Итальянский язык с его мелодичностью и певучестью привлекает многих, но когда дело доходит до неправильных глаголов, даже опытные студенты часто теряются. Самые употребительные глаголы — essere, avere, fare — именно те, что спрягаются нестандартно! Я собрала топ-50 неправильных глаголов в presente indicativo, которые станут надёжным фундаментом вашей грамматики. Овладейте ими — и сможете выразить практически любую мысль в настоящем времени, избегая неловких ошибок и звуча как настоящий итальянец. 🇮🇹
Освоить неправильные глаголы самостоятельно бывает непросто — нужна система и регулярная практика с носителями. Курсы итальянского языка онлайн от Skyeng предлагают структурированный подход к изучению сложной грамматики с упором на разговорную практику. Преподаватели-носители помогут разобраться в нюансах спряжения неправильных глаголов, поставят правильное произношение и дадут эффективные мнемонические приёмы для запоминания исключений.
Что такое неправильные глаголы в итальянском языке
Неправильные глаголы (verbi irregolari) в итальянском языке — это глаголы, которые при спряжении в настоящем времени (presente indicativo) не следуют стандартным правилам, характерным для трёх основных групп глаголов с окончаниями -are, -ere и -ire. В отличие от правильных глаголов, где достаточно отбросить инфинитивное окончание и добавить соответствующее личное окончание, неправильные глаголы меняют свою основу или используют уникальные окончания.
Основные характеристики итальянских неправильных глаголов:
- Изменение корня — например, глагол andare (идти) меняет основу на vad- в некоторых лицах: io vado (я иду)
- Чередование гласных в основе — например, в глаголе morire (умирать) происходит чередование o/uo: io muoio (я умираю)
- Использование необычных окончаний — например, в глаголе dire (говорить): io dico (я говорю)
- Полная нерегулярность — как в случае с essere (быть) или avere (иметь), формы которых нужно просто запомнить
В итальянском языке насчитывается более 500 неправильных глаголов, но лишь несколько десятков из них используются в повседневной речи. Примечательно, что самые частотные глаголы часто оказываются неправильными — это явление характерно для многих романских языков.
Тип нерегулярности | Пример глагола | Первое лицо ед. числа | Перевод |
Изменение корня | andare | io vado | я иду |
Чередование гласных | tenere | io tengo | я держу |
Необычные окончания | uscire | io esco | я выхожу |
Полная нерегулярность | essere | io sono | я есть |
Несмотря на кажущуюся сложность, большинство неправильных глаголов имеют определённые закономерности. Например, глаголы с основой -durre (produrre, tradurre, condurre) спрягаются похожим образом. Знание этих паттернов существенно облегчает освоение итальянской грамматики.
Особенности спряжения топ-50 неправильных глаголов
Рассмотрим подробно спряжение 50 самых употребительных неправильных глаголов в итальянском языке. Для удобства я сгруппировала их по типу нерегулярности и частоте использования. Начнем с самых базовых.
Базовая тройка фундаментальных глаголов
- essere (быть): io sono, tu sei, lui/lei è, noi siamo, voi siete, loro sono
- avere (иметь): io ho, tu hai, lui/lei ha, noi abbiamo, voi avete, loro hanno
- fare (делать): io faccio, tu fai, lui/lei fa, noi facciamo, voi fate, loro fanno
Глаголы с изменением корня
- andare (идти): io vado, tu vai, lui/lei va, noi andiamo, voi andate, loro vanno
- dare (давать): io do, tu dai, lui/lei dà, noi diamo, voi date, loro danno
- stare (находиться): io sto, tu stai, lui/lei sta, noi stiamo, voi state, loro stanno
- dire (говорить): io dico, tu dici, lui/lei dice, noi diciamo, voi dite, loro dicono
- venire (приходить): io vengo, tu vieni, lui/lei viene, noi veniamo, voi venite, loro vengono
Глаголы с чередованием e/ie
- tenere (держать): io tengo, tu tieni, lui/lei tiene, noi teniamo, voi tenete, loro tengono
- venire (приходить): io vengo, tu vieni, lui/lei viene, noi veniamo, voi venite, loro vengono
Глаголы с чередованием o/uo
- morire (умирать): io muoio, tu muori, lui/lei muore, noi moriamo, voi morite, loro muoiono
- potere (мочь): io posso, tu puoi, lui/lei può, noi possiamo, voi potete, loro possono
- volere (хотеть): io voglio, tu vuoi, lui/lei vuole, noi vogliamo, voi volete, loro vogliono
Анна Соколова, преподаватель итальянского языка с 12-летним опытом
Однажды ко мне на курс пришла студентка Марина, которая даже после полугода изучения языка категорически отказывалась использовать неправильные глаголы в речи. Она построила целую систему, чтобы избегать andare, preferire, volere и другие частотные глаголы! Например, вместо "Voglio andare al cinema" (Я хочу пойти в кино) она говорила "È necessario per me visitare il cinema" (Мне необходимо посетить кино).
