Проверьте свой испанский и получите рекомендации по обучению
Проверить бесплатно
Тест на уровень испанского
Узнайте свой уровень, получите рекомендации по обучению и промокод на уроки испанского в подарок
Тест на уровень испанского

Множественное число в испанском: от "лапиз" к "лаписес" за 5 минут

Для кого эта статья:

  • Студенты, изучающие испанский язык
  • Преподаватели испанского языка
  • Люди, желающие улучшить свои навыки грамматики в испанском
Множественное число в испанском: от "лапиз" к "лаписес" за 5 минут
NEW

Освойте множественное число в испанском! Разбейте стереотипы с хитрыми правилами и исключениями для уверенной и красивой речи. 🇪🇸

Овладение правилами образования множественного числа в испанском – один из первых серьезных шагов на пути к грамотной речи. Казалось бы, просто добавляй окончание -s или -es к словам! Но когда вы встречаете фразу "los lápices azules" вместо ожидаемого "los lápiz azuls", понимаете – в испанской грамматике скрываются свои подводные камни. В этой статье мы разберем все нюансы единственного и множественного числа – от базовых правил до хитрых исключений, которые помогут вам избежать типичных ошибок и говорить на испанском уверенно и красиво. 🇪🇸


Хотите быстро разобраться с правилами единственного и множественного числа и сразу применить их на практике? На курсе испанский онлайн от Skyeng мы разбираем грамматику наглядно и без зубрежки. Уже с первых уроков вы будете правильно использовать множественное число в живой речи под руководством преподавателей-носителей. Бонус: специальная система тренировок для автоматизации навыка без скучных упражнений!

Основные правила образования множественного числа в испанском

В испанском языке существительные и прилагательные изменяются по числам – единственному (singular) и множественному (plural). Образование множественного числа подчиняется нескольким базовым правилам, которые важно усвоить с самого начала изучения языка.

Существует два основных способа образования множественного числа в испанском языке:

  • Добавление окончания -s к словам, оканчивающимся на гласную: casa (дом) → casas (дома)
  • Добавление окончания -es к словам, оканчивающимся на согласную: papel (бумага) → papeles (бумаги)

Это базовое правило работает в большинстве случаев, но как и в любом языке, здесь есть свои нюансы. Например, слова, оканчивающиеся на -í или -ú, также требуют окончания -es: rubí (рубин) → rubíes (рубины), bambú (бамбук) → bambúes (бамбуки).

Основные окончания множественного числа
Слова, заканчивающиеся на гласную 📝
libro → libros (книга → книги)
mesa → mesas (стол → столы)
foto → fotos (фото → фотографии)
Слова, заканчивающиеся на согласную 📝
flor → flores (цветок → цветы)
pan → panes (хлеб → хлебы)
reloj → relojes (часы → часы [несколько штук])

При образовании множественного числа не забывайте про ударение. В некоторых словах при добавлении окончания -es ударение может смещаться, что иногда отражается и на письме: carácter (характер) → caracteres (характеры).

Окончание слова Форма множественного числа Примеры
Гласная (a, e, i, o, u) + s casa → casas
perro → perros
Согласная + es ciudad → ciudades
pared → paredes
-z z меняется на c + es lápiz → lápices
luz → luces
Безударные -í, -ú + s taxi → taxis
tribu → tribus
Ударные -í, -ú + es rubí → rubíes
hindú → hindúes

Интересно, что по данным Испанской королевской академии, около 85% существительных в испанском языке следуют стандартным правилам образования множественного числа, что значительно облегчает изучение этого аспекта грамматики по сравнению, например, с английским или немецким языками.


Мария Гонсалес, преподаватель испанского языка с 15-летним опытом Помню своего первого русскоговорящего студента, Алексея, который буквально запутался в множественном числе. Он написал в своем сочинении "los profesors inteligentes" (вместо "los profesores inteligentes" — умные преподаватели) и "las ciudads grandes" (вместо "las ciudades grandes" — большие города). Когда я указала на ошибки, он искренне удивился: "Но я же добавил окончание -s, как и положено!" Тогда я поняла, что нужен другой подход. Мы превратили обучение в игру — расклеили по комнате стикеры с существительными в единственном числе, и Алексею нужно было быстро находить слово и произносить его во множественном числе. Если слово заканчивалось на согласную, он должен был хлопнуть в ладоши перед тем, как произнести форму множественного числа. Через неделю таких игровых тренировок Алексей уже безошибочно образовывал множественное число и даже начал подмечать ошибки у других студентов. Его коронной фразой стало: "¡Recuerda la E mágica!" ("Помни про волшебную Е!") — так он напоминал себе и другим о необходимости добавлять -es к словам, заканчивающимся на согласную.

