Оказывается, дисциплина, инициатива и ответственность могут никогда не сделать из ребенка лидера. А что тогда может — разбираемся вместе с клиническим психологом Оксаной Богдановой.
Кто такой лидер
Кажется, что лидер — это тот, кто умеет достигать целей, планировать свое время и не боится сложных задач. Однако это всего лишь управленческие качества — сами по себе они не делают из человека лидера, даже если надеть на него красивый костюм и посадить в офис с видом на город.
Вот, например, Генри Форд, Стив Джобс и Майкл Джексон — лидеры в разных сферах. И, возможно, они дисциплинированы и ответственны и даже делают по утрам зарядку, но не это сделало их успешными. Вернее, не только это.
Он подчиняет своим желаниям все, что его окружает, — и даже себя. И в этом энергичном движении он становится харизматичным для других: за ним хочется следовать».
Другое качество лидера — психологическая зрелость. Например, ответственность — следствие зрелости, но наоборот это не работает: можно быть ответственным, но при этом незрелым. Психологически зрелый человек, в отличие от ребенка, всегда ищет выход и находит его, он не ограничен правилами и какой-то системой. Если он видит забор, то ищет калитку — ребенок же остается сидеть внутри за забором.
Лидер — не всегда руководитель
Лидер выходит за рамки своей должности и создает свою систему. Это не значит, что у него не может быть руководителя. Но он может быть прекрасным командным игроком и умерить свою инициативность, ведь он понимает правила игры и для него главное — результат.
Поэтому на разных этапах лидер может выполнять абсолютно любую работу, даже мыть пол в офисе своей компании, но при этом четко понимая, для чего он это делает и какие следующие шаги.
Выходит, что любой человек может быть лидером, независимо от профессии. Даже художника с определенными качествами можно назвать лидером, а вот каждого директора компании — не всегда.
Как воспитать лидера
Просится вывод, что лидера невозможно воспитать. Потому что развитие дисциплины, организованности и ораторских качеств вовсе не гарантируют, что ваш ребенок станет человеком, который берет свое и вдохновляет других людей идти с ним рядом плечом к плечу.
С другой стороны, поскольку лидерство — это про реализацию своих желаний, можно ребенку в этом помочь:
Спрашивать о том, что он хочет, и прислушиваться к его желаниям
«Что ты хочешь?» — спрашивайте ребенка как можно чаще. Независимо от результата, получилось у него или нет, спрашивайте снова: «Что ты хочешь теперь?». Эти вопросы помогут ему слышать свои желания и не заглушать их.
Убеждаться вместе с ребенком, что его желания направлены на что-то хорошее
Желания могут носить разрушительный или созидающий характер. Взрослому определить это довольно просто: ломать деревья — плохая идея, нарисовать картину — хорошая. На самом деле, дети всегда чувствуют эту грань и сами никогда не хотят разрушать. Поэтому если такое происходит — это знак для родителя, что он в своем поведении несет какие-то разрушающие идеи.
Говорить с ребенком и прояснять мотивы его поступков
Если ребенок сделал что-то разрушающее — украл краски в садике, но сделал это из благого намерения — нарисовать картину маме, то важно разделить эти поступки. И объяснить, что желание хорошее, а вот способ — не очень. И почему.Если в подобных ситуациях наказывать за все, то ребенок начнет закрываться от своих желаний. Хотя, по идее, он ничего плохого не хочет и просто учится получать желаемое.
Позволять двигаться к своим желаниям, поощрять и поддерживать
«Хочешь делать это? Нет проблем, иди и пробуй!» — именно так у ребенка закладывается принцип «вижу цель — не вижу преград». И зарождаются лидерские качества: когда ребенка не останавливают в желаниях, а дают возможность двигаться к ним. Пусть неидеально, пусть с ошибками, пусть не с первого и даже не с пятого раза — но пробовать.
Если ребенку позволять двигаться к своим целям, через свой опыт он сам будет вырабатывать необходимые ему качества. Он будет видеть связь своих действий, результата и последствий. Например, родители дали деньги на футболку — он потратил их на игры — денег теперь нет, но футболку хочется. Нет проблем, что потратил на игру, но теперь деньги только в следующем месяце, и он без футболки.
Тогда ребенок не только не перестает желать, но и учится искать экологичные способы достижения целей и быть ответственным за последствия своих действий и выборов.
В онлайн-школе Skysmart мы не только учим детей английскому и математике, но и развиваем их лидерские качества. У нас много свободы выбора, общения и ответственности за результат.