История человечества богата странными и рискованными воспитательными экспериментами. Взять хотя бы последние сто лет педагогических находок — они красноречиво свидетельствуют, что вызовы времени и проблемы поколения сильно влияют на воспитательные приоритеты людей. Инна Прибора специально для Skyeng Magazine основные постулаты родительства, которые за век поменялись неоднократно.
100 лет назад: растим человека «коммунистического»
Что происходит? Революция перевернула вверх тормашками весь прочный уклад жизни. В яростном дыму и угаре канули в лету не только материальные блага, но и такие важные вещи, как социальный статус, семейный традиции, дедушкины заветы. Только что ты был уважаемым человеком и знал, как жить, теперь — ты маргинал, потерявший всякие ориентиры. Вместе с тем продолжается индустриализация и в городах оказывается множество людей, оторванных от привычной патриархальной жизни.
Социологи считают, что в это время случился кризис традиционной модели семьи — с кучей детей, бабушек, племянников и дядьев, сидящих за одним деревянным столом и начался переход к нуклеарной «мама, папа, я». Причем взрослые бегут по звонку на фабрику, а самый младший отправляется в ясли.
Советские идеологи мощно развивают идею равноправия и освобождения женщины от домашнего рабства, где основные функции воспитания должно брать на себя государство и общество. Революционерка Александра Коллонтай пишет, что воспитание в семье неэффективно. Здесь, мол, прививаются консервативные буржуазные ценности, не то, что в ясельках. А сами ясельки и школы ориентируются на то, чтобы вырастить не махрового собственника, а строителя коммунизма, человека, который готов отстаивать социалистические идеалы.
В это время появляются первые программы обучения родителей, которые сосредоточены в первую очередь на борьбе с высокой детской смертностью. Взрослых людей, представьте себе, учили мыть руки, протирать соски перед кормлением, класть младенцев в более-менее чистые кроватки. Главными авторитетами становятся медики из родильных домов и поликлиник. Они рассказывают не только, как кормить и лечить, но и как воспитывать детей.
Идейное содержание. Первое место занимает идея общественного воспитания. Многие дошкольные учреждения, появившиеся в 20 годы — круглосуточные.
Женщина в это время — важный общественный ресурс для решения производственных и общественных задач, но она не очень внятно разбирается в том, что хорошо для ее ребенка. Папа тут, кажется, пропал из картины мира, потому что он очень занят на очередной стахановской стройке, на комсомольском собрании, а может даже на войне. Зато обо всех сложных вопросах можно спросить врача из поликлиники.
Молодежи внушается, что новый человек — это прежде всего активный и дисциплинированный передовик-общественник, а интересы класса — выше личных. Воспитание — коллективное, все ходят строем и несут знамя вождя. Воспевается труд во имя идеи и подвиг на благо страны. Эмоции, настроение, привязанность — все это лишние буржуазные пережитки.
50 лет назад: от винтика к человеку, интерес к личному
Что происходит? В мире начинается кризис буржуазной модели семьи. Европу трясут студенческие бунты 68 года, появляются хиппи, в Америке — разгар секуальной революции. Кругом сплошная индивидуализация. Западные семьи — взрослоцентричны: папа с мамой не будут жертвовать карьерой ради ребенка.
В СССР, за занавесом — потише: это время застоя и относительного экономического благополучия. В искусстве поднимаются вопросы детства и юности, авторы рефлексируют на тему взросления, проблем отцов и детей. Выходят фильмы Тарковского, Рязанова, Данэлии… В массовом сознании крен с общественного воспитания смещается в сторону индивидуального «я». В школах начинают реализовывать гуманистические принципы. Программу эстетического воспитания разрабатывает выдающийся педагог Сухомлинский.
