Контролировать уроки, разбираться в математических формулах, настраивать новые приложения для онлайн-учебы — это непросто. Рассказываем, что делать родителю, чтобы помочь ребенку учиться самостоятельно и расширять зону ответственности.
По теории зоны ближайшего развития, дети гораздо эффективнее делают новые дела только тогда, когда они сначала поделали их с родителями. Другими словами, дайте сегодня дочери слепить маленький пирожок, и завтра она попросит месить тесто, а если показать сыну как строить рельсы на игрушечной железной дороге — он наверняка начнет пробовать сам.
Это касается и учебного процесса: покажите ребенку, как организовать свою учебу эффективно, чтобы он постепенно начал все делать сам — без тотального контроля и подсказок, но с поддержкой, когда это правда необходимо. Вот что стоит сделать родителям, чтобы научить ребенка справляться со школой самостоятельно.
Помочь разобраться в новых ресурсах
При переходе на онлайн-образование появилась путаница в ресурсах и платформах — единого подхода нет, каждая школа сама решает, какими цифровыми инструментами пользоваться.
Соберите вместе с ребенком все ресурсы в одну табличку: образовательную онлайн-платформу, сервисы для рассылки заданий, электронные учебники и рабочие тетради по предметам, сервисы для видеосвязи. Это поможет держать все перед глазами и не забыть разобраться еще в одной программе заранее, а не когда она нужна прямо сейчас.
Изучите вместе с ребенком программы по списку — выделите на это время. Например, чтобы помочь ребенку ориентироваться в сервисе для видеосвязи Zoom, покажите основные кнопки, а потом предложите созвониться из разных комнат. Чтобы процесс был увлекательнее, предложите ребенку сделать то, что он любит больше всего: спеть песню любимой группы, продемонстрировать макияж по уроку из ютуба, переодеться в любимого персонажа и попробовать его сыграть. Заражайте своим любопытством: «О, смотри, тут можно писать в чат! Давай початимся?» или «Вау, а давай позовем в зум твою сестру из Ижевска и запишем бабушке видео?». Через пару тренировок ребенок освоится, и все эти программы не будут такими стрессовыми. А возможно, ему даже понравится такой формат учебы и после карантина.
Бывает, что ребенку нужна помощь со стороны, которую школа пока не готова взять на себя, а родителям не хватает на это ресурсов. В детской школе Skysmart учителя помогут вашему ребенку учиться комфортно и интересно. Дети занимаются онлайн на интерактивной платформе, отслеживают свой прогресс в личном кабинете и точно знают, сколько новых слов они выучили за неделю и сколько задачек решили. А учителя помогают грамотно организовать учебный процесс и справиться со всеми преградами в обучении и мотивации.
Составить расписание
В отличие от школы с понятным графиком, звонками и переменами, обучение дома может быть похоже на хаос. Помогите ребенку составить расписание, чтобы у него была понятная система ориентиров. Младшеклассникам желательно помогать с расписанием на день, с детьми постарше — на неделю.
Отталкивайтесь от школьного расписания уроков, а самостоятельную работу постройте вокруг него. Не забывайте о 10–15 минутных перерывах между уроками, большом перерыве и перекусах. Важно, чтобы ребенок вставал и хотя бы немного двигался, пил воду, делал гимнастику для глаз, переключался с учебы на что-то «бесполезное» — это помогает нашей концентрации перезагружаться и работать эффективнее. Например, позанимались английским, отдохнули, взялись за задачки по математике. Через три часа после начала занятий стоит устроить долгий перерыв для восстановления сил — 30–40 минут.
Добавьте творчества: предложите ребенку самому нарисовать основу для расписания или сделать коллаж, а потом перенести график занятий и отдыха с черновика на красивую форму. Ее можно повесить перед глазами и наслаждаться.
Поставить цели
Цели — не самая интересная часть учебного процесса, но без нее сложно отслеживать результат. Ты вроде бы что-то делаешь, но непонятно, куда ты вообще идешь, зачем и, главное, что хочешь получить в пункте назначения.
Помогите ребенку сделать цели интересными и достижимыми. Ведь как приятно отмечать свои успехи и видеть, что у тебя действительно получается! Ставьте не только большие, но и маленькие цели, от которых ребенок сможет получить удовольствие прямо сейчас, а не когда закончит вуз и получит престижную работу.
