Представим: вы решили учить английский. Ваши интерес и мотивация будут колебаться и иногда даже падать так низко, что вам захочется бросить. Это абсолютно нормально. Клинический психолог и гештальт-терапевт Оксана Родненкова рассказала, почему так происходит и какая стратегия поможет не сбиться с пути.
Почему виновата языковая тревожность
Языковая тревожность возникает из-за особенностей наших внутриличностных конфликтов, а не интеллектуальных способностей. Например, наша личность делится на две: одна — обвиняющая, рассерженная, стыдящая, презирающая; вторая — виноватая, презренная, униженная и запуганная, испытывающая жуткое напряжение и замершая. Человек с таким внутренним конфликтом обычно говорит: «Я понимаю, что нужно, но никак не могу».
Виной тому модель воспитания, которую мы переняли от родителей, учителей и других значимых взрослых в детстве. Образование (особенно советское) строилось на пристыжении (У всех дети как дети, а ты у меня тупой какой-то) и агрессии:
- запугивании
Если не выучишь, гулять не пойдешь!
- обвинении
Мы для тебя все, а ты выучить не можешь!
- подталкивании без учета возможностей ребенка
Ну-ка вытер сопли и пошел учить!
Все это формирует нездоровое отношение к себе и своим способностям. Большинство людей в ответ на такое отношение начинают испытывать сильные негативные переживания, из-за которых их познавательные способности блокируются. Человек как бы «тупеет» и «замораживается». Это естественная реакция на стресс, свойственная всем млекопитающим.
Чтобы понять, есть ли у вас языковая тревожность, вспомните, как вы себя чему-то учите, какие эмоции испытываете. Вы пытаетесь стимулировать себя запугиванием или пристыжением? Или относитесь к себе с эмпатией, терпеливы и доброжелательны с собой?
Эти три способа мотивации не работают или работают краткосрочно:
- «Мне надо выучить английский. Тогда я смогу чувствовать себя увереннее среди коллег, я смогу посещать конференции на иностранном, мне легче будет общаться с местными жителями во время путешествий»
Здесь слово «надо» используется не по назначению. «Надо» обозначает сильную нужду, необходимость. Когда человек вынужденно едет в другую страну зарабатывать деньги для семьи, ему необходимо выучить разговорный иностранный язык на достаточном для коммуникации уровне за несколько лет. Иначе его попросту уволят. Согласитесь, что конференции не так мотивируют.
- «Я хочу знать иностранный язык»
Здесь мотивация говорит сама за себя, человек хочет учить, поэтому у него не возникнет проблемы с мотивацией. Зачастую такие люди получают удовольствие от самого процесса изучения, поэтому они могут знать несколько иностранных языков. Это становится их хобби. Но если человек внушает себе это, не испытывая наслаждения от изучения языка, – эта мотивация работать не будет.
- «Если ты не знаешь иностранного языка — ты необразованный человек», «Если ты не выучишь английский — ничего не добьешься»
Часто люди руководствуются не аутентичными желаниями, а установками, навязанными социальной средой. Это всегда связано с чувством стыда, человек изначально себя чувствует ущербным. И чтобы стать полноценным, необходимо выучить язык.
Как взяться за изучение языка
Шаг 1. Поставьте достижимую цель, которой вы добьетесь, изучая иностранный язык
Например, смотреть и понимать фильмы в оригинале, читать иностранную литературу, работать в международной компании, переехать за границу и освоиться там. Крайне важно с самого начала относиться к себе без лишней критики. Язык — это всего лишь дополнение, расширение ваших возможностей. Постановка недостижимой цели часто приводит к переживанию отчаяния, бессилия и стыду. А эти чувства точно не поддерживают мотивацию продолжать учить. Часто люди хотят добиться отсутствия акцента, но многие опытные преподаватели говорят, что человеку, который начал учить иностранный язык во взрослом возрасте, невозможно избавиться от акцента. Многие люди, овладевшие языком в совершенстве, все равно говорят с акцентом. Если вы хотите полностью избавиться от акцента, попробуйте ответить себе на вопрос: зачем? Вы хотите избавиться от огромного куска вашей идентичности? Почему? Человек, у которого две родные культуры, часто личностно богаче и объемнее человека, родившегося и живущего в одной стране.
Кроме акцента важно не перебарщивать с количеством материала, порции изучаемой новой информации должны быть посильными.
Шаг 2. Распределите силы
Если вы понимаете, что не готовы много вкладываться в обучение, то подумайте, как оптимизировать процесс именно для вас. Может быть, вам будет удобно заниматься три раза в неделю по 15 минут или каждый день по 5?
Подумайте, в каком формате вы хотите учить язык: самостоятельно, в группе или с преподавателем? Придется ли вам менять устоявшийся график и отказаться от чего-то, чтобы успевать на занятия? В любом случае выбирайте то, что подходит именно вам, – обучение языку должно приносить радость, а не вызывать стресс и желание все бросить.
Сформировать привычку учить английский и уделять ему хотя бы немного времени поможет наш марафон.
Шаг 3. Никакого насилия над собой
Насилие в обучении всегда усиливает расщепление личности на две части: «заставляющую» и «заставляемую». Случается внутриличностный конфликт, и вы «стоите на месте». Обозначьте для себя разницу между «усилием» и «насилием». Когда я вспоминаю свою основную цель и это придает мне сил — это усилие. А когда цель сил мне не придает, заставлять себя — насилие.
Шаг 4. Следите за мотивацией
Отмечайте перепады настроения и желания учиться. Чем раньше вы поймете их частоту и корреляцию, тем легче вам будет подготовиться к очередному спаду.
Может, вы банально устали? Тогда вам пойдет на пользу неделька каникул или уменьшение количества занятий. Перерыв должен быть определен во времени — неделя, две, месяц. Затем вернитесь в прежний режим и посмотрите — стало ли вам легче и приятнее учить язык.
Шаг 5. Поддерживайте интерес к обучению
Если вам надоел привычный формат обучения, все кажется бессмысленным и нецелесообразным, попробуйте поменять формат занятий, чтобы повысить интерес к процессу.
Если вы учились по учебнику — перейдите на перевод интересной вам книги, разберите любимую песню или выучите понравившееся стихотворение на иностранном языке. Я знаю людей, которые учат португальский язык, изучая фаду (португальский музыкальный жанр), и это работает.
Возможно, преподаватель не замечает, что вы не успеваете усваивать материал, и слишком торопит? Задачи должны быть посильными, и для изучения нового очень важно чувство успеха (когда вы замечаете, что у вас получилось).
Если вам сложно понять, с чем связан спад мотивации, поделитесь своими переживаниями с преподавателем и исследуйте причину вместе, а потом поэкспериментируйте, чтобы найти решение.
Старайтесь быть к себе внимательными и не игнорируйте любые неприятные моменты. Чем раньше вы их заметите, тем легче с ними справитесь.