В сентябре Skyeng опросил 1000 человек разных возрастов. Выяснилось, что 87% родителей не видят работу школы над развитием навыков будущего — либо вообще, либо эта работа проводится формально и результатов на практике нет. Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании, рассказывает, есть ли смысл сегодня учиться в школе, хотя напрямую навыкам будущего там никто никого не учит.
Почти 40% школьников и их родителей не думают о том, какие навыки и умения им нужно развивать для того, чтобы в будущем их не заменили роботы.
Что это такое — навыки будущего
В 2012–2015 годах Сколково провели исследование, в котором приняли участие 4000 российских и международных экспертов. Оно охватило 25 секторов российской экономики — это 80% существующей и перспективной экономики страны. По итогам исследования появился самый масштабный в мире «Атлас профессий будущего» — 200 профессий, которые с высокой вероятностью станут востребованными или возникнут в ближайшее десятилетие. Аналогичные проекты существуют в Бразилии, Канаде, Ирландии, США, но российский — самый обширный по охвату секторов и тенденций.
Наиболее важные навыки будущего:
• Мультиязычность и мультикультурность
• Навыки межотраслевой коммуникации
• Программирование ИТ-решений, работа с ИК
• Системное мышление
• Умение работать в коллективе
• Клиентоориентированность
• Бережливое производство
• Экологичное мышление
• Умение управлять проектами и процессами
• Работа в режиме неопределенности и быстрой смены условий задач
• Креативное мышление
Здесь важно понять следующее: требовать от школы в ее нынешнем виде развития необходимых для цифрового будущего навыков — бесполезно. Она предоставляет знания в рамках установленной программы, отвечает за физическую сохранность детей и готовит их к ЕГЭ. На этом все.
О том же говорят ученые, футурологи и представители бизнеса. Формат школьного образования устарел: детей учат предметам, а не навыкам, которые позволят им оставаться конкурентоспособными на фоне все большей автоматизации труда, развития техники и алгоритмов.
Это не плохо и не хорошо — это факт, который необходимо осознавать и принимать. Родителям нужно перестать перекладывать ответственность за развитие своих детей на школу. Сегодня достаточно способов развивать навыки будущего без привязки к образовательному учреждению.
Пример применения навыков будущего для профессий в сфере биотехнологий:
По прогнозам экспертов, уже до 2020 года появится часть профессий будущего, после 2020 года и в течение последующих 10–15 лет появятся остальные.
С полным перечнем профессий будущего и их подробным описанием можно ознакомиться в атласе.
Профессии-пенсионеры
Профессии тоже стареют и умирают. Этот процесс естественен, он происходил и происходит при любой смене технологических циклов. Например, кучеров заменили таксисты, почтальонов — администраторы почтовых серверов. Но если раньше циклы были длиной в десятки, а то и сотни лет, то теперь их продолжительность не превышает 10–15 лет.
К умирающим профессиям отнесли юристов, бухгалтеров, менеджеров по кредитам, турагентов, библиотекарей, нотариусов, экскурсоводов и многих других.
Профессии тоже стареют и умирают. Этот процесс естественен, он происходил и происходит при любой смене технологических циклов. Например, кучеров заменили таксисты, почтальонов — администраторы почтовых серверов. Но если раньше циклы были длиной в десятки, а то и сотни лет, то теперь их продолжительность не превышает 10–15 лет.
К умирающим профессиям отнесли юристов, бухгалтеров, менеджеров по кредитам, турагентов, библиотекарей, нотариусов, экскурсоводов и многих других.
Что делать?
Специалисты разных областей отмечают, что в школах детей учат предметам, а не навыкам, которые позволят им оставаться конкурентоспособными на фоне все большей автоматизации труда, развития техники и алгоритмов.
Как можно развиваться детям вне школьных занятий?
1. Пройти профориентацию и определить, что на текущий момент актуально для ребенка, и отдавать его на те занятия, которые будут соответствовать выбранной сфере. Например, пройдите бесплатную онлайн-олимпиаду для школьников «Навыки 21 века»: она покажет ребенку, какие навыки ему нужно прокачать и как это сделать в обычной жизни.
2. Участвовать в проектных работах: это помогает развивать коммуникацию в группе людей, а также навык поиска решений.
3. Заниматься на подготовительных курсах при университетах для поступающих, где можно соприкоснуться с интересующей профессией и получить уже какие-то навыки. И, конечно, понять ребенку, каково это, на деле, а не на словах.
4. Посещать естественно-научные центры или мероприятия по популяризации науки (где в игровом формате объясняют сложные и новые вещи).
5. Участвовать в качестве волонтеров на мероприятиях: культурного или научного характера.
6. Изучать язык, ездить в языковые лагеря, обменные программы или просто в участвовать в мероприятиях, которые организуются с привлечением иностранцев (студентов в том числе) в вашем городе. Это поможет развивать кругозор и межкультурную коммуникацию.
6. Заниматься в бизнес-школах для детей, чтобы развивать навыки стратегического и аналитического мышления, поиска решений, научиться действовать в условиях неопределенности.
7. Побольше общаться с учеными, преподавателями университетов, бизнесменами — с теми, кто уже имеет эти навыки.
8. Не ограничивать ребенка в одной сфере, дать ему развиваться в разных областях — именно в гибкости и изменчивости будет главный плюс. За всю жизнь дети в будущем могут сменить несколько профессий (учитывая полное освоение с нуля новой профессии и затем потерю ее актуальности).