Международная классификация ступеней образования
В 2011 году странами – членами ЮНЕСКО на базе стандартов 1997 года была разработана новая обобщённая структура образовательной системы. Классификация необходима для сбора и систематизации статистических данных по разным странам.
Согласно международным стандартам, образование включает 9 уровней:
-
нулевой — обучение детей младшего возраста;
-
первый — начальное образование;
-
второй и третий — 1-й и 2-й этапы среднего образования соответственно;
-
четвёртый — послесредний нетретичный, завершение среднего уровня с получением или без профессионально-технической квалификации, а также дающего доступ к третичному образованию;
-
пятый — укороченный цикл получения профессионального академического образования;
-
шестой — бакалавриат;
-
седьмой — магистратура;
-
восьмой — докторантура.
Последние 4 раздела, по версии международных стандартов (МСКО), — ступени третичного образования. К магистратуре, бакалавриату и докторантуре относятся также их эквиваленты.
Совокупные уровни в национальных масштабах могут подразделяться или выходить за рамки международных категорий. Расширенная межнациональная классификация обеспечивает сопоставимость образовательных программ, позволяет оценивать доступность образования в странах.
Типы образования по степени организованности
ЮНЕСКО подразделяет образование на формальное, неформальное и информальное. Первые две категории носят институционализированный характер. Формальное образование предоставляется организациями или предпринимателями, которые имеют лицензии для такого вида деятельности. Обучение является непрерывным и ведёт к получению квалификации для выхода на рынок труда, позволяет продолжить обучение на более высоком уровне.
Неформальное образование при равной организованности с формальным является его альтернативой и может дополнять основную квалификацию. Сюда относятся обучающие курсы, семинары, мастер-классы от организаций или физических лиц. Подобное образование доступно в течение всей жизни. Квалификация по результатам обучения присваивается не всегда, а окончание курса не даёт доступа к получению высших ступеней формального образования.
Информальный тип обучения не отражается в статистике ЮНЕСКО. Сюда относятся учебная деятельность в семье или на работе. Направленность определяется обстоятельствами социальной жизни, семейными или самостоятельно. Информальное обучение менее организованное, хотя к случайным или бессистемным видам его тоже отнести нельзя.
Законодательство образовательной системы в России
Право на получение образования закреплено в основном законе нашей страны — Конституции Российской Федерации. Статья 43 гарантирует бесплатное обучение на дошкольном, школьном и среднем профессиональном уровне. Получить высшее образование можно бесплатно только на конкурсной основе.
Правовые отношения в системе образования устанавливает федеральный закон №273 «Об образовании в РФ». Он был принят в 2012 году и неоднократно редактировался с учётом постановлений Правительства. Отдельные вопросы управления ведомством решают Минобрнауки и Министерство просвещения РФ.
Виды образования в России
Закон «Об образовании» классифицирует образовательную систему с помощью 4 категорий. Каждая из них имеет собственную структуру. Отдельно выделяют просветительскую деятельность, у которой нет методик, программы и не предусмотрена оценка знаний.
Обучение в школах и вузах носит светский характер и ведётся на русском языке. В национальных республиках страны детям преподают родной язык, но не в ущерб основному государственному. Образовательная программа может предусматривать обучение на иностранном языке, если позволяют стандарты организации и квалификация преподавательского состава.
Общее образование
Каждый гражданин России имеет право пройти все ступени обучения:
-
дошкольное;
-
начальное;
-
основное;
-
среднее.
Детей младшего возраста родители могут отдавать в ясли уже с двухмесячного возраста. Однако в основном в стране практикуется семейное воспитание до 3–4 лет, после чего девчонки и мальчишки идут в детский сад. До поступления в первый класс школы они занимаются по стандартной развивающей программе без итоговой аттестации.
Выпускники детского сада должны иметь начальные навыки чтения, счёта, речевой и социальной культуры. Родители оплачивают содержание детей как в частных организациях, так и в государственных, муниципальных.
