С английским бывает так: слова не учатся, грамматика не понимается, речь не ставится — и порой кажется, что языки вам «не даются». Хочется все бросить и найти занятие поприятнее. Но истинная причина нелюбви к языкам может крыться в одной из проблем, которые мы описали ниже. Возможно, вы найдете среди них свою — а это уже большой шаг на пути к исправлению.
1. Не подходит преподаватель
Что не так. Сразу и не скажешь! Казалось бы, преподаватель подробно объясняет, упражнения дает, день недели и число-месяц в начале занятий спрашивает — но не идет. Все равно ничего непонятно.
Как преодолеть. Здесь два пути: вы можете продолжить попытки учиться с неподходящим преподавателем и топтаться на месте или поменять его на другого. И подходите к выбору учителя со всей серьезностью, присмотритесь к стилю общения, реакции на ваши неудачи и общему настроению. Помните, тот, кто подошел вашему другу, не обязательно подойдет вам.
В Skyeng тщательно подбирают преподавателя, чтобы он помогал достигать именно тех целей, с которыми ученик пришел в школу. Но даже если будет несовпадение (такое тоже бывает), преподавателя легко заменить. Чтобы узнать, как проходят занятия в нашей школе, записывайтесь на вводный урок.
2. Заковыристые темы
Что не так. Возьмем, например, Present Perfect. В русском не существует такого времени, как настоящее совершенное. Поэтому разобраться в его использовании, не сломав себе мозг, — дело непростое.
Подавленные, вы приходите к своему преподавателю. Он объясняет тему и так и эдак, а вы все равно не понимаете. Преподаватель пожимает плечами, а вы уходите с глубоким убеждением, что никогда не сможете разобраться в этой теме. А раз она вам не дается — значит, не дается и английский.
Как преодолеть? Используйте совет из пункта выше: попросите помощи у другого преподавателя или у друга, который уже освоил проблемную тему и может объяснить ее понятными словами. Вообще умение объяснять — это маркер хорошего учителя — он будет раскладывать тему столько раз, сколько вам надо. Другими словами, другими методами и подходами. Он вас не оставит до тех пор, пока не получится.
3. Проблемы с вокабуляром
Что не так. Согласно гипотезе критического периода, начинать учить иностранный язык лучше всего до 12 лет. Считается, что до этого возраста мозг развивается наиболее активно, что позволяет щелкать иностранные языки как орешки. Ребенок открыт новым знаниям и впитывает их как губка.
В более позднем возрасте приходится перестраивать свой мозг и запоминать, что biscuit — это не бисквит, а печенье. Заучивать бесконечное количество слов готовы не все: нет времени, слишком сложно, как-нибудь само. А потом, когда под рукой нет онлайн-переводчика, не получается построить даже элементарную фразу. Такими темпами желание продолжать учить язык быстро пропадает. Но это вовсе не значит, что взрослые обучаемы хуже детей, — иначе сейчас не набирала бы популярность концепция life-long learning.
Как преодолеть. Во-первых, не лениться. Заведите ежедневник и отметьте дни и часы, которые вы будете посвящать только английскому. Пропускать нельзя — получите минус в карму. Если вас мотивируют приятные бонусы, начните заниматься в специальных приложениях — бесконечные уведомления о пропущенных занятиях точно не позволят вам расслабиться.
А во-вторых, попробуйте использовать различные лайфхаки и советы тех, кто тоже изучает английский. Они точно знают, что вы чувствуете. Или возьмите на вооружение мнемотехнику, которая помогает запоминать слова путем ассоциаций.
4. Боязнь устного общения
Что не так. Выучив теорию и позанимавшись с преподавателем, заговорить на английском с иностранцем оказывается не так просто, как кажется. Вот так попросите помощи у прохожего в Лондоне, поблагодарите словами «Thanks, you’re a good person!», а вас засмеют. Потому что не [пёрсон], а [пёршон]. Шотландец вам попался. Вроде ничего страшного, с кем не бывает. Но осадочек-то остался.
Как преодолеть? Чтобы у вас не развилась боязнь общения на иностранном, следуйте нескольким советам:
- Не бойтесь ошибаться. Вы — не носитель, а значит вам прощаются даже элементарные ошибки. В конце концов, цель любой коммуникации — донести свою мысль до собеседника и достичь взаимопонимания. А это возможно, даже если вы забыли добавить -s на конце глагола в третьем лице единственного числа.
- Не обращайте внимание на свое произношение. Правильная речь при регулярном общении с носителем выстроится сама собой.
- Не торопитесь. Ваш собеседник может говорить быстро, проглатывая и сокращая слова так, как это принято в устной речи. Но вы только учитесь, а значит нужно дать себе время привыкнуть и говорить в том темпе, который вам комфортен.
- Не стесняйтесь переспрашивать. Sorry, what did you say? (извини, что ты сказал?), Come again? (повтори еще раз), I didn’t quite catch that (я не очень уловил этот момент). Как мы уже говорили, главное — чтобы собеседники друг друга поняли. Поэтому отбросьте стеснение и переспросите, если вам что-то непонятно.
- Не забывайте тренироваться. Слушайте аудиокниги, смотрите фильмы, читайте тексты песен — и воспроизводите тексты вслух. Так вы научитесь звучать правильно и перестанете стесняться собственного голоса. А если не знаете, с чего начать, — скачивайте личный план для изучения английского по фильмам от методистов Skyeng.
5. Отсутствие практики
Что не так? Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Нет практики — нет удовольствия от изучения языка и результата. А еще вы можете попасть впросак, использовав в разговоре устаревшее выражение: например, «it is raining cats and dogs» (льет как из ведра). Сразу видно, кто здесь boomer (старикан).
Как преодолеть. Мы понимаем, что не у всех есть возможность путешествовать. По крайней мере, физически. Но ведь можно путешествовать и виртуально! Общайтесь с иностранцами в соцсетях, онлайн-играх и приложениях для переписки.
Но если вам все-таки хочется живого общения, а накопленных сбережений не хватает — попробуйте подать заявку на стажировку, которых сейчас очень много. Некоторые из них готовы покрыть расходы не только на ваше проживание, но и на перелет. Мы регулярно публикуем подборки стажировок — так что подписывайтесь на нас в телеграме, чтобы не пропускать их.