Меня зовут Тимур Зарудный. Я долго страдал и выстрадал пять правил того, как заставить себя что-то учить, даже сделал про это курс. Я всю жизнь учил английский: в школе, потом в институте. Постоянный процесс с нулевым результатом. А потом я поменял стратегию и сейчас читаю на английском научные статьи по нейрофизиологии.
Когда нужно было раскрыть рот, все рушилось
В институте я делал все по правилам: ходил на уроки и учил грамматику по синей книжке Мерфи. Но когда нужно было раскрыть рот или пересказать прочитанное — все рушилось, а смысл ускользал. Голова казалась пустой и я чувствовал себя идиотом.
Однажды меня позвали на студенческую конференцию по английскому, где я читал доклад про спам в электронной почте. В конце мне задали единственный вопрос: «Ну и как ты относишься к спаму?». Я ответил: «Зыс ис дифинатли бэд ¯\_(ツ)_/¯». Больше меня ни о чем не спрашивали, а мне было стыдно.
Казалось, чтобы начать говорить на английском, нужно заполнить условную шкалу знаний, а у меня их все еще недостаточно: сосуд пустоват, критическая масса не набрана. Поэтому я тупил и молчал.
Все поменялось, когда я начал диджеить и стримить свое музыкальное шоу. Я забил на всю эту шкалу, писал как мог на английском подводки к подкастам, делал обзоры на крутые пластинки, просил классных зарубежных электронщиков сделать специальный гостевой микс.
Это было смешно, я общался на странных сайтах для 10 человек, с дурацким акцентом, дикими ошибками, через онлайн-переводчик. Но я не стеснялся, потому что было классно делать свою передачу. И это сработало. Мой интерес и погружение сдвинули языковые навыки с мертвой точки.
Спустя десять лет я вытащил из этого опыта пять правил, которые теперь помогают делать любые долгие дела, не только учить язык.
1. Нахожу причину, которая щелкает
Формулировка «выучить английский» — это абстрактная ерунда, которую нельзя потрогать. С шоу было все конкретно: я хочу транслировать свою музыку, для этого мне нужен английский. Английский как инструмент. Ясно-понятно.
Читайте также: Британец публикует переводы русских мемов на английский. И это лучше словаря
Всем надоело слово «мотивация». Назовем это причиной. Чтобы найти причину начинания, я задаю себе вопрос «зачем» и долблю сам себя этим вопросом, пока внутри что-то не щелкает.
— Мне нужно выучить английский.
— Зачем?
— Чтобы свободно на нем говорить.
— Не то. Зачем?
— Чтобы смотреть фильмы в оригинале.
— Не то. Зачем?
— Скрыть это от друзей, а потом поразить их своим идеальным произношением в следующей поездке.
— (Щелк) О!
Щелкает то, что связано с твоим внутренним миром, с ценностями. В английском со мной сработало обычное тщеславие. Я начал его учить, чтобы быть самым классным диджеем в городе, у которого в программе играют эксклюзивные миксы крутых ребят.
С другими проектами щелкает что-то другое. Мне нравится пример Людвига Быстроновского про душевую лейку, которую он наконец прибил просто для того, чтобы она перестала мозолить глаза и вытягивать энергию.
Важно: если вы хотите выучить английский, чтобы «быть умницей», то лучше сразу записаться на прием к психотерапевту и начать разбираться, откуда это взялось. Потому что здоровая цель — про нынешние ценности и кайф, а не про избавление от страхов (тем более детских).
Я сделал текстовый шаблон, вопросник самому себе. Отвечая на него, я выясняю, стоит ли любое новое дело моих усилий. Копируйте себе и пользуйтесь на здоровье.
2. Начинаю с тем, что имею
Лучше пользоваться багажом, который взял с собой, а не жалеть об оставленном на перроне. Поэтому не «выучить английский, чтобы потом сделать радиопрограмму», а «делать радиопрограмму на английском прямо сейчас с тем, что умею». Это называется проектным обучением, и для меня работает лучше традиционной модели. О том, что это такое, можно почитать здесь.
Благодаря этому подходу я уже шесть лет снимаю документальный фильм о своей жизни, в день по секунде. До него я не умел снимать, монтировать и красить видео — хотел научиться, но постоянно ломало. Как только придумал щелкнувшую причину и начал снимать на айфон — дело пошло.
На этом этапе главное не оказаться в заложниках «идеального проекта», когда кажется, что все выходит криво, а ты — лох и неудачник. Для этого у меня два приема.
Первый — разрешаю себе делать криво, потому что для меня любой кривой проект лучше несделанного. К нему всегда можно вернуться и поправить.
Второй — «метод прогрессивного джипега» Артемия Лебедева. Прогрессивный джипег — это когда принимаешь, что проект готов в любой момент времени, а все дело в проработанности деталей.
