Вы хотите запустить свой проект или начать бизнес, но денег нет. Любители экстрима берут кредиты или продают почки. Вместе с нашими друзьями, краудфандинговой платформой Planeta.ru, предлагаем более безопасный способ найти деньги на свою мечту. Мы подготовили список фраз, которые пригодятся на краудфандинговых платформах.
Сrowdfunding (краудфандинг)
Крауд-кампания — это народный сбор средств на полезную идею, открытый на специальной интернет-площадке. Слово состоит из двух корней: crowd (толпа) и funding (финансирование). Авторы создают на платформах проекты, которые в краудфандинге называют campaigns. Когда вы решите запустить свою кампанию, обязательно напишите в соцсетях «I have launched a crowdfunding campaign. Let's bring this project to reality together» («Я запустил краудфандинговую кампанию. Давайте воплотим этот проект в реальность вместе!») и приложите к посту ссылку на свой проект, чтобы к нему могли присоединиться разные люди.
Тo support (поддерживать)
Когда речь идет о сборе средств, сразу приходит в голову слово donate (жертвовать). Забудьте о нем. Оно не имеет отношения к краудфандингу, если только вы не строите приют для бездомных котиков. В обращении к аудитории логичнее использовать support, ведь в краудфандинге спонсоры сотрудничают с вами на взаимовыгодных условиях, а не занимаются благотворительностью.
Повторим разницу в употреблении Present Perfect и Past Simple на примере этого слова. Past Simple используется для обозначения действия, которое произошло в определенное время в прошлом. Часто для уточнения этого момента в Past Simple используются слова yesterday, N days ago, last week, in 2016 и так далее. Например, если англоязычный друг решит поддержать вашу крауд-кампанию не только финансово, но и информационно, он может начать свой пост в фейсбуке так: «Yesterday I supported my friend`s crowdfunding campaign…» («Вчера я поддержал краудфандинговую кампанию моего друга...»).
В Present Perfect действие завершилось только к настоящему моменту или привязано к настоящему времени результатом этого действия: «I have just supported my friend`s crowdfunding campaign and have already received my digital reward!» («Я только что поддержал краудфандинговую кампанию моего друга и уже получил свое цифровое вознаграждение!»). В этом предложении человек уже поддержал проект и в результате получил вознаграждение. Слова just, already, yet, since, for могут подсказать, что где-то рядом скрывается Present Perfect.
Backers (спонсоры, участники, поддерживающие)
Слово backer перекочевало из английского в русский вместе с краудфандингом. Так называют участников крауд-кампании, которые получают за свой вклад что-то взамен. Чтобы избежать повторений этого слова в своих постах, можно использовать обращения supporters (как раз от глагола из прошлого подзаголовка), people who believe in my idea или patrons. Лучше не употреблять слова donor или contributor (жертвователь): мы уже выяснили, что краудфандинг — это не благотворительность. Неверным будет и слово investor, ведь инвесторы получают за свои вклады долю в компании или процент от прибыли, а участники крауд-кампаний — нефинансовые вознаграждения.
Rewards (вознаграждения)
Вознаграждения в краудфандинге бывают трех видов. Digital rewards (электронные вознаграждения) — как правило, это безвозмездные благодарности в разных вариациях: на сайте, в социальных сетях, имя в титрах и так далее. Intangible rewards (нематериальные вознаграждения) — это приглашения для участников на мероприятия, фотосессии, закрытые просмотры фильмов. Ну и наконец tangible rewards (материальные вознаграждения) часто работают по принципу pre-order (предзаказа). Если вы собираете деньги на книгу, самым логичным бонусом будет сама книга.
Почти на всех площадках есть опция pledge without a reward (поддержать без вознаграждения). На крупнейшей в мире краудфандинговой платформе Kickstarter рядом с этой кнопкой стоит призыв «Support the project for no reward, just because it speaks to you» («Поддержите проект не за вознаграждение, а просто потому, что вам близка эта идея»). Эту же фразу можно использовать и для своих проектов.
Early bird («ранняя пташка»)
В английском языке есть известная поговорка the early bird catches the worm. Ее ближайший русский аналог — «кто рано встает, тому бог подает», а дословный перевод звучит как «ранняя пташка ловит червяка». В краудфандинге «ранние пташки» ловят не червяков, а вознаграждения со скидками. Впрочем, проекты бывают разные, поэтому кому-то точно и червяки достаются.
Акция «ранние пташки» — маленькая хитрость, которая помогает расшевелить нерасторопных участников и мотивирует их поддерживать проект в числе первых. Вы можете сделать в проекте несколько вознаграждений со спецценой и написать «Become an early bird and get up to 50% on the final retail price» («Станьте “ранней пташкой” и купите товар вдвое дешевле, чем сможете потом в магазине).
Financial goal (финансовая цель)
У каждого крауд-проекта есть финансовая цель — деньги, которые нужно собрать с помощью участников. Большинство крауд-платформ работают по принципу all-or-nothing (все или ничего), то есть собранную сумму автор получает, только если на счетчике проекта 100%. В противном случае все деньги возвращаются аудитории. Отсюда важное правило краудфандинга: it's better to overachieve than underachieve (лучше пересобрать, чем недобрать). Поэтому многие авторы используют stretch goals («растянутые» или отложенные финансовые цели): ставят в проекте необходимый минимум, а в описании указывают, на что пойдут излишки.
Если вы тоже планируете так сделать, используйте в тексте условные предложения. Поскольку в данном случае речь идет о ситуациях, которые с большой вероятностью произойдут, нам подойдут the first conditional. А значит, воспользуемся формулой: if + Present Simple, … Future Simple: «If we achieve 200% of our goal, we will create an audio version of the book» (Если мы соберем вдвое больше необходимого, то создадим аудиоверсию книги).
To make a success of smth или make smth a success (добиться успеха в чем-либо или привести к успеху что-то)
Краудфандинг не приносит легких денег. Для сбора нужной суммы придется приложить много усилий: быть готовым много общаться, регулярно рассказывать о проекте в соцсетях и СМИ, работать со своим сообществом и расширять его, находить партнеров, придумывать информационные поводы. Чтобы люди вас поддержали, они должны в вас верить, а для этого в первую очередь вы сами должны верить в свой проект. В постах и тексте проекта важно быть позитивным. Хорошо заходят фразы типа «We believe that we can make our crowdfunding campaign a success with your participation» (Мы верим, что сможем привести кампанию к успеху с вашим участием).