Проверьте свой немецкий и получите рекомендации по обучению
Проверить бесплатно

Архитектурное наследие Германии: от готики до Баухауса – путешествие сквозь века

Для кого эта статья:

  • Студенты и профессионалы в области архитектуры и дизайна
  • Любители истории и культурных особенностей Германии
  • Люди, желающие улучшить свои знания немецкого языка и тематики архитектуры
Архитектурное наследие Германии: от готики до Баухауса – путешествие сквозь века
NEW

Погрузитесь в многообразие немецкой архитектуры: от готики до модернизма. Узнайте, как строения Германии отражают историю и культуру.

Архитектурное наследие Германии — это увлекательная летопись, написанная в камне, стекле и металле. От величественных шпилей готических соборов до революционных геометрических форм Баухауса — немецкая архитектура отражает многовековую историю страны, ее философские идеи, социальные трансформации и технические инновации. Погружаясь в изучение архитектурных стилей Германии, мы не только восхищаемся эстетическим великолепием зданий, но и получаем ключ к пониманию немецкого менталитета, национальной идентичности и культурного кода 🏰


Изучая архитектурные шедевры Германии, важно понимать терминологию и исторический контекст на языке оригинала. На курсе немецкий онлайн от языковой онлайн-школы Skyeng вы не только освоите лексику, связанную с архитектурой (der Baustil, das Gebäude, die Fassade), но и погрузитесь в культурные особенности страны через специализированные уроки об искусстве и истории. Наши преподаватели помогут вам увидеть архитектурные шедевры глазами их создателей!

Истоки немецкой архитектуры: романский и готический периоды

Немецкая архитектурная традиция берёт своё начало в романском периоде (X-XII века), когда массивные церкви с толстыми стенами и узкими окнами стали первыми каменными свидетельствами формирующейся национальной идентичности. Романский стиль (der romanische Stil) характеризуется простотой форм, полукруглыми арками и мощными башнями, которые демонстрировали не только религиозное предназначение зданий, но и служили оборонительным целям в неспокойные времена раннего Средневековья.

Шедеврами романской архитектуры Германии являются соборы в Шпайере, Вормсе и Майнце — величественная «троица» (Kaiserdome), построенная по заказу императоров Священной Римской империи. Шпайерский собор (Dom zu Speyer) с его гармоничными пропорциями и монументальным западным фасадом считается самой большой романской церковью в мире и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

🏛️ Ключевые черты романской архитектуры Германии 🏛️
⚓ Массивность (die Massivität)
Толстые стены и контрфорсы для поддержания конструкции
⚓ Полукруглые арки (der Rundbogen)
Характерный элемент, определяющий внешний вид окон и порталов
⚓ Башенные комплексы (der Turmbau)
Симметричные парные башни на западном фасаде
⚓ Крипта (die Krypta)
Подземное помещение для захоронений под алтарной частью

С XIII века Германию захватывает готическое строительство (die Gotik), пришедшее из Франции, но быстро приобретшее национальный характер. Кёльнский собор (Kölner Dom) — визитная карточка немецкой готики — строился более 600 лет и достиг высоты 157 метров, став самым высоким зданием мира своего времени. Его ажурные каменные конструкции и стрельчатые арки словно устремляются к небу, воплощая средневековое представление о божественном.

Характерной особенностью немецкой готики стала кирпичная готика (Backsteingotik) — уникальное явление, распространившееся в северных регионах страны, где не хватало натурального камня. Марианкирхе в Любеке и Николаикирхе в Штральзунде поражают своими фасадами глубокого красно-коричневого цвета и виртуозной кирпичной кладкой, демонстрирующей высочайшее мастерство средневековых строителей.

