Этим навыкам редко учат в школе или университете, хотя они помогают не растягивать обучение надолго — а значит сэкономить. Любовь Окулова, преподаватель с 12-летним стажем, рассказала, за счет чего некоторые ученики осваивают английский быстрее одногруппников.
1. Сами проверяют произношение и перевод слов
Спрашивать перевод незнакомого слова у преподавателя — все равно что платить за очень дорогой живой словарь. Как нанять отдельного человека, который по утрам будет напоминать надеть шапочку.
Быстрее учат язык те, кто самостоятельно заглядывает в словарь, делая домашку. Я рекомендую отличный бесплатный Кембриджский словарь. В нем можно посмотреть перевод, произношение (британский и американский варианты), примеры предложений и распространенных коллокаций (словосочетаний).
Больше полезных ресурсов для изучения английского — в нашем бесплатном личном плане. Скачайте, чтобы они всегда были под рукой.
2. Перечитывают свои записи
Многие домашние задания строятся на том, что нужно много раз повторить новое слово или грамматическую конструкцию. И полезнее в этот момент иметь перед глазами пример или правило, а не гадать «нууууу, наверное, вот так».
Ученики, которые после занятия перечитывают свои заметки и сверяются с ними при выполнении домашки, быстрее запоминают новую лексику и грамматику.
3. Записывают советы преподавателя
Что делает активный ученик, если в ходе урока спрашивает нужное слово у преподавателя? Записывает. Разбирает ошибки? Записывает. Преподаватель поправил его произношение? Да, он записывает правильный вариант.
По моим наблюдениям, ученики за занятие от 5 до 25 раз спрашивают «как это сказать по-английски?». Человек, который ведет заметки каждый урок, через десяток занятий будет знать на 50 — 250 больше слов, чем запланировано в учебнике.
Также по принципам современной методики преподавания преподаватель исправляет ошибки в речи ученика, перефразируя его слова. Со стороны это выглядит как эхо:
Студент: So, I goed to the shop…
Преподаватель: You went to the shop, I see, and then?
Те, кто обращают внимание на исправления и записывают правильный вариант, быстрее избавляются от застарелых ошибок.
4. Готовят устные ответы в домашних заданиях
Главное в таких заданиях — использовать как можно больше новых выражений и подходящей грамматики и поработать над произношением. В идеале самостоятельная работа выглядит так:
- брейншторм идей
- вставить новую лексику и грамматику
- послушать произношение слов в онлайн-словаре
- несколько раз вслух рассказать свой ответ
- записать себя на диктофон, переслушать и внести изменения
Те, кто тщательно готовят монологи, быстрее начинают говорить спонтанно.
5. Пробуют разные способы запоминать новые слова
Я советую понаблюдать за собой и найти свой способ запоминания новых слов: карточки, Quizlet, составлять предложения и рассказы, выделять маркерами новые слова в текстах, выполнять письменные домашние задания рукой в тетради.
Главное — поставить галочку напротив «помню 5 слов», а не «развесил по дому карточки со словами». В первом случае будет результат, во втором случае — только раздражение и злость, ведь «я уже везде их развесил, а запомнить не могу!».
Те, кто пробует разные варианты тренировки памяти, в конце концов находят способ, который подходит именно им, — и запоминают новые слова быстрее.
3 главных правила, чтобы не просто учить, но и запоминать английские слова
6. Используют приемы мнемотехники
Зубрежка — не единственный и даже не самый эффективный способ запоминания информации. Для английского придумали гору приемов мнемотехники.
Все мы в той или иной степени визуалы, поэтому можно использовать любые инструменты визуализации: выделять маркерами главное, рисовать схемы и mind maps, выделять части слов разными цветами. Или разделять слова на группы — например, поделить неправильные глаголы на группы, чтобы легче их запомнить:
Карточки для запоминания неправильных глаголов
Ученики, которые используют мнемотехнику, помогает своему мозгу лучше усвоить материал.
7. Не халтурят
Конечно, я никогда не говорю этого вслух. Но я всегда вижу, если студенты халтурят. Вот самые частые примеры:
- пишут в качестве ответа 1c, 2a, 3b, а не целые предложения
- проводят линии от слов к картинке, вместо того чтобы написать эти слова около картинок
- ставят true/false наугад, не ищут в тексте подтверждения
Это экономит 5 минут на выполнении домашки, но в долгосрочной перспективе замедляет прогресс.
Те, кто внимательно делают даже скучные задания, имеют больший словарный запас и разнообразную речь.
8. Проявляют любопытство
Напоследок я оставила самое главное. Любопытство — главная черта студентов, которые быстро прогрессируют.
«Почему?» и «как?» — вот драйверы любого обучения, развития и прогресса. Почему нужно говорить так, а не иначе? Почему преподаватель сейчас меня поправил? Как рассказать о новых изобретениях? Как сравнить два города? Почему тут — окончание -ed, а тут его нет? Я знаю глагол, а с какими словами его можно использовать?
Ученики, которые не ждут готовых ответов от преподавателя, а спрашивают «как», «зачем» и «почему», открывают для себя язык с совершенно новой стороны и учатся быстро.
История Димы из Донецка, который дошел с нуля до Upper Intermediate за три месяца только благодаря интересу к языку
Как учить английский быстрее
1. Смотреть перевод и произношение незнакомых слов в словаре, а не спрашивать у преподавателя
2. Перечитывать свои записи, выполняя домашку
3. Записывать фидбек преподавателя и перечитывать его
4. Готовить устные ответы в домашних заданиях
5. Учить новые слова между уроками
6. Использовать приемы мнемотехники
7. Не халтурить: прописывать ответы полностью, не делать задания наугад
8. Активно интересоваться языком