Учиться «потому что надо» — трудно и неэффективно, а учить сотрудников с тем же посылом — бесполезная трата денег компании. Как без давления мотивировать сотрудников заниматься английским, рассказывает Елена Попкова — Chief Knowledge Officer и руководитель корпоративного университета компании КРОК.
КРОК уже больше 14 лет входит в десятку крупнейших IT-компаний России, которые работают в формате B2B (business to business). Часть наших проектов международные, и с ними невозможно иметь дело без знания английского. Но нам хочется, чтобы язык учили не только те, кто общается с иностранцами по работе.
Обучение английскому у нас в компании во многом отдается на откуп сотруднику. Каждый сам проявляет инициативу, определяет свои цели и задачи и отвечает за результат учебы. Мы же пытаемся создать экосистему, которая подтолкнет ребят учиться и даст для этого максимум возможностей.
«Видеть, как твое письмо разбирают публично, не всегда просто»
Первая заповедь эффективной учебы — каждому должно быть удобно. Поэтому у нас есть разные способы подтянуть английский.
Часто мы используем форматы, которые помогают в решении конкретных рабочих вопросов. Например, не так давно был тренинг по деловой переписке с носителем языка. Коллеги сами прислали письма, которые отправляли партнерам и хотели разобрать. Преподаватель показывал их всей аудитории на большом экране и подсказывал, как сделать лучше. Потом мы переписывали эти письма и присылали на проверку еще раз.
Видеть, как твое письмо разбирают публично, не всегда просто. Но результат отличный — мы прокачали переписку на русском и английском, а заодно научились лучше понимать бизнес-партнеров, ведь разница часто кроется в нюансах.
Кроме этого, есть и классическое обучение в группах — с чего мы и начинали учить команду. Еще у нас есть индивидуальные занятия топ-менеджеров и тех, кто собирается переходить на международные проекты.
Все это отлично работает, но наша компания меняется, сотрудники чаще летают в командировки. Ходить на занятия в офисе пару раз в неделю им уже неудобно. Поэтому в последние годы мы взяли курс на диджитал. Два года назад начали искать тех, кто будет учить ребят дистанционно. У нас все занятия английским ведут поставщики со стороны, иначе бы нам просто не хватило ресурсов. И моя задача — выбрать лучших из них.
Я доверяю хорошо известным компаниям и сама тестирую все новые платформы и форматы, которые нам предлагают. Если мы с кем-то начинаем сотрудничать, то первое время я осторожно спрашиваю у студентов, все ли хорошо. Если да, то мы продолжаем сотрудничать со школой, платформой или преподавателем.
Именно так два года назад мы выбрали учебу в Skyeng. Я была удивлена тем, как быстро можно начать учиться — я могу подключить новичка за один-два дня. А ведь при групповой учебе это заняло бы месяц. За это время весь запал учиться пропадет. И ребятам удобно, что можно заниматься рано утром или поздно вечером.
Сейчас навскидку 50-60% тех, кто занимается английским, делают это онлайн в Skyeng. Это основной критерий успеха платформы: много людей пользуются ей на ежедневной основе, значит, мы сумели вовлечь их.
Английский за «бобры» и соцпакет
Большинство сотрудников в компании учат английский не для работы. Поэтому мы решили, что идею учиться всегда и везде нужно продвигать в развлекательном формате.
Если сотрудник делает что-то помимо работы, например, участвует в образовательных проектах или сдает экзамены, он получает «бобры». Это наша корпоративная валюта. Часто она даже ценнее, чем деньги — ее можно потратить в интернет-магазине компании по своему усмотрению.
За «бобры» можно купить развлекательное приложение для изучения английского. Это первая ступенька к вовлеченности. Тем, кто решил взять серьезный курс английского, мы оплачиваем 50% расходов на него.
Английский включен в соцпакет, и для многих это преимущество при выборе компании. Оно не менее важно, чем, например, ДМС или абонемент в фитнес-центр.
Если сотрудник превосходит ожидания компании по результативности и качеству работы, быстро развивается, он получает возможность полной компенсации английского. Ребята ценят такую возможность, поэтому предложения, связанные с английским, пользуются популярностью.
Отдельно мы компенсируем сдачу международных экзаменов: TOEFL, IELTS, кембриджские экзамены и так далее. В зависимости от результата, мы можем компенсировать 50 или 100% расходов.
«Теперь мы знаем, какой уровень языка у коллег»
Вся наша система помогла добиться главных целей: усилилась мотивация и еще больше людей в компании стали учить английский. Сейчас это больше 350 человек.
Оценить прогресс учеников сложнее, ведь учеба у нас — дело добровольное. Но мы внимательно следим за теми, кто учит английский для работы, потому что это действительно важно для компании. Результаты отслеживаем индивидуально: собираем отзывы преподавателей, даем рекомендации.
Если человек занимается в Skyeng, то собрать статистику намного проще. Помогает аналитика в кабинете компании, а если какой-то информации не хватает, ее всегда можно запросить у менеджера.
Еще мы следим за теми, кто сдает языковые экзамены. Даже если человек сдал не IELTS или TOEFL, а профильный экзамен на английском, это говорит о хорошем уровне владения языком.
Недавно мы внедрили в нашей внутренней системе новую опцию — возможность указать, на каком этапе ты находишься (Intermediate, Upper Intermediate, Advanced и так далее). Теперь мы знаем, какой уровень языка у коллег. Это помогает узнать, как сотрудники прокачивают свой английский, а для ребят это дополнительная мотивация повышать его.