Например, распишите цели на неделю по системе SMART — это аббревиатура важных составляющих любой цели: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Вот как это может выглядеть:
Specific (конкретный). Чем конкретнее цель, тем проще ее достичь. Например, выучить 10 новых слов по английскому по теме «дружба» — лучше, чем просто «выучить английский».
Measurable (измеримая). Установите критерии, которые помогут измерить, достигнута цель или нет. Цель «Выучить тему „дружба“ по английскому» сложно измерить, но, когда появляются «10 новых слов», сделать это уже реально.
Achievable (достижимая). Опирайтесь на время и силы ребенка, не ставьте недостижимых целей, вроде «100 новых слов за неделю». Пускай меньше, но реалистичнее и качественнее.
Relevant (значимая). Ребенок должен понимать, зачем ему эта цель, и правда этого хотеть — без этого сложно чего-то достичь. Например, выучить английские слова, чтобы написать письмо другу или посмотреть тот крутой сериал с настоящими голосами актеров. Помогите ребенку нащупать его «зачем».
Time bound (ограничена по времени). У цели должен быть срок, иначе она никогда не реализуется. Договоритесь с ребенком о финальной дате, после которой цель будет считаться невыполненной. Заодно научите его распределять время и делать не впритык.
Покажите ребенку, что получать удовольствие от реализованных планов можно в границах дома, — для этого необязательно нужны стратегические планы на 10 лет вперед.
Отпускать контроль постепенно
В первое время перехода ребенка на новое расписание включайтесь каждый день: спрашивайте, все ли получается, где нужна помощь, и предлагайте решение. Вместе с тем постепенно передавайте ребенку все больше ответственности за его действия или бездействия. Детям нужен не только положительный, но и отрицательный опыт — совершая собственные ошибки, они учатся взрослеть.
Например, первую неделю вы вместе следите за новым расписанием и помогаете ребенку во всем разобраться, вторую неделю — не участвуете, но контролируете, а еще через две недели только обсуждаете по пятницам за ужином, все ли получилось и в чем нужна поддержка.
Для опоры можно составить табличку «сам-вместе», которая станет напоминалкой ребенку о том, что он уже может делать сам, а с чем помогают родители:
Не забывать про эмоциональное здоровье
Уделяйте внимание эмоциональному состоянию ребенка — от него зависит его настрой на учебу, мотивация и конкретные результаты. Если ребенка что-то тревожит — это может сказаться и на его оценках, и на общем самочувствии.
Лучший способ узнать о том, как себя чувствует ребенок, — поиграть. Вот несколько способов:
Дневник эмоций. Суть в том, чтобы ребенок каждый день фиксировал свое настроение и закрашивал подходящую эмоцию, — после вы можете вместе обсудить, что повлияло на такое самочувствие. Сделайте свой шаблон или используйте наш:
Часы эмоций. Подходит для ситуативной оценки состояния. Предложите ребенку нарисовать стрелку часов, которая показывает то, что он чувствует прямо сейчас. Если он будет готов поделиться, почему он испытывает такую эмоцию, — предложите это обсудить. Старайтесь проявлять эмпатию и предлагать альтернативный взгляд на ситуацию: «Я понимаю твои чувства, мне тоже было бы неприятно. Как ты думаешь, что помогло бы тебе почувствовать себя лучше?».
Кто ты. Игра, в которую можно играть всей семьей. Каждое утро спрашивайте ребенка: «Кто ты сегодня?». Расскажите ребенку, что можно быть кем угодно: любимым персонажем, арбузом, цветущей липой или морем. Если образ ребенка не такой однозначный, как черная туча или ласковое солнце, задавайте уточняющие вопросы: «А какое ты дерево? А какого ты цвета? А твои ветки смотрят вниз или вверх? А что ты делаешь?». Такие детали помогут более чутко прочувствовать состояние ребенка и помочь ему, если такая помощь нужна.
Как родителю помочь ребенку учиться самостоятельно
- Вместе разобраться в новых образовательных ресурсах: составить табличку, установить приложения, проверить как это работает.
- Составить расписание с учетом школьных уроков, домашки и времени на отдых.
- Ставить конкретные, измеримые, достижимые и значимые для ребенка цели на неделю, чтобы помочь ему чувствовать удовлетворение здесь и сейчас.
- Установить понятные контрольные точки с вашей стороны и постепенно давать ребенку больше свободы и ответственности.
- Уделять внимание эмоциональному состоянию ребенка — оно влияет на учебу и успехи в любой сфере.