Английский для одних компаний жизненная необходимость, для других – блажь, на которую жалко тратить корпоративный бюджет. Аналитики Skyeng решили выяснить, как российские фирмы обучают сотрудников английскому и какой эффект такая учеба оказывает на бизнес.
Исследователи опросили представителей ста российских компаний. Опрос проводился с мая по сентябрь 2018 года. Участвовали сотрудники, которые прямо или косвенно влияют на решение об обучении команды — HR-менеджеры, HR-директора, руководители подразделений. Большинство участников работают в сферах IT и услуг для бизнеса.
Учить или не учить?
Больше 54% опрошенных рассказали, что у них в компании организовано обучение английскому. Как правило, фирмы задумываются о корпоративном английском, если у бизнеса есть прямая потребность в этом (появились англоязычные клиенты или началась подготовка к выходу на зарубежный рынок). Вторая причина — это расширение обязанностей конкретного сотрудника: например, он начинает работать с иностранными информационными источниками или новым оборудованием.
Порой компании организуют для всех желающих сотрудников занятия, даже если это не принесет пользы работе. «Закрывая эту потребность, компания получает отличный инструмент для мотивации персонала», — говорит директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.
Но все-таки нецелесообразность для бизнеса — главная причина отказа от обучения. Еще английский не нужен фирмам, если они изначально нанимают людей, владеющих языком на высоком уровне. Несмотря на то, что найти специалистов с хорошим английским нелегко, так делают 38% опрошенных компаний.
Но не всем компаниям критически необходимы сотрудники с Advanced. «Мы нанимаем людей с хорошим техническим английским. При этом нам не так важна грамматика: если работник вместо I am doing it right now употребил I do it right now, это не конец света», — говорит один из участников опроса.
Плата и мотивация
Почти в половине случаев компания полностью оплачивает обучение, еще в 40% компенсирует сотрудникам часть расходов. По мнению Кирилла Фомичева (основателя компаний Marketarts и агентства сквозной аналитики «Точно»), сотрудник должен оплачивать хотя бы 30% расходов на учебу. Это повышает ценность курсов и ответственность за результат.
Данную мысль подтверждает практика некоторых компаний, например, ICL Services. Там придумали заключать с учениками специальный договор. По его условиям сотрудник, не выполнивший учебные KPI, возмещает расходы на свое обучение. После введения такой непопулярной меры процент тех, кто выполняет нормы, вырос с 45% до 85%.
С эффективностью этих мер согласны не все. Например, Наталья Фефилова из 404 Group считает, что все зависит от сотрудника. Для кого-то сам факт обучения от компании — уже отличная мотивация и вариант поощрения, поэтому не всегда нужно заставлять людей вкладывать свои деньги. Но для тех, кому бюджет не позволяет обучить всех желающих, частичная оплата — неплохой выход из ситуации.
Офлайн против онлайна
Самым популярным остается традиционный формат офлайн-обучения в группах: его выбрали 64% тех, кто учит сотрудников английскому. Считается, что групповые занятия дешевле и, к тому же, экономят время. Еще такой формат привычнее для самих сотрудников.
Но важно уточнить: больше 70% тех, кто прекратил учить сотрудников английскому, тоже изначально выбирали групповые занятия. Прекратить их пришлось потому, что работникам было сложно собираться, а куратору — организовывать и поддерживать курсы. Часто сотрудники с энтузиазмом начинают учиться, но потом что-то ломается: им не подходит график, они отстают от программы или не успевают попрактиковаться на групповом занятии. Поэтому со временем группы распадаются.
Что касается онлайн-обучения, его выбрали лишь 20% тех, кто учит сотрудников сейчас, и только 9% тех, кто обучал сотрудников в прошлом. Многие не задумываются об этом формате учебы или не совсем понимают, какие возможности он дает. К тому же большинству сотрудников привычнее сидеть за партой и учиться по старой схеме. Есть и те, кто принципиально против онлайна, потому что не верит в его эффективность.