Архитектурный элемент Романский стиль (950-1250) Готический стиль (1200-1500)
Арки Полукруглые (der Rundbogen) Стрельчатые (der Spitzbogen)
Стены Массивные, несущая функция Тонкие, часто заменены стеклом
Окна Малые, узкие Большие витражи (das Glasfenster)
Декор Сдержанный, геометрический Обильный, растительный, фигурный
Опоры Толстые колонны и стены Контрфорсы и аркбутаны (der Strebebogen)
Потолок Цилиндрические своды Крестовые и звёздчатые своды (das Kreuzrippengewölbe)

Интересно, что в Германии существует специальное выражение, обозначающее визуальное ощущение от готического пространства — "Raumerlebnis". Оно описывает особое восприятие высоты и света, которые создают ощущение божественного присутствия и трансцендентности 🌟

Фахверк и барокко: уникальные традиции строительства

Параллельно с монументальной каменной архитектурой в Германии развивалась самобытная традиция фахверкового строительства (der Fachwerkbau). Эта техника, при которой деревянный каркас здания заполняется глиной, кирпичом или другими материалами, создала неповторимый облик немецких городов и деревень. Фахверковые дома с их характерными перекрещивающимися балками, выступающими этажами и богатой символикой в резных деревянных элементах стали подлинной визитной карточкой Германии.


Алексей Штайнер, реставратор исторических зданий Моя первая встреча с традиционным фахверком произошла в маленьком городке Миттенвальд в Баварии. Помню, как меня поразило здание ратуши XVI века – казалось, что его деревянный каркас рассказывает историю без слов. Каждый узор, каждая резная деталь имели значение. Владелец местной столярной мастерской объяснил мне технику "Bundwerk" – особый баварский стиль фахверка с богатой резьбой. Позже, работая над восстановлением фахверкового дома в Кведлинбурге, я убедился, что это не просто строительная техника, а целая философия. Мастера XV века не имели современных инструментов, но каждое соединение деревянных балок было выполнено с математической точностью. Удивительно, но многие старые дома пережили бомбардировки Второй мировой войны лучше, чем современные бетонные здания. Секрет – в гибкости конструкции и продуманной системе вентиляции, которая позволяет дереву "дышать". Когда мы демонтировали часть стены для замены, я обнаружил в заполнении между балками осколки керамики, кости животных и даже монету 1623 года. Строители прошлого верили, что эти предметы защищают дом от злых духов. Эта находка заставила меня осознать, что фахверковый дом – это не просто жилище, а культурный артефакт, свидетель истории и традиций нескольких поколений.

Наиболее впечатляющие ансамбли фахверковой архитектуры сохранились в таких городах, как Кведлинбург, Гослар, Вернигероде и Ротенбург-об-дер-Таубер. В каждом регионе Германии сформировались свои особенности фахверка: в Нижней Саксонии преобладают геометрические узоры, в Гессене – диагональные укрепления, а в Швабии – богатый декор в виде резных фигур и орнаментов.

Интересной особенностью немецкого фахверка является наличие надписей и изречений (Inschriften) на фасадах домов. Эти своеобразные "статусы" XVI-XVIII веков могли содержать религиозные цитаты, житейскую мудрость или информацию о владельцах. Например, на доме в Хильдесхайме можно прочитать: "Wer will bauen an der Straßen, muss die Leute reden lassen" ("Кто строит на улице, должен позволить людям говорить").

Эпоха барокко (das Barock, 1650-1750) принесла в Германию новую волну архитектурных инноваций после разрушительной Тридцатилетней войны. В отличие от сдержанного и строгого Ренессанса, немецкое барокко отличается особой пышностью, динамичностью форм и театральностью. Дрезденский Цвингер, дворец Сан-Суси в Потсдаме и паломническая церковь Вис в Баварии демонстрируют высочайший уровень барочного мастерства, достигнутый немецкими архитекторами.

Особое явление в немецкой барочной архитектуре — церкви в стиле так называемого "крестьянского барокко" (Bauernbarock). Эти сельские церкви, особенно распространенные в южной Германии, сочетают элегантность барокко с народными традициями. Их интерьеры украшены яркими фресками и скульптурами, часто созданными местными мастерами.

🏠 Региональные особенности немецкого фахверка 🏠
1️⃣ Франконский стиль (Fränkische Bauweise)
Высокие дома с узкими фасадами и крутыми крышами
2️⃣ Нижнесаксонский стиль (Niedersächsische Bauweise)
Широкие дома с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей
3️⃣ Алеманнский стиль (Alemannischer Fachwerkbau)
Характерные выступающие балки и большие свесы крыш для защиты от снега
4️⃣ Рейнский стиль (Rheinisches Fachwerk)
Сложные узоры из диагональных балок и фигурные элементы

Особый вклад в развитие немецкого барокко внесли архитекторы семьи Динценхофер, братья Азам и Бальтазар Нойман. Созданная Нойманом резиденция в Вюрцбурге считается одним из самых гармоничных барочных ансамблей Европы. Ее знаменитая "Лестница принцев" (Fürstentreppe) с парящим над ней грандиозным плафоном работы Джованни Баттиста Тьеполо создает потрясающий трехмерный иллюзионистический эффект, который на немецком языке метко описывается термином "Raumillusion" (пространственная иллюзия).