Мы начали работу с визуализации. Для каждого неправильного глагола Марина создавала яркую историю-ассоциацию. Для глагола "tenere" (держать) с его формой "io tengo" она представляла, как держит в руках тенго – воображаемую аргентинскую монету. Для "vengo" (я прихожу) – воображала себя ВЕНГром, приходящим в гости.
Через месяць таких упражнений она не только перестала бояться неправильных глаголов, но и начала использовать их более точно, чем многие другие студенты. Главный урок: не избегайте сложностей в языке, а создавайте с ними эмоциональную связь.
Еще 15 важнейших неправильных глаголов для использования в повседневной речи:
- bere (пить): io bevo, tu bevi, lui/lei beve, noi beviamo, voi bevete, loro bevono
- dovere (должен): io devo, tu devi, lui/lei deve, noi dobbiamo, voi dovete, loro devono
- sapere (знать): io so, tu sai, lui/lei sa, noi sappiamo, voi sapete, loro sanno
- uscire (выходить): io esco, tu esci, lui/lei esce, noi usciamo, voi uscite, loro escono
- vedere (видеть): io vedo, tu vedi, lui/lei vede, noi vediamo, voi vedete, loro vedono
- piacere (нравиться): mi piace/piacciono (используется в 3-м лице)
- rimanere (оставаться): io rimango, tu rimani, lui/lei rimane, noi rimaniamo, voi rimanete, loro rimangono
- scegliere (выбирать): io scelgo, tu scegli, lui/lei sceglie, noi scegliamo, voi scegliete, loro scelgono
- tradurre (переводить): io traduco, tu traduci, lui/lei traduce, noi traduciamo, voi traducete, loro traducono
- porre (класть): io pongo, tu poni, lui/lei pone, noi poniamo, voi ponete, loro pongono
- trarre (извлекать): io traggo, tu trai, lui/lei trae, noi traiamo, voi traete, loro traggono
- salire (подниматься): io salgo, tu sali, lui/lei sale, noi saliamo, voi salite, loro salgono
- vivere (жить): io vivo, tu vivi, lui/lei vive, noi viviamo, voi vivete, loro vivono
- leggere (читать): io leggo, tu leggi, lui/lei legge, noi leggiamo, voi leggete, loro leggono
- mettere (класть): io metto, tu metti, lui/lei mette, noi mettiamo, voi mettete, loro mettono
Важно обратить внимание на особые черты спряжения некоторых глаголов. Например, глагол "piacere" (нравиться) в итальянском имеет особую конструкцию: не "я люблю пиццу", а буквально "мне нравится пицца" (mi piace la pizza) или "мне нравятся спагетти" (mi piacciono gli spaghetti).
Также следует помнить, что многие производные глаголы (с приставками) спрягаются так же, как и базовые: например, rifare спрягается как fare, contenere как tenere. 🔄

Группы неправильных глаголов в presente indicativo
Для более эффективного изучения неправильных глаголов в presente indicativo полезно классифицировать их по группам со схожими паттернами спряжения. Такой подход значительно упрощает процесс запоминания и применения этих глаголов в речи.
Группа глаголов | Особенности спряжения | Примеры |
Группа -durre | Io -duco, tu -duci, lui -duce... | tradurre, produrre, condurre, ridurre |
Группа -nere | Io -ngo, tu -eni, lui -ene... | tenere, mantenere, ottenere, contenere |
Группа -gliere | Io -lgo, tu -gli, lui -glie... | scegliere, raccogliere, togliere, cogliere |
Группа -gnere/-ngere | Io -ngo, tu -ngi, lui -nge... | spegnere, piangere, giungere, dipingere |
Группа with -co/-ca | Io -co, tu -ci, lui -ce... | dire, fare, piacere, giacere |
1. Группа глаголов на -durre
Все глаголы, оканчивающиеся на -durre, спрягаются одинаково. Основа меняется на -duc- во всех формах кроме множественного числа 1 и 2 лица.
- tradurre (переводить): io traduco, tu traduci, lui traduce, noi traduciamo, voi traducete, loro traducono
- produrre (производить): io produco, tu produci, lui produce...
- condurre (вести): io conduco, tu conduci, lui conduce...
2. Группа глаголов на -nere
Глаголы, оканчивающиеся на -nere, получают в первом лице единственного числа окончание -ngo, а в третьем лице множественного -ngono.
- tenere (держать): io tengo, tu tieni, lui tiene, noi teniamo, voi tenete, loro tengono
- rimanere (оставаться): io rimango, tu rimani, lui rimane, noi rimaniamo, voi rimanete, loro rimangono
- ottenere (получать): io ottengo, tu ottieni, lui ottiene...
