
Команда, мягко говоря, не пришла в восторг, а новость вызвала множество негативных комментариев в медиа. Поначалу ребята пытались обойти требование разными способами. Например, суть дела излагали в гугл-документе, а в письме просто давали ссылку на него. Но со временем эта мера все-таки принесла плоды: сотрудники начали писать на английском и постепенно оттачивать навык.
Так создается эффект мягкого давления, который побуждает всерьез взяться за английский
Позже эффект от перехода на англоязычную переписку решили закрепить и распространить. Каждую неделю у нас проходят общие встречи, где мы обсуждаем текущие проекты и результаты работы. Часть выступлений на этих собраниях теперь тоже проходят на английском.
Когда вы создаете острую потребность в английском в компании, важно помнить: вы не можете бросить команду самостоятельно разбираться с возникшими сложностями. Поэтому мы помогаем сотрудникам с обучением. Правда, систему, которую внедрили первоначально, пришлось реформировать.
Отмена компенсаций
Проанализировав первую неудачную попытку обучить команду английскому, мы поняли – люди не относятся серьезно к тому, что достается им бесплатно. Поэтому мы перестали платить за учебу персонала. Теперь вложения в свое развитие — это ответственность каждого. Но это не значит, что мы пустили процесс обучения на самотек и оставили ребят без поддержки. Мы приглашаем в офис преподавателей, чтобы желающие могли с ними позаниматься. Некоторым нашим сотрудникам нравится такой формат учебы.
Еще мы осознали, что универсальные рецепты не подходят нашей команде. Как-то мы попытались вести единый словарь английской лексики для всех сотрудников — он просто не прижился, потому что мало кому подходил. Если бы мы загнали всех в одну группу и заставили учиться по единой программе, произошло бы то же самое. Ведь у каждого отдела своя специфика работы, а значит и разная потребность в учебной программе и графике.
Поэтому мы решили, что нужно дать каждому сотруднику возможность подобрать обучение под себя. Мы объединились с онлайн-школой Skyeng и запустили учебу онлайн. Такой способ позволяет заниматься где угодно и регулировать программу под свои нужды. Плюс ребята могут оплачивать свои занятия по сниженному корпоративному тарифу. Это тоже повышает мотивацию и лояльность сотрудников.
Еще один плюс удаленной учебы — возможность запустить процесс быстро. Когда человек готов начать учиться, главное — не упустить момент. Через неделю рутина засосет его настолько, что английский просто отойдет на десятый план. Со Skyeng у меня всегда есть готовое хорошее решение для тех, кто хочет заниматься.
Здоровая конкуренция и принцип ненасилия
Чтобы подогреть желание учиться и прогрессировать быстрее, мы добавили к учебе соревновательный элемент. Впервые мы пытались сделать это еще до перехода на английский в переписке: создали рейтинг изучения английского языка среди сотрудников. Те, кто учился и показывал быстрый рост, продвигались вверх по турнирной таблице. Те, кто не учил язык вообще, плелись в хвосте — рейтинг был обязательным для всех.
Позже мы поняли, что уровень притязаний у людей разный: кому-то просто нравится хорошо делать свою работу и не хочется гнаться за первым местом в таблице. Таких ребят низкий рейтинг только демотивировал, поэтому мы решили реформировать систему.
Сейчас участие в соревновании добровольное. Все участники поделены на три лиги по уровню владения языком: А2 (базовый), B1 (промежуточный) и B2 (уверенное владение). Раз в два месяца сотрудники сдают тест. Набранные по его итогам баллы определяют положение в турнирной таблице и переход из одной лиги в другую.
С тестированием нам помогает Skyeng. Они разрабатывают три онлайн-теста (для каждой лиги) и рассылают их всем участникам в один день. Тесты можно сделать в любое время – у сотрудников есть на это несколько дней. Затем мы подводим итоги и награждаем победителей. Участники, показавшие самый большой рост в баллах, получают в подарок бесплатные уроки английского.
Тест, как и рейтинг, не является обязательным, мы не привязываем к нему никакие премии или штрафы – это исключает возможность жульничества и не действует сотрудникам на нервы. В фокусе только прогресс в языке и удовольствие от соревнования.
У нас пока остается нерешенной одна большая проблема: часть сотрудников начинают заниматься английским, а через некоторое время забрасывают. К сожалению, централизованного контроля за этим моментом у нас нет. Частично с этим помогает, опять же, школа Skyeng: если менеджеры видят, что студент забросил учебу, они пытаются вернуть его.
Сам я узнаю о том, что кто-то бросил учиться, только из разговоров. Если это происходит, мы пытаемся выяснить причину и мотивировать продолжить учебу. Мотивация в таких случаях может быть абсолютно разной. Например, недавно я пошел на бескомпромиссный шаг: сказал одной из сотрудниц, что если завтра она не придет на занятие, я перестану ходить в спортзал. Она пришла.
Вообще, в таких случаях важно понять: принуждать к учебе неэффективно. Если человек не хочет учиться, насилие не поможет. Он просто будет ходить, давать 30% эффективности, а вы еще и платить за это будете. Нужно повышать личную заинтересованность сотрудников.
Если вашим коллегам тоже не хватает мотивации учить английский в своей компании, попробуйте один из способов, которые практикуют в «Додо Пицце». Или разработайте свою систему вместе с командой Skyeng: мы придумаем схему, которая подойдет именно вам. Запишитесь на бесплатный вводный урок — наши методисты познакомят вас с платформой и выяснят, зачем именно вашей команде нужен английский.