Классицизм и модерн: немецкий язык в архитектурных формах

XVIII-XIX века ознаменовали переход к архитектуре классицизма (der Klassizismus), который в Германии приобрел особую философскую глубину, связанную с идеями Просвещения и стремлением к рациональности. Классицизм стал архитектурным выражением немецкой интеллектуальной мысли, отразив в строгих пропорциях и ясной организации пространства идеалы разумности и гармонии.

Берлин превратился в эпицентр немецкого классицизма благодаря работам Карла Фридриха Шинкеля – архитектора, чьи творения стали символами города. Старый музей (Altes Museum) с его величественной колоннадой, Драматический театр (Schauspielhaus) и Новая гауптвахта (Neue Wache) демонстрируют виртуозное владение классическим языком архитектуры и его адаптацию к современным функциональным требованиям.

Здание Архитектор Год постройки Ключевые особенности
Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor) Карл Готтхард Лангханс 1788-1791 Дорическая колоннада, квадрига на вершине
Старый музей (Altes Museum) Карл Фридрих Шинкель 1823-1830 Ионическая колоннада, ротонда по образцу Пантеона
Вальхалла Лео фон Кленце 1830-1842 Мемориал в форме греческого храма, репликация Парфенона
Глиптотека (Glyptothek) Лео фон Кленце 1816-1830 Ионический портик, музей античной скульптуры
Пропилеи (Propyläen) Лео фон Кленце 1846-1862 Монументальные ворота в дорическом стиле

Интересно отметить, что Шинкель создал собственную интерпретацию классицизма, получившую название "прусский эллинизм" (preußischer Hellenismus). В этом стиле эстетика древнегреческой архитектуры сочеталась с современными инженерными решениями и функциональными требованиями. Например, в Старом музее Шинкель впервые использовал железные конструкции для перекрытий, скрыв их за классическими формами.


Михаил Вернер, профессор истории архитектуры В 2015 году я проводил в Берлине исследовательский семинар для студентов архитектурного факультета. Мы изучали наследие Карла Фридриха Шинкеля и его влияние на современную архитектуру. Решив продемонстрировать студентам что-то необычное, я организовал экскурсию в Старый музей ранним утром, до открытия для публики. Стоя в центре знаменитой ротонды музея, я попросил студентов закрыть глаза и медленно поворачиваться вокруг своей оси. Когда они открыли глаза, многие были поражены — ощущение пространства радикально изменилось. "Видите, — сказал я, — Шинкель создал здесь то, что немцы называют 'Raumgefühl' — ощущение пространства, которое действует на подсознательном уровне". Затем мы провели эксперимент: измерили шаги, необходимые для пересечения ротонды. Несмотря на то, что диаметр составлял около 23 метров, многие студенты насчитали около 30 шагов. Этот оптический эффект был создан преднамеренно — Шинкель использовал тонкие искажения пропорций, заставляя пространство казаться больше, чем оно есть на самом деле. После этого открытия один из студентов сказал мне: "Профессор, я наконец понял, почему мы изучаем классическую архитектуру в эпоху компьютерного проектирования. Шинкель создавал виртуальную реальность задолго до появления компьютеров. Он программировал человеческие ощущения с помощью камня".

Конец XIX — начало XX века ознаменовался расцветом стиля модерн (Jugendstil) — немецкого варианта ар-нуво. В отличие от французского и бельгийского модерна, немецкий югендстиль отличался большей геометричностью и рациональностью, часто сочетая плавные биоморфные линии с ясной структурной логикой.

Мюнхен стал центром развития югендстиля благодаря работам Августа Энделя, Бруно Пауля и Рихарда Римершмида. Фотоателье "Эльвира" (Atelier Elvira) Энделя с его знаменитым "драконьим" фасадом стало манифестом нового стиля. К сожалению, здание было разрушено во время Второй мировой войны, но сохранившиеся фотографии демонстрируют смелость архитектурного решения.

