Домашка — это боль. Особенно если ты закончил школу десять-пятнадцать лет назад, но она вернулась к тебе в портфеле твоего ребенка. Разбираемся вместе с психологом Сергеем Галиуллиным, нужно ли помогать детям с уроками и как это делать без напряжения.
Кто виноват в том, что домашки так много
Все мы понимаем, что уроки — часть учебной нагрузки. Но не все знают, что ее объем четко закреплен нормами СанПина: там записано сколько домашнего задания можно задавать на следующий день. Например, во 2–3 классах ученик должен тратить не больше полутора часов в день на домашку по всем предметам, а в выходные и в каникулы — отдыхать, а не учить уроки. В школьном уставе эти правила тоже должны быть закреплены.
И, кажется, что формально ученик защищен от лишних домашних заданий, но на практике все не так: дети не успевают, страдают и приносят домой плохие оценки, а вместе с ними обиду и нежелание учиться.
Первое, что хочется сделать, — обвинить учителей. Но дело не только в них:
- У каждого ребенка свои особенности. Кто-то решает квадратное уравнение за 5 минут, а кто-то за 40.
- Учителя не всегда договариваются друг с другом — физик решил задать к завтра огромный параграф для чтения, и химик тоже.
- Нормы СанПина опираются на мысли о здоровье учеников, а учитель думает не только об этом. Для него важно успеть за крошечное количество часов дать колоссальные знания о своем предмете. Если он не успевает на уроках — задает домашку, иногда объемную.
При этом родители — полноправные участники образовательного процесса. Это не значит, что вы обязаны учить с ребенком все его уроки, но в некоторых учебных делах помощь все же предполагается.
Чтобы понимать, как правильно помочь ребенку, подписывайтесь на бесплатную рассылку для родителей. Раз в неделю мы присылаем письма с рекомендациями методистов, психологов и учителей о развитии детей. Как разжечь интерес к учебе, вредны ли гаджеты и информационный шум, как правильно давать ребенку карманные деньги — просто оставьте почту и получайте письмо по субботам.
Когда точно не помогать
Бывает и так, что ребенку не нужна помощь, но мы все равно ее предлагаем. Вот когда есть смысл ослабить хватку и дать ребенку немного свободы в уроках:
Когда хочется защитить ребенка. Эта реакция абсолютно нормальна, вот только нужно сначала уточнить у ребенка, нужна ли ему помощь. Бывает, что нам задание кажется сложным, а ребенку — нет, и в защите от контрольной по истории он не нуждается. А в защите от Васи из 8«б» нуждается, но это уже другая история.
Когда важно быть лучше. Если сын подруги знает все неправильные глаголы в третьем классе, а ваш ребенок нет — это не повод учиться усерднее. Во-первых, все дети разные, и не факт, что ваш ребенок может освоить то, что смог другой. Во-вторых, возможно, ему это и не нужно. Главное решение — стараться принять ребенка таким, какой он есть. Можно, например, поговорить с ним и узнать, чего хочет он сам.
Как помогать ребенку с уроками без боли
1. Помогать по просьбе ребенка
Самое главное — оказаться в нужный момент в нужном месте. Расскажите ребенку, что он может на вас рассчитывать, и сдержите свое обещание. Полчаса в день на домашку, скорее всего. у вас найдется. Если не найдется, постарайтесь придумать, кто будет помогать ребенку со сверхсложными и экстренными заданиями.
2. Помогать с организацией времени и пространства
Иногда ребенок не делает домашку, потому что не может спланировать режим дня или просто не прибрался на столе и теперь не может выполнить чертеж. Тогда стоит прийти на помощь и помочь с организацией — постарайтесь не злиться очень сильно, если приходится помогать восьмикласснику, который теоретически должен делать это сам. Бывает всякое, иногда такая помощь нужна даже взрослым и самым успешным из нас.
3. Не делать за ребенка, а проверять
Порой ребенку нужно, чтобы вы только проверили его домашку на ошибки. Это отличная часть работы, но и здесь будьте аккуратны. На вас ложится ответственность как на вратаря — последним ошибается только голкипер и родитель, который не заметил удвоенную «н» в «раненном бойце». Если знаете, что сейчас не сможете внимательно проверить сложный текст или пример, отложите это хотя бы на полчаса и настройтесь.
Поддерживать морально
Бывает, что на домашку у родителей нет времени: чтобы вникнуть в неправильные глаголы или квадратные уравнения, нужно отключиться от всех домашних забот и уйти в учебу на полчаса-час. Если времени нет — стоит как минимум поговорить с ребенком о его трудностях. Добрая беседа и крепкие объятья творят чудеса не только с детьми: сразу появляются силы и вдохновение справиться со сложностями самому.
Если родители не ругают ребенка за плохо сделанное задание, ему будет комфортнее приходить к ним за помощью еще и еще. А вот если он знает, что его накажут, то это может перечеркнуть все его старания и демотивировать учиться.
Что в итоге
- Учителя не всегда виноваты в том, что уроков так много. Есть еще система, обязательства и даже разные способности детей. При этом родители — тоже участники учебного процесса, а значит в каких-то учебных делах должны помогать.
- Помощь — это не всегда сесть и решить за ребенка пример. Иногда детям нужна поддержка: выслушать переживания, обнять, вдохновить, сказать «я в тебя верю».
- Помогать с уроками важно экологично: по просьбе ребенка и без своих ожиданий. При этом ребенку должно быть комфортно в любой момент обратиться к родителям за помощью.