Снова начать заниматься английским после перерыва может быть сложнее, чем в первый раз открыть учебник. Любовь Окулова преподает английский уже 12 лет, и многие из ее учеников брали перерыв — а возвращались лишь единицы. Для SM Любовь разложила по полочкам, в чем секрет успеха тех, кто все-таки не забросил занятия. Главное, по ее мнению, — найти причину.
План возвращения к занятиям английским
- Понять причину перерыва
• Перестало хватать времени? — Расставить приоритеты.
• Исчезла внешняя мотивация? — Определить новую мотивацию.
• Появились более важные дела? — Принять режим on and off, заниматься с перерывами.
• Группа распалась? — Сформулировать требования к учителю и процессу и найти подходящий вариант.
• Английский был нужен для путешествий? — Воссоздавать детали путешествий дома. - Составить план на случай проблем
- Поговорить с преподавателем
Возвращаться к занятиям сложно, потому что начинаете вы с ощущением новизны и огромным зарядом мотивации. А вот потом ощущения «премьеры» уже не испытать.
За 12 лет преподавания у меня было всего несколько учеников, которые вернулись после перерыва. Наверняка моя статистика не совсем объективна, ведь вернуться могли и к другому учителю. Поэтому свои советы я основываю еще и на своем опыте изучения итальянского, с которым я как раз «взяла перерыв» в июне. И угадайте что? Так и не вернулась.
Чтобы успешно вернуться к занятиям, нужно сначала определить, почему вы взяли паузу. Я выделила пять причин, по которым ученики чаще всего перестают заниматься.
Шаг 1. Определите причину перерыва
Перестало хватать времени
Сначала на домашние задания, потом на занятия два раза в неделю, а потом и на раз в неделю.
Решение. Чтобы избежать ситуации, когда вы вернулись к занятиям, а через месяц бросили из-за дедлайнов на работе, сделайте следующее — сейчас, на берегу, определите, зачем вам английский. И достаточно ли это веская причина, ради которой вы откажетесь встретиться с друзьями, сходить на тренировку или поехать на природу.
Исчезла внешняя цель для изучения английского
Заграничная командировка сорвалась, вы передумали сдавать международный экзамен или нашли работу, где не нужен английский.
Решение 1. Если внешняя цель снова появилась, то для начала протестируйте ее пятью-шестью «зачем?».
Q: Зачем мне английский?
A: Найти новую работу.
Q: Зачем мне новая работа?
A: Я хочу зарубежные командировки.
Q: Зачем мне зарубежные командировки?
A: Хочу путешествовать.
Когда вы докопаетесь до пятой-шестой причины, станет более понятно, какое место занятия английским займут в вашей жизни. Может, и никакое — а новую работу вы захотели искать просто из-за ковидной нервотрепки и неопределенности.
Решение 2. Возможно, новой внешней цели до сих пор нет, но появилась цель внутренняя — удовольствие от процесса. Вам нравится куда-то ходить заниматься в группе. Вы хотите загрузить мозг. Вы просто получаете удовольствие от изучения чего-то. В этом случае стоит выбрать красивое место, максимально комфортное расписание, нестандартные программы — не просто «общий английский уровня В1», а «смотрим антиутопии и обсуждаем вместе».
Вы занимались ради удовольствия, но появились более важные дела
Английский был своего рода хобби. Появились дела поважнее — от хобби пришлось отказаться.
Решение. Не хочется вас расстраивать, но, скорее всего, ситуация повторится — редко кто может поставить хобби выше работы и семейных обязательств. Кажется, выход здесь — просто смириться, что это будет обучение в режиме «off and on», и успокаивать себя тем, что вы в обучении не для достигаторства, а для удовольствия. А хобби по определению должны давать ресурс, а не нервировать.
Если вам нравится заниматься английским просто ради процесса, выбирайте ненапряжные способы учиться. Например, подпишитесь на наш «Леньтенсив» — и две недели получайте на почту легкие и, главное, короткие письма про самое интересное в английском.
Вы закончили курс с группой, а группа следующего уровня не набралась
Вам не подошло новое расписание, языковой центр переехал.
Решение. Эта ситуация требует самого большого количества компромиссов из всех описанных. И здесь может помочь анализ через «почему». Почему нужно заниматься именно в этой школе? Почему нравилось именно у этого преподавателя? Почему страшно идти в новую группу? Почему не рассматривается вариант индивидуальных занятий?
