Английский для одних компаний жизненная необходимость, для других – блажь, на которую жалко тратить корпоративный бюджет. Аналитики Skyeng решили выяснить, как российские фирмы обучают сотрудников английскому и какой эффект такая учеба оказывает на бизнес.
Исследователи опросили представителей ста российских компаний. Опрос проводился с мая по сентябрь 2018 года. Участвовали сотрудники, которые прямо или косвенно влияют на решение об обучении команды — HR-менеджеры, HR-директора, руководители подразделений. Большинство участников работают в сферах IT и услуг для бизнеса.
![Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому](https://cdn-user84632.skyeng.ru/shared/2018/11/info0.png)
Учить или не учить?
Больше 54% опрошенных рассказали, что у них в компании организовано обучение английскому. Как правило, фирмы задумываются о корпоративном английском, если у бизнеса есть прямая потребность в этом (появились англоязычные клиенты или началась подготовка к выходу на зарубежный рынок). Вторая причина — это расширение обязанностей конкретного сотрудника: например, он начинает работать с иностранными информационными источниками или новым оборудованием.
![Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому](https://cdn-user84632.skyeng.ru/shared/2018/11/info1.png)
Порой компании организуют для всех желающих сотрудников занятия, даже если это не принесет пользы работе. «Закрывая эту потребность, компания получает отличный инструмент для мотивации персонала», — говорит директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.
Но все-таки нецелесообразность для бизнеса — главная причина отказа от обучения. Еще английский не нужен фирмам, если они изначально нанимают людей, владеющих языком на высоком уровне. Несмотря на то, что найти специалистов с хорошим английским нелегко, так делают 38% опрошенных компаний.
![Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому](https://cdn-user84632.skyeng.ru/shared/2018/11/info2.png)
Но не всем компаниям критически необходимы сотрудники с Advanced. «Мы нанимаем людей с хорошим техническим английским. При этом нам не так важна грамматика: если работник вместо I am doing it right now употребил I do it right now, это не конец света», — говорит один из участников опроса.
![](https://cdn-user30887.skyeng.ru/uploads/524-228-1-653fa466e143c718055641.png)
Плата и мотивация
Почти в половине случаев компания полностью оплачивает обучение, еще в 40% компенсирует сотрудникам часть расходов. По мнению Кирилла Фомичева (основателя компаний Marketarts и агентства сквозной аналитики «Точно»), сотрудник должен оплачивать хотя бы 30% расходов на учебу. Это повышает ценность курсов и ответственность за результат.
![Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому](https://cdn-user84632.skyeng.ru/shared/2018/11/info3.png)
Данную мысль подтверждает практика некоторых компаний, например, ICL Services. Там придумали заключать с учениками специальный договор. По его условиям сотрудник, не выполнивший учебные KPI, возмещает расходы на свое обучение. После введения такой непопулярной меры процент тех, кто выполняет нормы, вырос с 45% до 85%.
С эффективностью этих мер согласны не все. Например, Наталья Фефилова из 404 Group считает, что все зависит от сотрудника. Для кого-то сам факт обучения от компании — уже отличная мотивация и вариант поощрения, поэтому не всегда нужно заставлять людей вкладывать свои деньги. Но для тех, кому бюджет не позволяет обучить всех желающих, частичная оплата — неплохой выход из ситуации.
Офлайн против онлайна
Самым популярным остается традиционный формат офлайн-обучения в группах: его выбрали 64% тех, кто учит сотрудников английскому. Считается, что групповые занятия дешевле и, к тому же, экономят время. Еще такой формат привычнее для самих сотрудников.
![Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому](https://cdn-user84632.skyeng.ru/shared/2018/11/info4.png)
Но важно уточнить: больше 70% тех, кто прекратил учить сотрудников английскому, тоже изначально выбирали групповые занятия. Прекратить их пришлось потому, что работникам было сложно собираться, а куратору — организовывать и поддерживать курсы. Часто сотрудники с энтузиазмом начинают учиться, но потом что-то ломается: им не подходит график, они отстают от программы или не успевают попрактиковаться на групповом занятии. Поэтому со временем группы распадаются.