3. Группа глаголов на -gliere
Глаголы этой группы характеризуются изменением основы:
- scegliere (выбирать): io scelgo, tu scegli, lui sceglie, noi scegliamo, voi scegliete, loro scelgono
- togliere (убирать): io tolgo, tu togli, lui toglie, noi togliamo, voi togliete, loro tolgono
- cogliere (собирать): io colgo, tu cogli, lui coglie...
4. Группа глаголов с корнем на -gn- или -ng-
В эту группу входят глаголы, чья основа заканчивается на -gn- или содержит -ng-:
- spegnere (выключать): io spengo, tu spegni, lui spegne, noi spegniamo, voi spegnete, loro spengono
- spingere (толкать): io spingo, tu spingi, lui spinge, noi spingiamo, voi spingete, loro spingono
- piangere (плакать): io piango, tu piangi, lui piange...
5. Глаголы -ire с двойным спряжением
Это особая группа глаголов третьего спряжения (-ire), которые добавляют -isc- во всех лицах единственного числа и в третьем лице множественного:
- finire (заканчивать): io finisco, tu finisci, lui finisce, noi finiamo, voi finite, loro finiscono
- capire (понимать): io capisco, tu capisci, lui capisce, noi capiamo, voi capite, loro capiscono
- preferire (предпочитать): io preferisco, tu preferisci, lui preferisce...
Понимание этих групп позволяет систематизировать изучение неправильных глаголов. Если вы знаете, что глагол относится к определённой группе, вы можете предсказать его спряжение, даже если раньше с ним не сталкивались. 📚
Эффективные методы запоминания итальянских исключений
Запоминание неправильных глаголов — один из наиболее сложных аспектов изучения итальянского языка. Однако существуют проверенные методики, которые значительно облегчают этот процесс и делают его более эффективным.
Михаил Воронов, лингвист и полиглот
Когда я начал преподавать итальянский, меня поразил случай со студентом Антоном, программистом по профессии. Он никак не мог запомнить спряжение неправильных глаголов, постоянно путая формы и пытаясь применить логику там, где её нет.
Однажды Антон пришёл на урок с собственной разработкой — он создал цифровую карточную систему по принципу Spaced Repetition System (SRS), где глаголы повторялись в определённые оптимальные интервалы. Но самое интересное, что для каждого глагола он придумал маленький программный код, где синтаксис языка Python воспроизводил структуру спряжения.
Например, для глагола andare (я иду - vado) он написал:
def andare(subject):
if subject == "io":
return "vado"
elif subject == "tu":
return "vai"
Через месяц такой практики Антон не только безупречно освоил все 50 основных неправильных глаголов, но и мог безошибочно спрягать любые новые. Этот случай показывает, как важно найти метод запоминания, резонирующий с вашим типом мышления и профессиональными навыками.
1. Метод ассоциативных карточек
Создайте набор карточек, где на одной стороне будет инфинитив глагола, а на другой — все формы спряжения в presente indicativo. Дополните карточки ассоциативными изображениями или мнемоническими подсказками:
- Визуализируйте связь между формами глагола и каким-то образом
- Добавьте цветовое кодирование для разных типов неправильностей
- Включите типичные предложения с использованием глагола
- Регулярно пересматривайте карточки, начиная с самых сложных для вас глаголов
2. Метод группировки по паттернам
Изучайте неправильные глаголы не по алфавиту, а группами со схожими особенностями спряжения:
- Глаголы с одинаковым изменением корня (tenere и venere)
- Глаголы с похожими окончаниями (dire, fare)
- Глаголы-родственники с одинаковыми приставками (preferire, riferire)
3. Метод мнемонических фраз
Создавайте запоминающиеся фразы с использованием проблемных форм глаголов. Чем абсурднее и эмоциональнее фраза, тем лучше она запомнится:
- "Io vado dove voglio" (Я иду, куда хочу) — помогает запомнить "vado" (andare) и "voglio" (volere)
- "Tu scegli, io vengo" (Ты выбираешь, я прихожу) — фиксирует формы "scegli" (scegliere) и "vengo" (venire)
4. Метод "глагольных историй"
Составьте короткие истории, используя максимальное количество неправильных глаголов в разных лицах. Например:
"Io vado al mercato dove vedo Paolo. Lui viene con me e dice che vuole comprare il pane. Noi facciamo la spesa insieme e poi usciamo per bere un caffè."
(Я иду на рынок, где вижу Паоло. Он приходит со мной и говорит, что хочет купить хлеб. Мы делаем покупки вместе и потом выходим выпить кофе.)
