Научно-популярный журнал N+1 опубликовал материал, где объясняется феномен «на кончике языка» — это когда человек с легкостью может описать значение слова, назвать синонимы и коннотации, но его само никак не может вспомнить. Пересказываем основные тезисы, которые могут быть полезны в изучении иностранного языка.
Что это за феномен?
Наглядный пример феномена «на кончике языка» — рассказ Антона Чехова «Лошадиная фамилия». Один из персонажей пытался вспомнить фамилию другого и утверждал, что она связана с лошадьми. Она все время крутилась у него на языке, но точное звучание все никак не приходило на ум. После того, как он перебрал варианты вроде Уздечкина, Копытина, Меринова и прочих, он, наконец, вспомнил, что фамилия была Овсов.
Грубо говоря, феномен отражает несовершенство человеческой памяти и образа мышления. Автор статьи утверждает, что память человека можно представить в виде карточек, где с одной стороны написано слово, а с другой — его значение. Таким образом, наша речь — постоянное переворачивание этих карточек. Иногда мы запинаемся, не можем перевернуть какую-то из них и видим только описание слова вместо него самого.
И когда же он возникает?
Когда угодно. Даже если разговор идет на родном языке, мы не задумываемся над значением каждого слова — в отличие от нашего мозга. Он это делает с очень высокой скоростью и иногда может сбиться. Если же мы говорим на иностранном, то скорость этой работы мозга замедляется в соответствии с тем, насколько хорошо мы знаем язык.
Поэтому чаще феномен возникает именно во время использования неродного языка. Это происходит потому, что «карточки» со значениями иностранных слов находятся «дальше» и используются реже. Кстати, на английском феномен называется tip-of-the-tongue («кончик языка» — примерно так же, как и на русском).
Кто изучал это явление?
Впервые этот вопрос описал Уильям Джеймс в книге «Принципы психологии». Он не выделял его в отдельный объект для изучения, а просто объяснил как «имя, которое не соответствует своей форме».
Непосредственно как предмет научного исследования феномен «на кончике языка» первым начали изучать Роджер Браун и Дэвид Макнил из Гарвардского университета в 1966 году. Они собирали добровольцев, называли им какое-то слово, а чуть позже просили повторить. Некоторые из участников забывали слово и пытались его описать — через значение, отдельные звуки, буквы, слоги и так далее.
В 1976 году исследования продолжили Ашер Кориат и Израэль Либлих, израильские ученые. Они объясняли феномен нарушением доступа не к одному слову, а вообще ко всей информации, которая с ним связана, «подсказкам», которые потенциально могут «достать» нужную форму из сознания человека.
Совет редакции SM: как не забывать английские слова?
Конечно, полностью проигнорировать феномен «на кончике языка» не получится: этого не даст сделать наш собственный мозг. Но можно минимизировать его присутствие. Мы уже писали о том, что такое кривая забывания Эббингауза и почему она помогает запоминать информацию эффективнее. На основе этого принципа работает приложение от Skyeng.
с приложением Skyeng
Программа позволяет выбрать только ту лексику, которая нужна именно вам. Приложением можно пользоваться бесплатно первые 14 дней вне зависимости от того, учитесь вы в Skyeng или нет. А для студентов оно бесплатное всегда. В общем, установите его себе на смартфон и попробуйте учить слова новым способом. Впечатлениями можно делиться по адресу magazine@skyeng.ru.