Это значит, что любая радиопрограмма готова, как только я записываю музыкальный микс. Текстовая подводка, обзор, рассказ о госте — это уровни детализации, которые делают программу интереснее, но необязательны.
Любая статья готова, как только я формулирую тему и то, кому и как она сможет помочь. Структура, тезисы, иллюстрации и примеры из жизни — это детализация, которая делает мою мысль понятнее.
Пробежка зачтена, как только я обуюсь в кроссовки, выйду на улицу и сделаю несколько первых шагов. Захочу — пробегусь, не прет — ладно, попробую в следующий раз. Километры, пульс, оценка осанки, заминка на турниках после — это детализация тренировки, которая помогает кайфануть и прокачаться.
О том, как это работает в жизни обычного человека, здесь подробно объясняет редактор Юлия Медведева.
3. Учусь тому, что мне нужно прямо сейчас
Чтобы написать два абзаца о музыке и госте программы, не нужно штудировать весь учебник грамматики и говорить как нэйтив. Я просто набирал типовые фразы других ведущих и выдергивал интересные обороты из статей в журналах — все по методу прогрессивного джипега.
Когда понимал, что знаний недостаточно, выделял проблемы, находил прием и оттачивал его до автоматизма:
– не «делать радиопередачу на английском», а «набрать хлестких фраз», «описать суть пластинки двумя предложениями через гугл-транслейт» и «почистить записанный голос от шумов»;
– не «учиться писать статьи в инфостиле», а «соблюдать минимальную текстовую гигиену», «описать свой опыт, а не абстракции» и «сделать структуру в мире читателя, которую он сможет применить»;
– не «снимать фильм», а «снимать без тряски в руках», «выбрать способ покраски видео» и «автоматизировать добавление дат»;
– не «бегать», а «следить за пульсом», «скорректировать осанку» и «следить за дыханием».
Со временем приемы встраиваются в жизнь и складываются в общий навык. Об этом же говорит программист Кэти Сиерра.
4. Занимаюсь регулярно, но только в кайф
Регулярность — это система. Система важна для обучения. Каждый сформированный в мозгу навык — это связь между нейронами, проторенная тропинка. Чем больше я повторяю действие, тем чаще по тропинке ходит импульс. Чем чаще ходит импульс, тем удобнее тропинка и легче по ней ходить. Именно поэтому легко делать то, что проделал тысячу раз.
Раньше мне казалось, что для понимания нового важно больше концентрироваться и дольше работать. «Чем дольше просижу над заданием, тем круче все пойму». Все работает не так.
В учебе одинаково важно и копать, и давать мозгу время, чтобы новая информация разложилась по полочкам, превратившись в знания. Если постоянно учить или писать, мозг не успеет структурировать информацию. Получится бесполезная свалка.
Это значит, что учеба по 15-20 минут и через день работает лучше, чем заниматься один день в неделю по 2-3 часа. Как в качалке: мышцы растут не на тренировке, а во время отдыха. Вот здесь показано, почему это работает.
Этот метод избавил меня от напряжения и научил работать в свое удовольствие. Если мне не хочется заниматься 20 минут, я занимаюсь пять. Не хочется пять — столько, сколько нужно для действия без сопротивления. Главное — регулярно делать подходы и получать от этого удовольствие. Там и глубина появится.
Если постоянно себя заставлять, работа будет ассоциироваться со сложностью и дискомфортом. Это когда «сейчас по-быстрому эфир запилю и свободен». Когда я делал свой радиопроект, я этого не знал. Старался закончить все в срок и идеально. В итоге сильно пережал себя и через год охладел к проекту.
Чтобы побольше узнать о процессе обучения, обязательно пройдите курс Барбары Оакли Learning How To Learn. Он на простом английском и с русскими субтитрами. Чтобы заниматься регулярно, нужно знать, как работают привычки.
5. Собираю обратную связь
Важно брать паузу, делать шаг назад и оценивать: что вообще сделал, что ок, что можно улучшить. Без этого правила есть риск пропустить важный момент, когда становится скучно и ты ушел не туда.
Еще хорошо бы фиксировать все наблюдения в специальном дневнике и прямо в процессе: как есть и честно. Это помогает замечать важные детали, которые со временем могут забыться. Я веду проекты и заметки в Трелло.
Коротко
1. Найдите причину, которая щелкает внутри.
2. Начинайте с тех знаний и навыков, что уже есть.
3. Если чего-то не хватает — разбирайте конкретный прием и доводите его до автоматизма.
4. Занимайтесь регулярно и в кайф.
5. Делайте шаг назад, собирайте обратную связь.
Пишите на почту magazine@skyeng.ru о том, как учили английский или никак не можете его выучить, о неловких ситуациях, в которые вы попадали без языка. И вообще обо всем, что считаете интересным и подходящим для публикации в Skyeng Magazine.
Читайте нас в Facebook, VK, и на Яндекс Дзене. Подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.