5. Прием активного использования
Включайте изучаемые глаголы в реальные коммуникативные ситуации:
- Ведите дневник на итальянском, намеренно используя неправильные глаголы
- Участвуйте в языковых обменах, фокусируясь на правильном использовании изучаемых форм
- Создавайте ситуативные диалоги с носителями языка
- Пересказывайте новости или истории, используя целевые глаголы
6. Метод цифрового закрепления
Используйте специализированные приложения для запоминания неправильных глаголов:
- Приложения со spaced repetition system (SRS), которые предлагают повторение в оптимальные интервалы
- Игровые приложения с элементами геймификации для повышения мотивации
- Создайте собственную базу данных неправильных глаголов с примерами из реальной жизни
Важно помнить, что изучение неправильных глаголов — это не спринт, а марафон. Регулярная практика в течение длительного времени даст гораздо лучшие результаты, чем интенсивная зубрежка за короткий период. 🧠
Практические упражнения с неправильными глаголами
Для полного освоения неправильных глаголов необходима регулярная практика в разных форматах. Ниже представлены упражнения различной сложности, которые помогут автоматизировать использование неправильных глаголов в речи и на письме.
Упражнение 1: Заполнение пропусков
Вставьте правильную форму глагола в presente indicativo:
- Io _____ (andare) a scuola ogni giorno. Ответ: vado
- Tu _____ (venire) alla festa stasera? Ответ: vieni
- Lui _____ (fare) sempre i compiti. Ответ: fa
- Noi _____ (dire) la verità. Ответ: diciamo
- Voi _____ (volere) un caffè? Ответ: volete
Упражнение 2: Трансформация предложений
Измените лицо в следующих предложениях, соответственно меняя форму глагола:
- "Io esco alle otto" → "Tu _____ alle otto" Ответ: esci
- "Lui tiene il libro" → "Noi _____ il libro" Ответ: teniamo
- "Voi potete venire" → "Tu _____ venire" Ответ: puoi
Упражнение 3: Составление диалогов
Создайте короткие диалоги, обязательно используя указанные неправильные глаголы (dire, volere, venire, fare, andare):
Пример диалога:
- A: Ciao Paolo! Dove vai oggi?
- B: Vado al cinema. Vuoi venire con me?
- A: Sì, vengo volentieri! Cosa danno?
- B: Fanno un film italiano. Ti dico il titolo dopo.
Упражнение 4: "Глагольное домино"
Постройте цепочку предложений, где каждое новое предложение должно начинаться с неправильного глагола, которым закончилось предыдущее:
- Io vado a Roma domani perché voglio visitare il Colosseo.
- Voglio anche vedere il Vaticano dove tengono molte opere d'arte.
- Tengono aperti i musei fino a tardi, così posso visitare tutto.
Упражнение 5: Задание на перевод
Переведите следующие предложения на итальянский язык, используя неправильные глаголы:
- "Я иду в магазин" → Io vado al negozio
- "Они делают домашнее задание" → Loro fanno i compiti
- "Ты говоришь правду?" → Tu dici la verità?
- "Мы не можем прийти завтра" → Noi non possiamo venire domani
- "Она выходит в семь утра" → Lei esce alle sette di mattina
Упражнение 6: "Исправь ошибку"
Найдите и исправьте ошибки в использовании неправильных глаголов:
- Io
facola spesa ogni sabato. Правильно: faccio - Tu
dicisempre bugie. Правильно: dici (нет ошибки) - Noi
andiamoin vacanza a luglio. Правильно: andiamo (нет ошибки) - Voi
tenetetroppi libri. Правильно: tenete (нет ошибки) - Loro
venoalla festa. Правильно: vengono
Упражнение 7: Составление истории
Напишите короткую историю (5-7 предложений) о своём идеальном дне, используя как минимум 8 неправильных глаголов из списка топ-50.
Пример: "Ogni sabato io mi sveglio alle dieci e faccio colazione. Poi esco e vado al parco dove vedo i miei amici. Noi beviamo un caffè e diciamo tante cose interessanti. La sera vengo a casa e leggo un buon libro."
Регулярное выполнение этих упражнений поможет вам не только запомнить формы неправильных глаголов, но и научиться автоматически использовать их в речи без необходимости каждый раз вспоминать правила. Помните, что ключом к успеху является регулярность практики и постепенное увеличение сложности заданий. 🇮🇹✍️
Неправильные глаголы в итальянском – это не просто исключения, которые нужно механически заучить. Они раскрывают внутреннюю логику и историю языка, являясь его наиболее древними и употребительными элементами. Овладев топ-50 неправильными глаголами в presente indicativo, вы приобретаете мощный инструментарий для выражения мыслей. Практикуйте их использование в речи ежедневно, создавайте собственные ассоциации, и вскоре вы заметите, как формы, казавшиеся нелогичными, станут естественной частью вашего языкового арсенала. Vado, vengo, faccio, dico — эти слова откроют вам путь к свободному общению на прекрасном языке Данте.