Соцсети породили новое явление — sadfishing [ˌsædˈfɪʃɪŋ], от слов sad («грустный») и fishing (дословно «ловля рыбы»). Термин ввела в обиход британская исследовательская организация Digital Awareness UK, которая изучает психическое здоровье. Оказывается, все мы порой занимаемся сэдфишингом.
Обычный фишинг в интернете — это вид мошенничества, цель которого — получить личные данные пользователя: пароли, номера кредиток, доступ к банковским счетам. А sadfishing — это когда блогер или простой пользователь выставляют свои негативные эмоции напоказ, чтобы вызвать жалость, получить поддержку и сочувствие.
Впервые о сэдфишинге заговорили после постов Кендалл Дженнер и Джастина Бибера, которые слишком уж часто и трагично описывали в инстаграме подробности своей жизни. Сначала подписчики искренне переживали за кумиров, но постепенно появились подозрения, что инфлюенсеры таким образом просто наращивают аудиторию, цепляя людей на эмоциональный крючок.
Специалисты говорят, что в самом сэдфишинге нет ничего плохого, если он помогает справиться с трудностями. Проблемы могут начаться, если человек не получил от подписчиков ту отдачу, на которую рассчитывал, — осознанно или нет. Ну и еще слишком частые рассказы о переживаниях привлекают буллеров (от слова bullying — «травля, запугивание»). Им может показаться, что вы легкая мишень для издевок.
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.