«Нигерийский принц оставил вам наследство в 10 миллионов долларов». Эта схема давно перестала работать, но мошенники — креативные ребята: теперь они притворяются «Нетфликсом», «Амазоном», «Гуглом». Письма выглядят правдоподобно, пока не начнете разбираться в деталях. Рассказываем, на что обращать внимание, чтобы не стать жертвой интернет-мошенничества.
Все примеры реальны. Мы ничего не придумывали, а разобрали письма, которые редакция Skyeng регулярно находит в своем почтовом ящике.
Признаки потенциального спама на английском. Короткая памятка
⛔ В адресе отправителя название компании написано с ошибкой. Или это набор букв
⛔ Тема письма слишком длинная
⛔ В приветствии нет вашего имени
⛔ В тексте есть грамматические ошибки
⛔ Вас торопят
1. Адрес отправителя выглядит непрофессионально
Это первое, что стоит проверить. Если вы просматриваете почту на компьютере, ищите имейл-адрес в самом верху письма. В мобильных приложениях почтовых сервисов обычно нужно нажать на имя отправителя, чтобы увидеть имейл.
Лучше не переходить по ссылкам, если заметили хотя бы одну из этих странностей.
- Письмо отправлено с бесплатного почтового сервиса — такие адреса заканчиваются, например, на @gmail.com, @hotmail.com. В целом обратите внимание, что идет после @. В корпоративной почте это может быть только название компании.
⛔ paypal@notice-access-273.com
✅ paypal@mail.paypal.com
- Название компании написано с ошибкой. Кажется очевидным, но разница может быть всего в одну-две буквы — особо продуманные мошенники специально покупают похожие домены. Сравните два адреса — если не вчитываться буквы, «rn» вполне можно принять за «m».
⛔ contact@gimletrnedia.com
✅ contact@gimletmedia.com
- Адрес слишком длинный или состоит из случайного набора букв
⛔ marketing-montokgtqde-zecrotdiwfxx@aveqxa.com
✅ newsletters@email.cheddar.com
2. Замудренная тема письма
Удачная тема — лаконичная, и из нее сразу понятно содержание письма. В компаниях вроде «Гугла» или «Амазона» точно работают профессиональные имейл-маркетологи, поэтому длинные предложения с цифрами, сокращениями и дополнительным форматированием (например, заглавные буквы или эмодзи) точно должны вас насторожить.
[Reminder] The most recent payment to renew your membership failed. [ENCLOSED] Ord: 57955516
Complete your password reset request
3. Приветствие без имени
Обезличенные «Hi» («Здравствуйте»), «Hello, customer» («Здравствуйте, клиент»), «Greetings from ...» («Вас приветствует...») или вообще отсутствие приветствия тоже могут быть тревожным звоночком.
Если вы прошли регистрацию, в письмах к вам, скорее всего, будут обращаться по имени. Если вы нигде не регистрировались, поводов для подозрений еще больше — откуда они узнали ваш имейл-адрес.
Чтобы быстро ориентироваться в английском тексте, нужно читать постоянно — увы, другого пути нет. Хорошая новость в том, что читать можно совсем понемногу, если каждый день. Привычка читать по-английски может сэкономить вам деньги и время на перевыпуск карты. Подпишитесь на наш бесплатный имейл-марафон и втянитесь.
4. Грамматические ошибки
Так уж сложилось, что фейковые письма часто составляют люди, для которых английский не родной язык. Поэтому мошенников сразу выдают ошибки. Обращайте внимание именно на грамматические ошибки и употребление слов в неправильном контексте. Опечатки случаются даже с лучшими из нас.
Заметите ошибки в этом письме?
Если кажется, что вашего уровня английского не хватает, чтобы оценить грамотность письма, воспользуйтесь одним из бесплатных сервисов проверки текстов — он укажет на все ошибки.
5. Вас торопят
Если в письме есть слова и фразы, которые создают впечатление срочности, велики шансы, что пишут мошенники. Самые распространенные примеры: immediately (немедленно), urgently (срочно), within 24 hours (в течение 24 часов), as soon as possible (как можно скорее). Задача — заставить принимать решение быстро, иначе вдруг вы в размышлениях решите посмотреть, что новенького на нетфликсе, и обнаружите, что с вашей подпиской все в порядке.
Часто и последствия бездействия слишком раздуты. Посмотрите на фрагмент письма якобы от «Амазона»: получателю грозят тем, что его аккаунт будет permanently disabled (деактивирован навсегда). Очевидно, что ни один бизнес не заинтересован в том, чтобы самовольно удалять профили пользователей без права восстановления и перерегистрации. Заблокировать могут только потенциальных мошенников — но тогда предупреждение не присылают.