Когда вы разберете по косточкам все преференции прошлого обучения, вам станет легче искать новое. Например, «я хочу заниматься именно в группе, потому что мне нужно время на уроке посидеть-помолчать, пока говорят другие». Или «мне нужен именно вот такой преподаватель, потому что он следил за моим прогрессом и мотивировал, и я боюсь, что другие так не делают».
Сформулируйте свои требования к учителю и процессу и отбирайте только те варианты, которые вам подойдут. В Skyeng это сделают за вас: расскажите на бесплатном вводном уроке, какой преподаватель вам нужен, и для вас подберут самого подходящего.
Вы занимались английским ради общения в отпуске за границей
Но границы пока закрыты, все это очень тревожно, и как тут заниматься английским — вообще непонятно. Вроде и хочется вернуться к занятиям, но какой смысл? Кто знает, когда мы в следующий раз куда-то полетим.
Решение. Важно сделать все, чтобы в сознании не появилась такая же прочная связка «английский — ковид/проблемы», как «стоматолог — боль».
Что вас радует, когда вы используете английский в жизни?
- Новые знакомства? Перенесите их в онлайн — форумы, соцсети, коммьюнити.
- Ощущение «ух ты, как круто я говорю»? Найдите разговорные клубы, чтоб говорить как можно больше на разнообразные темы.
- Возможность взять аудиогид на английском в музее во время поездки? Посмотрите, какие мировые музеи предлагают онлайн-туры и посетите несколько экскурсий. Например, британский Парламент и Вестминстерское аббатство продают билеты на несколько онлайн-экскурсий в день.
Шаг 2. Составьте план на случай проблем
Люди склонны планировать будущее исходя из наиболее благоприятного развития событий: «буду заниматься три раза в неделю до работы и ни разу не пропущу». Но так практически никогда не бывает: можно уехать в отпуск, получить новый большой проект или просто проспать. Отклониться от плана — нормально, главное к этому подготовиться.
Напишите несколько сценариев проблем и что вы будете делать в этих случаях. Если что-то из списка случится — у вас будет готов план действий. Меньше нервов, меньше когнитивной нагрузки, больше спокойствия и ощущения «вот это я стратег».
Меня попросят задержаться на работе, и я пропущу занятие.
Я откажусь задерживаться, но могу предложить поработать дольше завтра.
В следующем месяце у меня будет меньше свободных денег.
Я стану заниматься один раз в неделю вместо двух, но не брошу.
Морально подготовьтесь к тому, что через месяц-два мотивация от старта начнет затухать и вам придется находить дополнительные аргументы, почему нужно идти на занятие, а не в кино.
Шаг 3. Поговорите с преподавателем
В своей практике я встречала разные типы «бросальщиков» и «возвращенцев», поэтому дам несколько советов from the other side, как говорится.
Обучение — это процесс, где невероятно важно сотрудничество преподавателя и студента.
- У вас изменилась цель обучения? Обсудите это с преподавателем, и он что-то поменяет в учебном процессе.
- Вы поняли, что ходите на занятия для удовольствия, а не для сдачи экзамена? Сообщите преподавателю — вам ведь больше не нужны некоторые виды заданий, зато нужны новые штуки из разряда edutainment.
- Вам нужно отдохнуть от занятий пару недель? Обсудите и это, чтоб преподаватель оставил (или нет) место для вас в расписании. Назначьте дату возвращения, чтобы вы точно знали — в этот день и в этот час вас очень ждут, свежего и отдохнувшего.
А что касается моего итальянского, я поняла, что вернулась к занятиям в апреле этого года исключительно из-за самоизоляции и моей большой любви к Италии — у них карантинные меры были совсем суровые, и я немного помогла финансово преподавателю.
А еще оказалось, что занятия итальянским у меня прочно ассоциируются с легкой сытой жизнью без рабочих авралов, поэтому мои карантинные занятия помогли искусственно создать то же ощущение. Будто не я качусь на велосипеде, велосипед в огне и мир в огне. А будто бы я размеренно готовлюсь к ежегодной поездке по Италии, у меня есть время на занятия три раза в неделю, а домашку я хожу делать в сад, потому что май за окном.