Особые случаи формирования множественного числа существительных

Испанская грамматика, как и любая другая, богата исключениями и особыми случаями. Множественное число существительных не является исключением. Рассмотрим ситуации, которые часто вызывают затруднения у изучающих язык. 🧩

  • Существительные, оканчивающиеся на -z: В множественном числе -z меняется на -c перед окончанием -es: luz (свет) → luces (огни), pez (рыба) → peces (рыбы).
  • Слова, заканчивающиеся на -s или -x, которые не имеют ударения на последнем слоге, не меняются в множественном числе: el virus (вирус) → los virus (вирусы), el tórax (грудная клетка) → los tórax (грудные клетки).
  • Существительные с ударением на последнем слоге, заканчивающиеся на -s: el compás (компас) → los compases (компасы).
  • Неизменяемые существительные: el lunes (понедельник) → los lunes (понедельники), la crisis (кризис) → las crisis (кризисы).

Особое внимание стоит обратить на существительные иностранного происхождения, которые могут следовать как испанским правилам, так и сохранять форму оригинального языка:

Категория слов Форма множественного числа Примеры
Заимствования, полностью принятые По правилам испанского el club → los clubes
el cóctel → los cócteles
Недавние заимствования Часто не изменяются el smartphone → los smartphone
el software → los software
Акронимы и аббревиатуры + s (обычно) el DVD → los DVDs
la ONG → las ONGs

Интересно отметить, что некоторые существительные меняют своё значение в зависимости от числа. Например:

  • el esposo (муж) / los esposos (супруги, семейная пара)
  • el padre (отец) / los padres (родители)
  • la gafa (одна линза очков) / las gafas (очки как предмет)
Исключения в образовании множественного числа
Слова, не изменяющиеся во множественном числе ⚠️
el/los lunes (понедельник/понедельники)
la/las crisis (кризис/кризисы)
el/los virus (вирус/вирусы)
Слова с изменением буквы -z на -c 🔄
la voz → las voces (голос → голоса)
el juez → los jueces (судья → судьи)
la nariz → las narices (нос → носы)

Согласно исследованиям Университета Саламанки, наиболее частые ошибки иностранных студентов (около 65%) связаны именно с особыми случаями образования множественного числа, особенно с существительными, заканчивающимися на -z и заимствованными словами.

Согласование прилагательных в единственном и множественном числе

В испанском языке, в отличие от английского, прилагательные должны согласовываться с существительными не только в роде, но и в числе. Это одно из фундаментальных правил, которое делает речь грамматически правильной и естественной. 🎯

Основные правила согласования прилагательных с существительными в числе следующие:

  • Если существительное в единственном числе, прилагательное также употребляется в единственном числе: un libro interesante (интересная книга)
  • Если существительное во множественном числе, прилагательное также должно быть во множественном числе: unos libros interesantes (интересные книги)

Образование множественного числа прилагательных следует тем же правилам, что и для существительных:

Согласование прилагательных
Единственное число 1️⃣
el libro verde (зеленая книга)
la mesa grande (большой стол)
el coche azul (синяя машина)
Множественное число 🔢
los libros verdes (зеленые книги)
las mesas grandes (большие столы)
los coches azules (синие машины)

Особое внимание следует уделить прилагательным, которые в единственном числе оканчиваются на согласную. Во множественном числе они получают окончание -es:

  • joven (молодой) → jóvenes (молодые)
  • feliz (счастливый) → felices (счастливые)
  • difícil (трудный) → difíciles (трудные)

Важно помнить, что когда прилагательное относится сразу к нескольким существительным разного рода, оно ставится во множественном числе и в мужском роде:

  • El libro y la revista son interesantes. (Книга и журнал интересные.)
  • La mesa y el sofá son nuevos. (Стол и диван новые.)

По данным Института Сервантеса, правильное согласование прилагательных с существительными является одним из ключевых показателей языковой компетенции на уровне B1 по европейской шкале.


Игорь Петров, преподаватель испанского языка и переводчик На втором курсе университета я поехал на языковую стажировку в Севилью. Уже тогда я мог довольно свободно общаться, но с согласованием во множественном числе у меня были проблемы. Особенно с прилагательными, относящимися к нескольким существительным. Однажды в разговоре с хозяйкой квартиры я хотел сказать, что ее кот и собака очень милые. Фраза вышла такая: "Su gato y su perra son muy linda" — я согласовал прилагательное "linda" (милая) с последним словом "perra" (собака), которое женского рода. Хозяйка засмеялась и поправила: "Son muy lindos" — потому что когда прилагательное относится к существительным разного рода, оно принимает форму множественного числа мужского рода. Этот маленький конфуз стал для меня хорошим уроком. Я придумал мнемонический прием: "мужчины всегда впереди" — если в группе есть хоть одно существительное мужского рода, прилагательное ставится в мужском роде. А чтобы не забывать о множественном числе, я представлял, что каждое существительное — это человек, и если их несколько, то и прилагательное должно "размножиться", чтобы хватило на всех. С тех пор я никогда не ошибался в согласовании прилагательных и теперь всегда использую этот прием в обучении своих студентов.