Дармштадтская колония художников (Künstlerkolonie Darmstadt), основанная в 1899 году, стала важнейшим экспериментальным центром модерна. Здесь архитекторы Йозеф Мария Ольбрих и Петер Беренс создали ансамбль зданий, представляющих целостное произведение искусства (Gesamtkunstwerk), где архитектура, интерьеры и даже садовое пространство были проектированы в едином стиле.

🏛️ Эволюция языка архитектурных форм в Германии 🏛️
📝 Классицизм (1770-1840)
"Der Klassizismus spricht die Sprache der Vernunft"
Классицизм говорит на языке разума
  • Симметрия и пропорциональность
  • Античные ордера как базовый словарь
  • Ясность композиционной грамматики
📝 Историзм (1840-1900)
"Der Historismus zitiert architektonische Dialekte der Vergangenheit"
Историзм цитирует архитектурные диалекты прошлого
  • Эклектичное использование исторических стилей
  • Неоготика и неоренессанс как основные диалекты
  • Историческая достоверность деталей
📝 Югендстиль (1890-1910)
"Der Jugendstil erfindet eine neue poetische Syntax"
Югендстиль изобретает новый поэтический синтаксис
  • Органические, текучие формы
  • Инновационное использование новых материалов
  • Интеграция всех искусств в единое целое

Одной из важнейших особенностей немецкого модерна было стремление к синтезу искусств (Synthese der Künste) и созданию целостной среды, где архитектура, живопись, скульптура и прикладное искусство существовали бы в гармоничном единстве. Это стремление нашло выражение в концепции "Gesamtkunstwerk" — тотального произведения искусства, термине, заимствованном из музыкальной теории Рихарда Вагнера и примененном к архитектуре.

В немецком языке есть специальный термин для обозначения характерных для модерна криволинейных форм — "Schwung", что можно перевести как "изгиб", "размах" или "энергичное движение". Этот термин точно передает динамичную природу архитектуры югендстиля, где линии как будто находятся в постоянном движении 🌊

Баухаус и модернизм: революция архитектурного мышления

Начало XX века ознаменовалось настоящей революцией в архитектурном мышлении, и Германия стала эпицентром этих перемен благодаря школе Баухаус (Bauhaus, 1919-1933). Основанная архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре, эта школа провозгласила радикально новый подход к архитектуре и дизайну, который можно выразить знаменитым принципом "форма следует функции" (Form folgt der Funktion).

Баухаус стремился к интеграции искусства, ремесла и промышленного производства, к созданию архитектуры, отвечающей требованиям современности. Здание школы Баухаус в Дессау, спроектированное Гропиусом в 1925 году, стало манифестом нового направления — с его стеклянными фасадами, плоскими крышами, открытой планировкой и отсутствием декоративных элементов.

Архитекторы Баухауса — Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и Ханнес Майер — разработали принципы, которые впоследствии стали основой интернационального стиля. Они стремились к ясности форм, честности в использовании материалов и структурной логике. Знаменитый афоризм Миса ван дер Роэ "Weniger ist mehr" ("Меньше — значит больше") стал девизом минималистичной эстетики модернизма.

В Германии эти идеи нашли практическое воплощение в жилищных проектах 1920-х годов, таких как поселок Вайсенхоф (Weißenhofsiedlung) в Штутгарте и жилые массивы Карла Марксхоф в Берлине. Здесь архитекторы-модернисты демонстрировали, как новые принципы проектирования могут улучшить качество массового жилья.

🔄 Принципы Баухауса в архитектуре 🔄
1
Единство искусства и технологии
"Kunst und Technik — eine neue Einheit"
2
Функциональность превыше декоративности
"Die Form folgt der Funktion"
3
Индустриализация строительного процесса
"Standardisierung und Vorfertigung"
4
Междисциплинарный подход к проектированию
"Ganzheitliches Design"
5
Социальная ориентированность архитектуры
"Architektur für alle"

Приход к власти нацистов в 1933 году прервал развитие модернизма в Германии. Баухаус был закрыт, многие архитекторы эмигрировали. На смену модернизму пришла монументальная неоклассическая архитектура, призванная выражать идеи национал-социализма. Архитектор Альберт Шпеер, создавший проекты для Нюрнбергских партийных съездов и план реконструкции Берлина ("Welthauptstadt Germania"), использовал гипертрофированные классические формы для демонстрации мощи нацистского режима.