Возраст первоклассников варьируется от 6,5 до 8 лет. Курс начальной школы занимает 4 года. Кроме обучения мышлению, самоконтролю, построению речи, учителя развивают у школьников мотивацию к саморазвитию, способствуют проявлению индивидуальных способностей.
С 5-го по 9-й класс ученики проходят программу основного общего образования. Помимо формирования нравственности, эстетики и культуры, задача школы состоит в выявлении склонностей и ориентации в выборе профессии. Выпускник основного курса должен решить, продолжать ли ему после сдачи экзаменов обучение в школе или поступить в колледж или техникум.
Как правило, получение среднего образования выбирают будущие абитуриенты вузов. 10-й и 11-й классы необходимы для овладения основами наук и развития навыков, которые пригодятся в будущем. Большое внимание уделяется подготовке к выпускной аттестации. Чем выше баллы, тем шире выбор учебных заведений
Если дошкольный уровень обучения можно пропустить, начальную, основную и среднюю ступени игнорировать нельзя. Они являются обязательными не только для продолжения обучения в высшей школе, но и в плане поступления на работу. На родителей возложена обязанность обеспечить посещаемость школы.
Профессиональное образование
Профессиональное образование в условиях Болонской системы подразделялось на 4 уровня:
-
среднее профессиональное;
-
бакалавриат (4 года);
-
специалитет (5 лет), магистратура (2 года);
-
специалисты высшей категории.
Получить рабочую специальность или стать руководителем среднего звена по-прежнему можно после 9-го или 11-го класса за 4 или 2 года. Что касается бакалавриата, то вместо него с 2025 года вводится базовое высшее образование. Срок обучения — от 4 до 6 лет. Вторую категорию высшего образования займёт специализированный уровень. Сюда входят магистратура (1–3 года), ординатура, ассистентура-стажировка. В отдельную категорию выделяются аспирантура, адъюнктура.
Дополнительное образование
К категории дополнительного относится обучение детей в сфере музыки, спорта, художественного и танцевального искусства. Спортивные секции, общеразвивающие программы реализуются и для взрослых.
К дополнительному образованию можно также причислить курсы повышения квалификации. Они доступны для специалистов, получивших или получающих среднее или высшее профессиональное образование.
Профессиональное обучение
В рамках программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и служащих можно освоить новое оборудование, усовершенствовать полученные когда-то знания и умения. По итогам обучения предусмотрен итоговый экзамен.
Формат обучения
В России законодательно закреплены очная, очно-заочная и заочная формы обучения. При выполнении основных программ образования в школах и вузах на выбор влияют стандарты. Дополнительное обучение реализуется так, как решит организация, которая его проводит.
Семейное обучение и самообразование
Закон позволяет получать общее образование не только в специализированных организациях, но и в форме семейного обучения. Родители могут рассчитывать на методическую или консультационную помощь от образовательных учреждений. Программу 10-го и 11-го классов разрешается осваивать самостоятельно. Экзамены в том и другом случае придётся сдавать наравне со всеми и на общих основаниях.
Самообразование выбирают школьники, которых не устраивает качество преподавания в школе. Некоторые успевают устроиться на работу, но не оставляют намерения закончить учёбу. Решение о переходе на самостоятельное обучение подростки принимают совместно с родителями. Оно требует достаточной мотивации и упорства.
Дистанционное обучение
С приходом IT-технологий в образовательный процесс отношение к формату занятий изменилось. Сегодня электронные дневники, информационные ресурсы, дистанционные встречи с учителем стали нормой, их специфика отражена в законодательстве. Однако онлайн-обучение в некоторых случаях ограничено или вовсе исключается. Многое зависит от образовательной программы и требований стандартов.
Вместе с тем при онлайн-обучении материалы можно просматривать в любое удобное время, а рабочее место обустроить по своему усмотрению. Офлайн-уроки нельзя перенести, и потеря времени на дорогу является их главным недостатком. Иногда нужные занятия вообще нельзя найти в городе, поэтому онлайн-курсы остаются единственным выходом.
В целом успешность обучения зависит от индивидуальных качеств ученика или студента. Неплохо показали себя смешанные типы обучения — онлайн-лекции в сопровождении с офлайн-практикой.