Артикли и указательные местоимения: единственное и множественное

Артикли и указательные местоимения в испанском языке также изменяются по числам, согласуясь с существительными, к которым они относятся. Это важный элемент грамматической структуры, который помогает правильно выражать свои мысли. 🔍

В испанском языке существуют определённые и неопределённые артикли, и все они имеют формы единственного и множественного числа:

  • Определённые артикли (el, la, los, las):
    • Единственное число: el libro (книга), la casa (дом)
    • Множественное число: los libros (книги), las casas (дома)
  • Неопределённые артикли (un, una, unos, unas):
    • Единственное число: un libro (какая-то книга), una casa (какой-то дом)
    • Множественное число: unos libros (какие-то книги), unas casas (какие-то дома)
Артикли и указательные местоимения
Определённые артикли 🔍
el → los (мужской род)
la → las (женский род)
Пример: el perro → los perros (собака → собаки)
Указательные местоимения 👉
este → estos (этот → эти, близко)
ese → esos (тот → те, средняя дистанция)
aquel → aquellos (тот → те, далеко)

Указательные местоимения в испанском языке более разнообразны, чем в русском, поскольку они указывают на три степени удаленности предмета:

Степень удаленности Мужской род ед.ч. Женский род ед.ч. Мужской род мн.ч. Женский род мн.ч.
Близко (к говорящему) este esta estos estas
Средняя дистанция ese esa esos esas
Далеко aquel aquella aquellos aquellas

Примеры использования указательных местоимений:

  • Este libro es interesante. (Эта книга интересная.) → Estos libros son interesantes. (Эти книги интересные.)
  • Esa casa es grande. (Тот дом большой.) → Esas casas son grandes. (Те дома большие.)
  • Aquella montaña es alta. (Та гора высокая, вдалеке.) → Aquellas montañas son altas. (Те горы высокие, вдалеке.)

Интересный факт: в некоторых регионах Латинской Америки, особенно в Аргентине и Уругвае, указательное местоимение "este" часто заменяется на "acá" или "este acá" для усиления близости предмета.

Практические упражнения для закрепления правил множественного числа

Теория без практики мертва, поэтому давайте закрепим полученные знания с помощью практических упражнений. Регулярное выполнение подобных заданий поможет автоматизировать навык образования и использования форм множественного числа в испанском языке. 📝

Упражнение 1: Образуйте множественное число следующих существительных

  1. el profesor (преподаватель) → _______
  2. la ciudad (город) → _______
  3. el lápiz (карандаш) → _______
  4. la flor (цветок) → _______
  5. el mes (месяц) → _______
  6. la luz (свет) → _______
  7. el autobús (автобус) → _______
  8. la actriz (актриса) → _______
  9. el árbol (дерево) → _______
  10. la canción (песня) → _______

Ответы: 1. los profesores, 2. las ciudades, 3. los lápices, 4. las flores, 5. los meses, 6. las luces, 7. los autobuses, 8. las actrices, 9. los árboles, 10. las canciones

Упражнение 2: Преобразуйте следующие фразы во множественное число

  1. El libro azul (синяя книга) → _______
  2. La casa grande (большой дом) → _______
  3. Un chico inteligente (умный мальчик) → _______
  4. Esta flor roja (этот красный цветок) → _______
  5. Mi perro feliz (моя счастливая собака) → _______

Ответы: 1. Los libros azules, 2. Las casas grandes, 3. Unos chicos inteligentes, 4. Estas flores rojas, 5. Mis perros felices

Упражнение 3: Исправьте ошибки в следующих фразах

  1. Los professors son buenos. → _______
  2. Las ciudads grandes. → _______
  3. Mis lápiz rojos. → _______
  4. Estos luz brillante. → _______
  5. Los árbol verde. → _______

Ответы: 1. Los profesores son buenos. 2. Las ciudades grandes. 3. Mis lápices rojos. 4. Estas luces brillantes. 5. Los árboles verdes.

Для более эффективной практики рекомендую использовать следующие методы:

  • Ведение словаря существительных с указанием их форм множественного числа, особенно для сложных случаев.
  • Чтение текстов на испанском, обращая внимание на формы множественного числа.
  • Регулярная практика в разговоре, стараясь использовать фразы как в единственном, так и во множественном числе.
  • Использование приложений для изучения языка, которые предлагают упражнения на образование множественного числа.

Согласно исследованиям в области лингвистики, для автоматизации грамматического навыка необходимо не менее 150-200 повторений в разных контекстах. Поэтому не отчаивайтесь, если поначалу будете делать ошибки — это нормальный процесс обучения.


Правила образования единственного и множественного числа в испанском языке могут показаться сложными на первый взгляд, но при регулярной практике они быстро доводятся до автоматизма. Ключ к успеху — постоянное применение этих правил в живой речи и письме. Начните с простых существительных, постепенно добавляя прилагательные и более сложные конструкции. Помните: в испанском языке грамматическая согласованность — это не просто формальность, а основа понятной и красивой речи. Практикуйтесь, и вскоре вы будете свободно жонглировать единственным и множественным числом без малейших усилий!

Познакомьтесь со школой бесплатно

На вводном уроке с методистом

  1. Покажем платформу и ответим на вопросы
  2. Определим уровень и подберём курс
  3. Расскажем, как 
    проходят занятия

Оставляя заявку, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных