Кажется, что чувства и разум как два бойца на ринге: они вечно бьются за первенство и мешают друг другу жить. Но все не так просто. Оказывается, эмоции и интеллект не только в одной команде, но первые влияют еще и на наши решения, поведение и учебу. Как это работает и что с этим делать — разбираемся в этой статье.
Что такое эмоциональный интеллект
Психологи выделяют пять навыков эмоционального интеллекта:
Самоосознание — понимание своих сильных и слабых сторон и особенностей. Еще это про осознавание своих чувств и реакций: как я реагирую на собак, людей с указкой и звуки пожарной сигнализации.
Саморегуляция — это способность выразить свои эмоции социально-приемлемым способом и соразмерно ситуации. Иногда для этого нужно подкрутить внутренние настройки своих реакций. Например, осознать свою злость прямо в моменте, сделать пару вдохов и выдохов и все же отказаться от затеи бросаться тарелками в стену.
Мотивация — это умение задать направление своей деятельности так, чтобы чувствовать себя лучше. Мотивированные люди обычно понимают, чего они хотят и для чего они делают то, что делают.
Эмпатия — способность понимать чувства других людей и сопереживать им. Такой навык здорово помогает в общении: с близкими, с начальством или сотрудниками, с партнером.
Социальные навыки — набор навыков, которые помогают находить общий язык с разными людьми: понимать контекст, быть уважительным и искренним или дерзким и саркастичным.
Почему его важно развивать
На первый взгляд, выгода развитого эмоционального интеллекта видится лишь в том, что ребенок станет любимцем учителя. Но в жизни это работает иначе.
Мы живем в мире, где интеллект переоценен: делаем упор на развитие умственных способностей детей, считая, что именно в них кроется причина жизненных достижений. Сравните количество кружков, где детей учат языкам, программированию или, упаси господи, ментальной арифметике, и количество центров, где малышам объясняют, что делать, если ты расстроен или переживаешь из-за экзамена, первого свидания, разлуки с родителями. Перекос очевиден. И родители рассказывают детям о средневековых рыцарях, устройстве вселенной, глаголах-исключениях, а не о том, как управлять своими эмоциями.
Однако исследования последних лет доказывают, что знакомство с эмоциональной сферой гораздо полезнее для ребенка, чем рыцари из тьмы веков. И, что удивительно, выгода видна не только на бытовом уровне, но и в академических успехах.
Например, в исследовании Стэнфордского университета ученые наблюдали за жизнью детей-добровольцев вплоть до их старости и выяснили: IQ — не самый надежный показатель успеха. Люди, которые получали научные степени, становились выдающимися специалистами или руководителями, не были умнее тех ребят, которые так и остались до пенсии менеджерами по продажам. На самом деле, секрет их успеха кроется в развитом эмоциональном интеллекте: мощная мотивация, сила воли, настойчивость, желание преуспеть, способность отсрочить маленькое удовольствие прямо сейчас ради большой награды чуть позже. Причем эти качества они демонстрировали уже в 11-летнем возрасте.
В онлайн-школе Skysmart дети одновременно учатся и развивают эмоциональный интеллект. Занятия английским и математикой построены так, чтобы ребенок лучше понимал свои эмоции и мотиваторы.
В чем польза для учебы
Развитие эмоционального интеллекта у детей дает серьезную фору в обучении. Скажем, саморегуляция помогает ребенку понять, что в условиях «стул и стол» он не эффективен, потому что все силы уходят на сохранение неподвижности. А как только он пересядет на фитбол и начнет раскачиваться, то примеры на деление пойдут бодрее.
Саморегуляция включает в себя целый комплекс умений, среди которых — гибкость внимания. Если ребенок может переключить внимание с компьютерной игры на лекцию о ракообразных и удержать в памяти инструкции педагога — это значит, что с его концентрацией все в порядке. Проще говоря, человек с развитой саморегуляцией может самостоятельно остановиться, подумать и совершить осмысленный выбор, прежде чем продолжать ломать папин будильник. И это та способность, на которую многие с радостью обменяли бы несколько пунктов IQ.
Навыкам эмоционального регулирования можно научить. Например, Йельский центр эмоционального интеллекта уже несколько лет внедряет в школы свою программу. С одной стороны, она забирает у учеников часы, которые они могли бы посвятить традиционным урокам. Но с другой, исследования доказывают, что эта программа повышает академическую успеваемость, навыки управлять вниманием и эффективность учеников. Заодно у детей снижается тревожность и случаи буллинга, оценки по разным предметам становятся лучше.
Как этому учить детей
Создать безопасную среду — такую, в которой ощущаешь поддержку близких и не боишься поделиться, что тебе стыдно за разбитую кружку или что ты влюблен. Забавные замечания от дедушки вроде «Ты что, нытик?» этому не способствуют.
Спрашивать о чувствах ребенка и не игнорировать их. Это поможет ему научиться распознавать свои эмоции и использовать эту информацию в учебе и в жизни. Например, если ребенок переживает из-за контрольной — включить любимую музыку и устроить танцы, хотя бы на десять минут. Выгрузка эмоций через тело и хороший заряд обеспечены.
Расширять эмоциональный лексикон. Нейробиологи объясняют: невозможно научиться управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются.
Чем больше оттенков грусти мы можем назвать, тем проще распознать свои собственные эмоции. Например, грусть очень похожа на уныние, растерянность и отчаяние, но это разные чувства, и работать с ними нужно по-разному.
Чтобы помочь ребенку освоить эмоциональный вокабуляр, можно играть с карточками: на них написаны разные чувства, среди которых нужно отыскать то, что испытываешь прямо сейчас. Еще можно играть в словесные игры, например кто больше назовет эмоций на букву «Р». Или просто распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и отмечать, в какой точке находится каждый из вас сегодня.
Играть в игры живого действия. Ролевая игра — отличный способ научить детей навыкам межличностного общения, эмпатии, эмоциональной регуляции и многому другому. Нарядившись в Дарта Вейдера, ребенок сможет в безопасной среде проживать самые разные сценарии, экспериментировать и самовыражаться.
Читать художественную литературу вместе. Трудно найти более действенный тренажер для развития эмпатии, чем хорошая художественная книга. Чтение помогает детям развить «модель психического состояния человека» — это значит, что они учатся понимать, что испытывает другой человек. Кроме того, книга объединяет и другие пункты списка: расширяет словарный запас и дает простор для игры воображения.
Чем больше вокруг нас технологий, чем более мы доверяем машинам, тем важнее оказывается понимание своих живых и человеческих ощущений. К счастью, чувства работают на нас, а не против нас. Главное, научить детей с ними грамотно обращаться.