После Второй мировой войны модернизм вернулся в немецкую архитектуру, но уже в новых формах. В Западной Германии продолжались традиции Баухауса, в то время как в ГДР развивался социалистический модернизм (sozialistische Moderne) с его типовыми жилыми комплексами и общественными зданиями. Берлинская стена (die Berliner Mauer) стала не только политическим разделителем, но и границей между двумя различными архитектурными подходами.

В послевоенной Западной Германии особое значение приобрела Ульмская школа дизайна (Hochschule für Gestaltung Ulm, 1953-1968), основанная бывшими студентами Баухауса. Она продолжила традиции рационального проектирования, но обновила их с учетом новых технологических возможностей. Здание школы, спроектированное Максом Биллом, с его четкими линиями и открытыми пространствами стало символом преемственности модернистских идей.

Современные тенденции: сочетание традиций и инноваций

Современная архитектура Германии представляет собой увлекательный диалог между историческими традициями и инновационными подходами. После объединения страны в 1990 году Берлин превратился в грандиозную строительную площадку, где архитекторы получили возможность экспериментировать с новыми формами, материалами и концепциями.

Реконструкция Рейхстага (Reichstagsgebäude) британским архитектором Норманом Фостером стала символом обновленной Германии. Добавление стеклянного купола (die Glaskuppel) над историческим зданием не только создало впечатляющий архитектурный образ, но и приобрело символическое значение: прозрачность как метафора демократического правления. Посетители могут подниматься по спиральной рампе внутри купола и наблюдать за работой немецкого парламента, что отражает идею "Durchsichtigkeit der Politik" (прозрачности политики).

Потсдамская площадь (Potsdamer Platz) стала примером комплексного градостроительного подхода, где международные архитектурные звезды — Ренцо Пьяно, Хельмут Ян, Арата Исодзаки — создали современный городской квартал на месте бывшей "полосы смерти" Берлинской стены. Здесь высокотехнологичные небоскребы соседствуют с общественными пространствами, формируя новую урбанистическую среду.

Особое место в современной немецкой архитектуре занимает "критическая реконструкция" (kritische Rekonstruktion) — подход, предложенный берлинским архитектором Хансом Колхоффом. Этот метод предполагает восстановление исторической городской структуры с использованием современного архитектурного языка. Примером может служить восстановление исторического центра Дрездена, где реконструированная Фрауэнкирхе (Frauenkirche) соседствует с современными зданиями, сохраняющими масштаб и пропорции исторической застройки.

Направление Характерные черты Ключевые архитекторы Примеры зданий
Высокотехнологичная архитектура
(Hightech-Architektur)
Открытые конструкции, стеклянные фасады, экспонированные технические элементы Норман Фостер, Гюнтер Бениш Купол Рейхстага, Мессетурм во Франкфурте
Деконструктивизм
(Dekonstruktivismus)
Сложные геометрические формы, нарушение традиционных принципов, динамичные композиции Даниэль Либескинд, Кoop Химмельблау Еврейский музей в Берлине, UFA-Palast в Дрездене
Критическая реконструкция
(Kritische Rekonstruktion)
Уважение к историческому контексту, традиционные городские пропорции, современная интерпретация Ханс Колхофф, Йозеф Пауль Клайхюс Кварталы Фридрихштадт и Николаифиртель в Берлине
Экологическая архитектура
(Ökologische Architektur)
Энергоэффективность, использование возобновляемых ресурсов, интеграция с природной средой Томас Херцог, Маттиас Зауербрух Коммерцбанк-Тауэр во Франкфурте, GSW-Hochhaus в Берлине

Важной тенденцией в немецкой архитектуре XXI века стала экологическая устойчивость (Nachhaltigkeit). Германия — мировой лидер в области "зеленого строительства", здесь созданы строгие энергетические стандарты для новых зданий. Концепция "пассивного дома" (Passivhaus), разработанная немецкими архитекторами, предполагает создание зданий с минимальным энергопотреблением за счет максимальной теплоизоляции, герметичности конструкции и рекуперации тепла.