Что касается онлайн-обучения, его выбрали лишь 20% тех, кто учит сотрудников сейчас, и только 9% тех, кто обучал сотрудников в прошлом. Многие не задумываются об этом формате учебы или не совсем понимают, какие возможности он дает. К тому же большинству сотрудников привычнее сидеть за партой и учиться по старой схеме. Есть и те, кто принципиально против онлайна, потому что не верит в его эффективность.
Но оптимистичных мнений тоже достаточно. Надежда Бондарева из Linxdatacenter считает, что людям нужно просто дать время: «У большинства пока просто нет привычки к онлайн-обучению. По мере развития удаленного формата общения в разных областях жизни и к обучению в этом виде станут относиться спокойнее».
Кто обучает
Если в противостоянии онлайна и офлайна преимущество пока на стороне последнего, то среди подрядчиков явных лидеров нет. Компании любят работать и со школами английского, и с частными преподавателями. Немало тех, кто нанимает таких сотрудников в штат.
Например, в ICL Services постепенно вырастили языковой центр полного цикла с собственными процедурами вступительного тестирования и проверки прогресса. А вот в REG.RU предпочитают внешних подрядчиков: у каждого отдела в компании есть свой бюджет на внешнее обучение, который можно использовать и для изучения английского языка. Преподавателя и способ обучения сотрудник выбирает сам.
Мы спросили, по каким критериям компании выбирают подрядчика для занятий английским. Главными из них оказались:
![Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому](https://cdn-user84632.skyeng.ru/shared/2018/11/info5.png)
Как правило, с гибкостью графика и методики все не так просто. Например, Елена Винокурцева из Youscan рассказала, что компании пришлось сменить шесть репетиторов, чтобы найти подходящего: «Большинство учителей работают по устаревшей программе, не готовы к диалогу и любят типичный “школьный” подход – я знаю, как учить, а ваше дело слушать. Нам же нужен был активный и гибкий преподаватель, разбирающийся в нашей отрасли».
Важно выбирать учителей не только по уровню языка и корочкам. Например, в Skyeng обязательно проверяют, насколько учитель владеет методиками, умеет ли он разговорить ученика, мотивировать, найти подход к каждому. К тому же, здесь все время следят за повышением квалификации учителей и состоянием их английского — он остается живым и современным. А вот гарантировать качество частных педагогов уже не так просто.
Как оценить результат
Конечно, обучение команды в первую очередь должно приносить пользу бизнесу. Но все оценивают эффект по-разному. 77% опрошенных считают, что благодаря английскому компания становится более инновационной. 65% согласились, что английский влияет на рост прибыли.
Именно бизнес-метрики часто помогают оценить, удалось ли построить эффективную систему учебы. Это возможность сотрудников работать в международных командах, количество продаж иностранных партнерам, поддержка иностранного клиента, привлечение зарубежных инвестиций и другие показатели. Все зависит от того, ради чего обучение было задумано.
А вот Надежда Бондарева из Linxdatacenter считает, что четких метрик и конкретных KPI в этом вопросе быть не может. «Скорее, можно говорить о росте качества коммуникаций на всех уровнях и направлениях. Работа с технической документацией в оригинале, экономия на переводчиках в личном общении — все это трудно посчитать, но невозможно переоценить. Обучаясь языку, сотрудники помогают не только своей карьере, но и оптимизируют работу компании в целом».
Обучение английскому положительно влияет и на бренд работодателя. Большинство опрошенных согласны, что компании, которые учат сотрудников английскому, более привлекательны для соискателей.
![Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому](https://cdn-user84632.skyeng.ru/shared/2018/11/info7.png)
Елена Винокурцева из Youscan рассказывает, что после начала курсов стало легче привлечь в команду тех, кто уже поработал в международных компаниях или за рубежом. Для таких кандидатов обычно очень важным является постоянное поддержание уровня языка. Кирилл Фомичев из агентства «Точно» заметил рост лояльности: «Мои сотрудники начали изучать английский язык полгода назад по своему желанию. Первые результаты показывают, что они стали чувствовать себя увереннее, думают, что работодатель их выделяет — для них это важно».
Самим компаниям важно организовать учебный процесс так, чтобы он приносил пользу бизнесу, и правильно оценить его результаты. Чтобы тратить на организацию минимум времени и получать прозрачную отчетность об успехах сотрудников, попробуйте корпоративный английский в Skyeng. Запишитесь на бесплатный тест-драйв, чтобы понять, подходит ли вам такой формат.