«Вчерашний школьник ничему не научит», «дойти до Advanced нельзя без жизни за границей», «топовые знания дают только в топовых вузах» — о том, почему все это — стереотипы, рассказывает учитель онлайн-школы Skyeng Максим Стрелецкий.
Да, мне 22, но я преподаю английский уже три года и провел почти 3 000 уроков. Я учитель, хоть и не собирался им становиться. Так оно обычно и бывает: сначала помогаешь друзьям и соседям-школьникам, ничего серьезного — и вдруг понимаешь, что тебе это нравится. А стереотип о том, что преподают только женщины — просто стереотип.
Я понимаю, как много значит хороший учитель, — потому что в школе поменял их пять, а двух слов на английском связать все равно не мог. Но потом попал к правильному педагогу — и все изменилось: она вдохновила меня учиться.
Мы с одноклассниками были подростками, Ольга Степановна — уже на пенсии, но она своим примером показывала, как круто узнавать новое. Научила нас, что преподаватель — не машина, а человек. Не боялась признаваться, что что-то не знает, смеялась над нашим шуткам, находила новые американские книжки.
Конечно, выучить английский в Чикаго проще, чем в Кременце, где я живу. Тут же общаются на английском только ты, твой учитель и твой комп. Но это возможно: провинция, no-name университет — все это не имеет значения, если есть желание и цель.
Я тоже раньше думал: надо обязательно поехать за границу, а потом понял, что маленький город и универ — даже плюс. Тут тебе могут уделять внимание, в отличие от огромных брендовых вузов, в которых никто ни для кого ничего не значит. Ну и к тому же к нам приезжали американские волонтеры, были разговорные клубы, преподаватели отлично говорили — никогда не чувствовал себя ущемленным.
В Skyeng я попал еще на втором курсе — и онлайн до этого не преподавал. Занимался с учениками в кафе или у них дома. Это была совершенно новая для меня среда и новый подход. Ну и паника, конечно! А вдруг я что-то забуду? А вдруг голос будет дрожать? Тут адаптация очень помогла: у меня был воркшоп, тестовый урок с методистом, который прошел на ура, — и только потом уже первый ученик.
Вообще нервы молодому учителю помогают: чем больше нервничаешь, тем лучше готовишься к уроку. А потом очень быстро и страх пропадает. К тому же мой первый ученик Антон был очень способным — на лету все схватывал, и это придало уверенности в себе. Мы с ним, кстати, долго занимались в итоге — и добрались до уровня, к которому он стремился.
Свой первый урок помню до сих пор. Это сейчас у меня хороший рабочий стол и удобный стул, а тогда я ставил ноутбук на гору коробок с обувью. Было ужасно неудобно! Так что быстро стало ясно: все должно быть по-взрослому, хоть на работу ты и приходишь просто в другую комнату. Теперь я слежу за всем: даже за тем, чтобы не засиживаться и поотжиматься между уроками.
У меня 15 учеников — и почти все серьезно старше меня. Стереотип «он слишком молодой» разрушается очень быстро. Одна 54-летняя студентка пришла на первое занятие — и я прям сразу в глазах увидел панику. Но уже через пару уроков она сказала, что теперь совсем по-другому смотрит на молодость и очень рада, что ко мне попала. Почти со всеми учениками я занимаюсь долго — это о многом говорит.
Мне нравится наблюдать, как люди развиваются. Нравится вместе с ними идти к цели. С одной ученицей мы уже 264 урока вместе: она пришла, чтобы готовиться к собеседованию на английском, — и в итоге получила работу. А теперь мы взяли спецкурс на платформе: Ирина работает в фармацевтической компании, ей часто нужна специфическая лексика.
Когда ученики говорят «это все благодаря вам», я говорю — «нет, это — благодаря вам и нашей совместной работе». Самая большая проблема в учебе — это «английский для себя». Нужно всегда искать цели — ну хотя бы тот же «Breaking Bad» в оригинале посмотреть, и тогда будешь заниматься уже совсем по-другому. Ну и к ошибкам относиться с оптимизмом: прочитал [хаусвайфай] вместо housewife — ничего страшного, просто повод улыбнуться.
Мой возраст дает возможность легко адаптироваться под ученика, у меня нет идеи «я преподаватель, я всегда прав». Стараюсь быть flexible, разбираться в трендах, выбирать актуальные материалы. Сейчас многие ученики интересуются IT, искусственным интеллектом, и я сам начал все это изучать. Получаю второе образование — прикладная лингвистика.
Я рад, что у меня есть интересная и сложная работа, где никогда нельзя останавливаться. В преподавании не выедешь на том, что выучил в универе. Поэтому рядом со мной сейчас лежит куча книжек на английском, чтобы от Advanced перейти к Proficiency. Я смотрю сериалы и копирую акценты, читаю Guardian, захожу на British Council, прохожу кембриджские IT-курсы и езжу на конференции. И общаюсь на английском — с теми американскими волонтерами, с которыми познакомился еще школьником.
Каждый день я веду 4–5 уроков, а потом еще могу проверять эссе ученика в два часа ночи. Чтобы в 10 мы встретились на уроке — и уже могли все разобрать. Ну и ко всем занятиям же надо готовиться: у моих 15 учеников разные хобби, разные проблемы в языке. Одному объясняю на уроке блокчейн, с другим обсуждаю «Джентльменов» Гая Ричи. Мне нравится видеть их результат, нравится, что я в этом обществе кому-то нужен.
И если вдруг ученики говорят «да я никогда не выучу английский», я даю послушать запись их речи на первых уроках. И говорю: «Ну, если вы не увидите разницы, я бессилен». Обычно этого вполне хватает. Надо понимать, что нет предела совершенству, нет такого, что ты выучил 500 слов — и дальше будет легко. Нет, будет всегда сложно. Но это стоит того — потому что раньше тебе казалось сложным даже просто сказать «My name is Masha».