Раньше никто не мог представить, что мы будем консультироваться по здоровью с чат-ботом, пользоваться кассами самообслуживания и принимать звонки от роботов. Значит ли это, что мы скоро перестанем общаться с живыми людьми? Разбираемся, насколько в будущем будет востребован навык коммуникации и как его развивать.
Что за навык и зачем он нужен
Коммуникация — навык, который входит в систему 4К. Это адаптированный в России подход к развитию навыков будущего, который впервые представили на Всемирном экономическом форуме.
Эти навыки называют soft skills — гибкие компетенции, которые не зависят от профессии. Специалист любой области может натренировать их, чтобы решать задачи, не связанные напрямую с его обязанностями. Например, уладить конфликт на рабочем месте или собрать команду под проект.
В противовес гибким есть жесткие навыки — hard skills, или профессиональные компетенции. Журналист создает материалы, бухгалтер сводит дебет с кредитом, водитель управляет автобусом.
Одних только жестких навыков для эффективной работы давно недостаточно. Современному человеку нужно уметь налаживать процессы, выходить за рамки системы, выстраивать коммуникации и заранее продумывать риски.
Коммуникация — это не только про умение находить общий язык. Это способность вести переговоры на всех этапах работы, слушать собеседника, проговаривать сложные моменты до того, как они повлияют на работу, находить оптимальное решение для всех сторон.
Еще это про умение успокоить переживания других людей и поладить с человеком, который зол, — даже если он не совсем прав. Коммуникация помогает обсуждать рабочие вопросы открыто, вместе корректировать процессы и выстраивать партнерские отношения, чтобы вовремя принять меры, если что-то идет не так.
Как развивать
Коммуникация и эмоциональный обмен происходят на тонком, почти неуловимом уровне. Тон, с которым коллега говорит «спасибо», может вызвать чувство пренебрежения. Вовремя предложенная помощь руководителя — ощущение поддержки и участия.
С одной стороны, мы подхватываем чувства друг друга, как вирус. С другой, не всегда расшифровываем сигналы других людей корректно. Человек имел в виду одно, а мы поняли другое.
Навык коммуникации — это часть эмоционального интеллекта. В него также входят способность управлять своими эмоциями и эмпатия, или сопереживание. Вот что можно сделать для развития навыка эффективной коммуникации:
Развивать эмоциональный интеллект. Начать с владения собой: замечать свои чувства и ощущения в теле и проговаривать сомнения вслух. Например: «Я сейчас злюсь», «У меня есть сомнения по поводу этой идеи» или «Мне кажется, что на меня повесили не мою работу».
Задавать вопросы и слушать прежде, чем формировать мнение. Например: «Почему ты так считаешь? Почему для тебя это важно? На что ты опираешься, когда делаешь так?»
Брать паузы хотя бы на пару минут, если появляются сильные эмоции. Перевести внимание на что-то другое, сделать пару вдохов-выдохов и вернуться к диалогу, когда станет легче. Не принимать важные решения на эмоциональных пиках: в гневе или в радостном возбуждении.
А что, если не развивать
Детей, которые плохо чувствуют пространство других людей, разбрасывают свои вещи, перебивают или провоцируют конфликт, не умеют расшифровывать язык телодвижений и пользоваться им, неправильно истолковывают выражения лица, — хуже принимают в группы.
Без навыка коммуникации сложно поладить с другими людьми, в конфликтах верх берут эмоции: человек либо агрессивно нападает, либо замалчивает проблему. От этого страдают качество работы, психологическое состояние самого человека и его межличностные отношения на работе и дома.
Например, сотрудник при выполнении задачи начал из-за чего-то переживать. Вместо того, чтобы обсудить это с начальником, он замолчал проблему, и в итоге она обнаружилась в самый неподходящий момент — решить ее тогда было проще, чем сейчас.
Для руководителя владеть навыком коммуникации тоже важно — в разговоре с сотрудником он поможет уловить недосказанность и сразу спросить: «Что тебя волнует? Давай обсудим сейчас». Такой подход помогает выстраивать работу так, чтобы каждый участник процесса чувствовал себя в порядке и качественно выполнял свои задачи.
Как проверить
Ваш ребенок может проверить свои навыки будущего на бесплатной олимпиаде «Навыки XXI века» — это онлайн-челлендж для школьников 2–11 классов. Задания ориентированы на компетенции, которые можно развивать в рамках школьных дисциплин. Например, математика тренирует системное и нестандартное мышление, информатика — алгоритмическое мышление, а английский язык — навык коммуникации и многоязычности. Торопитесь: принять участие можно только до 28 ноября.