С середины 60-х в Союзе появляются книги доктора Спока об уходе за детьми. Теперь хорошим тоном считается растить «по Споку». Хотя в школах и садиках по прежнему учат не отбиваться от коллектива и рассказывают о подвиге Павлика Морозова, воспитание по новым книжкам — это шаг к свободе и естественности. Ученик английского психоаналитика Винникота, доктор Спок, популяризировал прогрессивные научные идеи: кормить малыша не по часам, а когда он голоден, отказаться от тугого пеленания, часто брать ребенка на руки и разговаривать с ним.
Идейное содержание. Школа по-прежнему несет ответственность за формирование мировоззрения в духе коммунистической морали. Дети обязательно носят октябрятские значки, пионерские галстуки и участвуют в демонстрациях. Однако многие родители относятся к происходящему со скепсисом, объясняя подросшим детям ритуальность этого краснознаменного фасада. Противоречие выходит и в том, что мама сначала гладит тебе красный галстук, а потом охотится за модными дефицитными джинсами или кедами.
В воспитании споковские принципы ухода за младенцами переносятся на общение с более взрослыми детьми: больше гуманизма и свободы. Родители таскают детей в походы с гитарой, читают стихи не о революции, а о душе, ведут философские разговоры, в которых Павлику Морозову отводится незавидная роль. В процесс воспитания все активнее включаются отцы.
Общественные моралисты ругают родителей подростков: раз дети слушают непатриотичную музыку, объединяются в подозрительные фанатские группы, значит их растят в атмосфере абсолютной вседозволенности. «Вот куда ваш Спок приводит! Позор!» — кричали они.
Целеустремленные люди учитывают противоречия и играют по правилам: красный галстук нужен, чтобы поступить в хороший институт. Образование в этом время по-прежнему мощный социальный лифт.
30 лет назад: крутиться, крутиться и еще раз крутиться…
Что происходит? Распад Союза двигает все социально-политические структуры российского общества, открываются границы. В кинотеатрах выходят сверхприбыльные блокбастеры: на экранах зрелищно восстают из пепла терминаторы. По центральным каналам идут мексиканские сериалы, заряжают воду на удачу известные экстрасенсы, а в перерывах включается реклама финансовой пирамиды МММ и американских жвачек.
Рыночные реформы, экономический кризис и желание обеспечить детей заставляет бывших педагогов и инженеров заниматься бизнесом, включиться в игру «заработай на ларьках» и отвлечься от воспитания. К тому же прошлые стратегии успеха перестали работать: зачем учиться, если это не обеспечит тебе благополучного будущего? Массовая культура воспевает материальные ценности: сводит с ума юбочка из плюша, купленная, очевидно, на вьетнамском рынке и «твоя вишневая девятка». В больших городах развиваются мощные панковские субкультуры с идеей «живи быстро, умри молодым».
Идейное содержание. Гуманистические устремления уступили место узко утилитарным: нужно выжить, а детей накормить одеть и обуть. Школы во время потрясений экспериментируют с программами и заменяют буквари с мавзолеем на обложке на буквари с голубями.
Марскистско-ленинская теория уходит, оттого учителя старой закалки немного теряются, трактуя образы Данко и Павки Корчагина. Звучат предложения ввести в список школьной литературы Пелевина.
Согласно исследованию социолога РАН Лины Окольской, в 90-е годы среди родительских ценностей на первый план выходят более эгоистические: детей учат «не упустить своего» и «занять видное положение», а такие странные штуки, как «желание работать для общего блага», «стремление к знаниям» или «уважение к родителям» теряют свое значение. Индивидуалистические качества, самостоятельность, умение не прохлопать ушами выгодные возможности — становятся тем, что взрослые стараются развить в детях, в том числе и своим примером.
10 лет назад: интенсивное родительство
Что происходит? Двухтысячные годы называют «сытыми». Власть выстраивает вертикаль, цены на нефть держатся высоко, поэтому к десятым годам в России образуется то, что принято называть средним классом. Его представители наконец-то могут выдохнуть и предоставить ребенку те возможности, которых так не хватало им самим. У ребят появляются непременные «развивалки» с полугода, английский с пеленок, бассейн для грудничков, робототехника и кружок живописи.