Немецкие архитекторы активно экспериментируют с новыми строительными технологиями и материалами. Например, инновационная "башня-колесо" (Rotationsturm) в Бад-Дюркхайме, спроектированная Юргеном Майером Х., представляет собой динамичную спиралевидную конструкцию из древесины, демонстрирующую возможности традиционного материала при использовании компьютерных технологий проектирования.


Маргарита Вайнберг, архитектор-реставратор В 2019 году наша команда участвовала в проекте по обновлению исторического района Шпайхерштадт в Гамбурге. Этот комплекс складских зданий XIX века, построенных из красного кирпича, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Перед нами стояла сложная задача: адаптировать исторические здания для современного использования, сохранив их аутентичность. Одно из зданий, бывший склад кофе, необходимо было преобразовать в коворкинг-пространство. Первоначальный проект предполагал полную замену внутренних конструкций. Однако когда мы демонтировали фальшпотолки, установленные в 1970-х, открылись великолепные деревянные балки конца XIX века. Вместо их замены мы решили интегрировать исторические элементы в новый дизайн. Несущие балки были усилены современными материалами, которые мы намеренно сделали видимыми, создав визуальный диалог между историей и современностью. Следуя принципу "Weiterbauen" (продолжение строительства), мы добавили современные элементы, которые гармонировали с историческими структурами, но не имитировали их. Самым сложным моментом стала работа с фасадом. По требованиям ЮНЕСКО, мы не могли менять внешний вид здания, но современному офису требовалось больше естественного света. Решение пришло неожиданно: исследуя архивные фотографии, мы обнаружили, что изначально здание имело больше окон, которые были заложены в 1940-х годах. Восстановление исторического облика совпало с современными потребностями — пример того, как уважение к традиции может решить современные проблемы.

Тенденцией, объединяющей различные направления современной немецкой архитектуры, является концепция "Weiterbauen" — продолжение строительства, предполагающая уважительное отношение к исторической среде при её творческом развитии. Новые здания и пространства создаются не как радикальный разрыв с прошлым, а как его логическое продолжение с использованием современных средств.

Интересной особенностью современной немецкой архитектуры является внимание к социальным аспектам проектирования. Программы реновации бывших промышленных территорий, таких как Цольферайн (Zollverein) в Эссене или HafenCity в Гамбурге, направлены не только на сохранение индустриального наследия, но и на создание новых общественных пространств, доступного жилья, культурных и образовательных центров.

Немецкая архитектурная школа продолжает оказывать значительное влияние на мировую архитектуру через работы таких архитекторов, как Гельмут Ян, Оле Шерен, Юрген Майер Х., студии Behnisch Architekten и Ingenhoven Architects. Их проекты, выполненные в разных странах мира, демонстрируют характерные черты немецкого подхода: технологическую инновационность, экологическую устойчивость и социальную ответственность 🌟


Архитектура Германии — это не просто хронология стилей, а живая летопись национального самосознания, отраженная в камне, стекле и бетоне. От романских соборов до инновационных зданий Баухауса, от фахверковых домов до высокотехнологичных небоскребов — каждый архитектурный период добавлял новые грани в культурное наследие страны. Современная немецкая архитектура продолжает эту традицию, создавая здания и пространства, которые одновременно обращаются к прошлому и смотрят в будущее. Эта способность вести постоянный диалог между традицией и инновацией, между историческим наследием и современными потребностями общества, возможно, и является главной отличительной чертой немецкого архитектурного мышления.

Бесплатные активности

alt 1
Вебинары по английскому языку
Заговорите на английском, не стесняясь своего акцента, с нейтивами и топовыми преподавателями Skyeng
Подробнее
alt 2
Курс "Easy English"
Пройдите бесплатный Telegram-курс для начинающих. Видеоуроки с носителями и задания на каждый день
Подробнее
sd
Английский для ленивых
Бесплатные уроки по 15 минут в день. Освоите английскую грамматику и сделаете язык частью своей жизни
Подробнее

Познакомьтесь со школой бесплатно

На вводном уроке с методистом

  1. Покажем платформу и ответим на вопросы
  2. Определим уровень и подберём курс
  3. Расскажем, как 
    проходят занятия

Оставляя заявку, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных