Учить английский — это большая работа. То нужно сесть и разобраться в пассивном залоге, то повторить новые слова, то сделать домашку. Но мы любим откладывать важное на последний момент — и в итоге обязательно что-то не успеваем (а потом глупо оправдываемся перед учителем и собой). SM перевел статью лингвиста Элики Сью, которая смогла избавиться от прокрастинации и в разы облегчить свою жизнь.
У всех свои отношения с прокрастинацией. Стрессоустойчивые и те, кому клевок жареного петуха приятно щекочет нервы, лучше переносят ее последствия. Остальные, когда дедлайн стучится в двери, начинают ныть на тему того, почему же они не сделали все раньше. И все равно продолжают из раза в раз откладывать важные дела. Независимо от того, как близко вы знакомы с госпожой Прокрастинацией, сомневаюсь, что кому-то нравится ее непрошеное присутствие в жизни.
В прошлом я — заядлый прокрастинатор. Но в какой-то момент я так «нафаршировала» свое учебное расписание семинарами и занятиями, что у меня просто не осталось времени откладывать что-то на потом. Так я научилась организовывать свое время и стала лучше учиться. Когда все делаешь вовремя, можно расслабиться и не жить с висящим над головой дамокловым мечом в виде дедлайнов по учебе и работе. Когда не прокрастинируешь, чувствуешь, что гораздо круче со всем справляешься. Хватает времени и на вечеринки в выходные, и на маленькие радости в будни.
Вот несколько советов для тех, кто решил раз и навсегда покончить с прокрастинацией, стать более успешным и продуктивным.
1. Не усложняйте
Конечно, текущие задачи важны. Какие-то больше, какие-то меньше. Но все же эссе — это просто письменное рассуждение на заданную тему, а презентация — подготовленный заранее файл с небольшой сопроводительной речью. Когда мы думаем, что предстоит сделать нечто ужасное и невыполнимое, мы блокируем мозг и сеем ненужную панику. Не забывайте, что любое задание состоит из простых и понятных действий, которые вы уже много раз выполняли. Не усложняйте: так гораздо проще собраться с духом и приступить к делу.
2. Составьте расписание и разбейте его на части
Вместо того, чтобы все делать за один присест в последнюю минуту, спланируйте поэтапное выполнение задания. Возьмите календарь (можно сразу на несколько недель или месяцев) и распишите в нем все предстоящие дела, пометьте дедлайны.
Например, у вас есть неделя на выполнение задания, состоящего из пяти частей. Первый блок можно сделать сразу после того, как вы получили задание. Второй — на следующий день. Возможно, в какой-то из дней на вас нападет трудоголик, и вы сделаете сразу несколько частей. Это же так легко, Карл!
Так вас точно не начнет тошнить от монотонной работы. Так шаг за шагом вы придете к успеху. Глядя на календарь, вы всегда будете знать, сколько времени есть на выполнение той или иной задачи («Вот черт! До сдачи отчета осталось три недели, надо всю текучку закончить в ближайшие две, а в последнюю основательно засесть за отчет!»).
3. Начните с самого легкого
Самое сложное — начать, поэтому принимайтесь за самую легкую часть задания. У каждого она своя. Например, вы пишете статью, эссе или что-то по учебе. Вступительная часть всегда идет туго. Поэтому как только вы определились с идеей, набросайте план и начинайте с технической части: вводные данные, методология, цели и задачи, тезисы, предмет исследования и так далее. Вот часть задания и готова. Можно сделать колонку, куда будете записывать идеи, ключевые вопросы, возникающие по ходу работы.
Читайте также: Почему списки дел мешают нам учить английский. Хотя должны помогать
То же самое касается и заданий с дедлайном. Выберите самый легкий пункт задания, самый простой из предложенных вопросов и так далее. Скорее всего, что-то из этого вы уже знаете/делали раньше. Прочтите самый короткий раздел документа. В общем, сделайте хоть что-нибудь! Все равно надо начать, пусть и с мелочи.
4. Помогите себе — например, хорошей привычкой
Делайте то, что поможет вам не прокрастинировать. Например, я люблю старые добрые бумажные носители и терпеть не могу читать на компьютере. Я знаю эту свою особенность. Поэтому, когда получаю новый рабочий или учебный документ, сразу распечатываю и кладу на видное место. Каждый раз, натыкаясь на него взглядом, я думаю, что неплохо бы немного почитать. Иногда я кладу выделители текста или маркеры поверх страниц. Они лежат там как немой укор и настойчиво зовут читать, анализировать.
Делайте свою жизнь легче, создавайте привычки и ритуалы, заботьтесь о мелочах заранее. Тогда не получится оправдаться тем, что принтер далеко, а читать миллион страниц с компьютера вредно для глаз.
5. Подумайте о будущем
Еще одна мотивация стать более — облегчить себе жизнь в будущем. Представьте, как вы будете себе благодарны за то, что завершили работу вовремя, а не оставили все на последний момент. Представьте, как здорово будет в следующие выходные просто тусоваться с друзьями или поехать в небольшое путешествие вместо того, чтобы спешно доделывать, дописывать и дорешивать то, что можно было сделать на неделе. Мне приходилось слышать, мол, с чего ты такая ответственная и все успеваешь? Ответ прост: я всего лишь хочу облегчить жизнь себе будущей.
Если у вас есть другие действенные способы бороться с прокрастинацией, обязательно напишите нам о них на почту magazine@skyeng.ru. Из самых лучших советов мы обязательно соберем новый текст, который поможет читателям стать лучше. Кстати, если хотели давно заняться английским языком, хватит откладывать и искать отговорки — просто запишитесь на бесплатный вводный урок в Skyeng. Методист поможет вам составить личный план эффективного развития и найти правильную мотивацию.