Появляются кружки по интересам, клубы слингомам или группы творческого развития. Там под звуки арфы младенцы катают глину, шлепают ладонями по безопасной эко-краске или принимают ванны из каштанов, в это время взрослые могут поставить себе галочку: они в впрямь занимаются ребенком. В то же время детская дворовая культура практически пропадает, подвижные игры школьников с арматурой на стройках остались в 90-х. Те, кто не может позволить себе интенсивное родительство, все равно ориентируется на него и загружает детей тем, что есть под рукой: ок, пусть будет не робототехника, а бюджетный кружок юннатов в старом доме культур.
Идейное содержание. Родители становятся образованнее. Завоевывает популярность теория привязанности. Хотя ее основоположник Боулби писал свои труды еще в середине века, к нам она пришла через канадского психолога Ньюфельда именно в десятые годы. Взрослые массово читают педагогический научпоп (в лидерах — книги Гиппенрейтер и Петрановской), с удивлением обнаруживая, что шлепать детей — недопустимо, крик — эмоциональное насилие, а в выборе секций и кружков — самое главное учитывать интересы и склонности ребенка.
Школы и детские сады отстают от требований увлеченных пап и мам. Появляются люди, которые отказываются от государственных образовательных учреждений. Популярные статьи сосредотачивают внимание на психологическом комфорте, индивидуальных особенностях и эмоциональной сфере ребенка.
Сегодня: разнообразие и онлайн-обучение
Что происходит? Экономические санкции и снижение уровня жизни каким-то образом совпали с модой на аскетизм и простые радости. Ценным становится не материальное, не дорогие игрушки, а время и впечатления. Продвинутые родители напирают на то, что время, проведенное с ребенком должно быть качественным. Ходьба по музеям, хайкинг по паркам, путешествия под парусом — вот к какому времяпрепровождению стремятся современные семьи.
Мощное развитие технологий приводит к тому, что следить за ребенком теперь можно и в утробе (скриннинги, УЗИ), в его люльке (видеоняни, специальные гаджеты, измеряющие частоту сердечных сокращений), или когда маленький человек самостоятельно передвигается по городу (часы или смартфоны с возможностью слежения).
Отсутствие связи между поколениями в семье с лихвой компенсирует армия разнообразных специалистов по детству, поскольку современный родитель верит в науку или в экспертов, которые на науку ссылаются. Есть отдельные консультанты по кормлению грудью, психологи, разбирающиеся в гиперактивности или в гиперчувствительности, специалисты по сенсорной интеграции, по проблемам с привязанностью, по детской игре, по детскому сну, арттерапевты, иппотерапевты и еще сотни терапевтов разных формаций. Родитель, пока старается разобраться в информации, чувствует себя крайне неуверенно, ему начинает казаться, что форма игрушки, кроватки или неверно взятый в конфликте тон может серьезно повлиять на детскую психику.
Идейное содержание. Чему учить детей — не очень понятно. Футурологи и научные форсайты обещают, что в скором времени большинство специалистов будут заменены роботами. Сегодня искусственный интеллект может даже сочинять музыку и писать книги. Поэтому прогрессивные западные школы развивают в учениках гибкие навыки — soft skills, учат работать в команде и проявлять эмоциональный интеллект.
Особенно активно внедряется игровое образование: дети, растущие с гаджетами готовы проходить сложнейшие уровни в компьютерных играх, но не готовы заниматься однообразной зубрежкой и переписыванием. В России школы довольно консервативны, поэтому родители вовсю используют онлайн-уроки и пользуются услугами дополнительного образования. Самой важной становятся идеи индивидуального маршрута в обучении, саморазвития и непрерывного образования — lifelong learning. Причем учатся не только дети, но и родители.
В онлайн-школе Skysmart уроки проходят максимально технологично: рисуют на интерактивной доске и делают упражнения на онлайн-платформе. И программа каждого курса адаптируется под ученика.