Школа, если ты ее закончил, возвращается к тебе вместе с появлением детей. И порой там ждет много сюрпризов: инклюзивные школы, дистанционное обучение и даже астрономия. Разбираемся, что изменилось в школьном образовании за 10 лет и как это отражается на нас и наших детях.
Появились новые предметы
Теперь дети изучают астрономию и играют в шахматы. Астрономия с 2018 года есть во всех школах, шахматы — во всех началках Москвы и во многих регионах. Подготовкой учителей по шахматам занималось Министерство просвещения и его партнеры. Из-за дополнительных предметов нагрузка на детей не выросла: шахматами в большинстве регионов занимаются в рамках дополнительного образования, на астрономию выделили время в курсе физики.
Что это значит для меня и ребенка?
Астрономия и шахматы — интересные предметы, ребенок легко может в них влюбиться. Теперь можно не отдавать ребенка в шахматную секцию, а играть в шахматы в школе и даже получить детский разряд. И вообще естественнонаучное образование никогда не будет вредным, даже для гуманитария.
Школа становится цифровой
«Цифровая школа» — один из подпроектов нацпроекта «Образование». Власти пытаются оснастить техникой и доступом в интернет все российские школы. Чем больше в школах технологий, тем больше дистанционного обучения, тем больше гаджетов задействовано на уроках.
Детям, выросшим в 21 веке, сложно без гаджетов. С электронными учебниками, интерактивными досками и мобильными приложениями проще изучать предметы. Иногда для этого даже не нужен учитель — дети сами интуитивно разбираются в интерфейсе и понимают, что от них просят.
Что это значит для меня и ребенка?
Как минимум, можно не ругать детей за гаджеты. Как максимум, можно превратить интерес к гаджетам в профессию — программисты и инженеры будут нужны всегда. Кроме того, уже сейчас появляются новые профессии на стыке информационных технологий и других областей: от медицины до строительства. Биоинформатик, кибертехник, цифровой лингвист — новые профессии будущего.
А можно уже начать активно использовать гаджеты в личном образовании. Например, учить английский в телефоне. Или играть в шахматы онлайн. В школе Skysmart так можно — ребенку точно понравится.
Школы становятся инклюзивными
Сейчас министерство просвещения реализует национальный проект «Образование». Один из его подпроектов — создание инклюзивной среды, в которой могут заниматься дети с разными образовательными потребностями. Чтобы всем детям было хорошо, строят новые школы и переоборудуют старые.
Кроме того, вводят новые профессии в школьный штат. Например, появляются тьюторы, задача которых помогать «особым» детям на уроках.
Что это значит для меня и ребенка?
Если вашему ребенку нужен тьютор, то сейчас легче его получить. Если не нужен, ребенок сможет научиться жить и работать с разными детьми, заодно прокачав такие качества, как толерантность и доброе отношение к товарищам, независимо от различий.
Меняются ЕГЭ и ОГЭ
В ОГЭ добавили изложение по русскому языку и в целом в экзамене стало больше практики. В ЕГЭ добавили сочинение по русскому языку и литературе — теперь его нужно писать, чтобы получить допуск к основным экзаменам. Кроме того, министерство пытается убрать тестовую часть и внедрить устную, но пока тщетно. А еще подумывают сделать историю и иностранный язык обязательными экзаменами, но пока тоже безрезультатно.
Что это значит для меня и ребенка?
Сочинение и изложение коснутся каждого — это значит, что нужно быть готовым. Впадать в панику и заставлять первоклассника отрабатывать структуру письма перебор, но вот больше читать и тренироваться писать тексты с простым к сложным — вполне разумно.
Стало больше общественной экспертизы
Министерство просвещения все чаще обращается к родителям и педагогам за экспертизой учебников или стандартов. Контакт с экспертами и родителями помогает министерству получить обратную связь. Хотя никто не обещает, что все мнения учтут, но случаи все-таки есть. Например, с помощью экспертов и шумихи в профильных сообществах удалось отсрочить внедрение новых образовательных стандартов — они были слишком «сырыми» и их отправили на доработку.
Что это значит для меня и ребенка?
Теперь можно заранее изучить документы, которые предлагает Министерство просвещения: высказать свое мнение и подготовиться к возможным изменениям — хотя бы морально.
Быть в курсе всех изменений, получать мнения экспертов по спорным вопросам образования и развития детей поможет бесплатная рассылка для родителей. Оставьте почту и получайте письма раз в неделю по субботам.
Меняются образовательные стандарты
Вообще, стандарты в нашей стране обновляются каждые 10 лет. Сейчас ученики начальных классов занимаются по новым стандартам, а для 5–9 и 10–11 классов пока не утвердили новые правила.
Педагоги опасаются, что новые стандарты будут хуже. Например, в еще работающих правилах, есть три вида результатов, к которым должны прийти дети. Предметные результаты связаны с содержанием конкретной учебной дисциплины: на математике дети учатся решать уравнения, на русском языке тренируют падежи и склонения, на английском — времена глаголов.
Метапредметные результаты касаются общеучебных умений и развиваются на всех предметах сразу. Например, искать информацию ребенок учится и на истории, и на физике. Личностные результаты развиваются также везде и касаются духовного развития ребенка. В текущих стандартах указаны эти результаты, но достигать их можно по-разному — есть примерный план, но содержанием каждый учитель наполняет его самостоятельно.
В новых стандартах сначала были плохо прописаны метапредметные результаты, но это исправили. Затем оказалось, что у всех учителей будет единый подход к содержанию предмета и ни шага в сторону. Например, на уроках литературы все должны будут изучать книги из списка, составленного Министерством просвещения, вольностей не допускается. Но это только проект — пока стандарты тщательно обсуждают и может все же сделают хорошо.
Что мне с этого?
Быть готовым к изменениям, но не паниковать. Дети быстрее привыкают к изменениям, чем учителя и родители.