Но оптимистичных мнений тоже достаточно. Надежда Бондарева из Linxdatacenter считает, что людям нужно просто дать время: «У большинства пока просто нет привычки к онлайн-обучению. По мере развития удаленного формата общения в разных областях жизни и к обучению в этом виде станут относиться спокойнее».
Кто обучает
Если в противостоянии онлайна и офлайна преимущество пока на стороне последнего, то среди подрядчиков явных лидеров нет. Компании любят работать и со школами английского, и с частными преподавателями. Немало тех, кто нанимает таких сотрудников в штат.
Например, в ICL Services постепенно вырастили языковой центр полного цикла с собственными процедурами вступительного тестирования и проверки прогресса. А вот в REG.RU предпочитают внешних подрядчиков: у каждого отдела в компании есть свой бюджет на внешнее обучение, который можно использовать и для изучения английского языка. Преподавателя и способ обучения сотрудник выбирает сам.
Мы спросили, по каким критериям компании выбирают подрядчика для занятий английским. Главными из них оказались:
Как правило, с гибкостью графика и методики все не так просто. Например, Елена Винокурцева из Youscan рассказала, что компании пришлось сменить шесть репетиторов, чтобы найти подходящего: «Большинство учителей работают по устаревшей программе, не готовы к диалогу и любят типичный “школьный” подход – я знаю, как учить, а ваше дело слушать. Нам же нужен был активный и гибкий преподаватель, разбирающийся в нашей отрасли».
Важно выбирать учителей не только по уровню языка и корочкам. Например, в Skyeng обязательно проверяют, насколько учитель владеет методиками, умеет ли он разговорить ученика, мотивировать, найти подход к каждому. К тому же, здесь все время следят за повышением квалификации учителей и состоянием их английского — он остается живым и современным. А вот гарантировать качество частных педагогов уже не так просто.
Как оценить результат
Конечно, обучение команды в первую очередь должно приносить пользу бизнесу. Но все оценивают эффект по-разному. 77% опрошенных считают, что благодаря английскому компания становится более инновационной. 65% согласились, что английский влияет на рост прибыли.
Именно бизнес-метрики часто помогают оценить, удалось ли построить эффективную систему учебы. Это возможность сотрудников работать в международных командах, количество продаж иностранных партнерам, поддержка иностранного клиента, привлечение зарубежных инвестиций и другие показатели. Все зависит от того, ради чего обучение было задумано.
А вот Надежда Бондарева из Linxdatacenter считает, что четких метрик и конкретных KPI в этом вопросе быть не может. «Скорее, можно говорить о росте качества коммуникаций на всех уровнях и направлениях. Работа с технической документацией в оригинале, экономия на переводчиках в личном общении — все это трудно посчитать, но невозможно переоценить. Обучаясь языку, сотрудники помогают не только своей карьере, но и оптимизируют работу компании в целом».
Обучение английскому положительно влияет и на бренд работодателя. Большинство опрошенных согласны, что компании, которые учат сотрудников английскому, более привлекательны для соискателей.
Елена Винокурцева из Youscan рассказывает, что после начала курсов стало легче привлечь в команду тех, кто уже поработал в международных компаниях или за рубежом. Для таких кандидатов обычно очень важным является постоянное поддержание уровня языка. Кирилл Фомичев из агентства «Точно» заметил рост лояльности: «Мои сотрудники начали изучать английский язык полгода назад по своему желанию. Первые результаты показывают, что они стали чувствовать себя увереннее, думают, что работодатель их выделяет — для них это важно».
Самим компаниям важно организовать учебный процесс так, чтобы он приносил пользу бизнесу, и правильно оценить его результаты. Чтобы тратить на организацию минимум времени и получать прозрачную отчетность об успехах сотрудников, попробуйте корпоративный английский в Skyeng. Запишитесь на бесплатный тест-драйв, чтобы понять, подходит ли вам такой формат.