Mail.ru Group говорит со своей командой на одном языке — и даже на нескольких сразу: сотрудникам, которым английский язык нужен для работы, компания оплачивает языковые курсы. И даже больше: тут проходят разговорные клубы и вебинары на английском и есть корпоративный блог про английский язык.
UX-дизайнер Нина и руководитель направления технического департамента Александр рассказали, зачем они так активно учат язык. А Дарья из отдела обучения объяснила, почему это выгодно компании.
«Все новое и актуальное в области UX-дизайна написано на английском»
Нина, UX-дизайнер проекта myTracker
У меня с английским стандартная история — учила в школе. Но чтобы читать UX-отчеты, базового английского недостаточно: они пишутся на специфическом языке со сложными конструкциями. Задавать вопросы экспертам тоже приходится на английском. А еще у меня есть мечта — поучиться на курсах агентства NN Group, которое вообще придумало слово UX, и все обучение у них на английском.
Я поняла, что английский нужно подтянуть. Когда мы начали заниматься с преподавателем, попросила сделать упор на грамматику, чтобы наконец все разобрать. Каждую неделю у меня по три-четыре часа домашнего задания, но я была к этому готова и просто занимаюсь в определенное время на неделе.
Самое сложное для меня было выбрать преподавателя: мне никто не нравился по произношению. А потом я послушала аудио своего преподавателя и подумала: «Я бы тоже хотела так говорить!» Меня привлекло, что преподаватель моего возраста. Она живет во Франции. И на первом занятии оказалось, что у нас общие интересы — походы и путешествия.
«Если не понимаешь культурный код собеседника, отношение к тебе меняется»
Александр, руководитель направления технического департамента
Я работаю в отделе закупок — железа и программного обеспечения. Мы напрямую общаемся со всеми производителями и поставщиками, например, с Google, Microsoft. Везде нужен английский, причем устный: все договоренности достигаются только на встречах.
С тех пор, как мы перешли онлайн, коммуникации с поставщиками стало больше — и я понял, что надо подтянуть язык. В итоге уже год занимаюсь в Skyeng на курсе общего разговорного английского General. На мой взгляд, сейчас не обязательно учить бизнес-английский — достаточно разговорного языка.
Для меня главное в изучение языка — понимать культурный код собеседника. Если его не знаешь, к тебе сразу относятся как к иностранцу. Например, у американских партнеров стиль общения как «с парнями с одного двора», и если ты не один из них, то отношение к тебе меняется. С культурным кодом мне помогает мой преподаватель в Skyeng: постоянно делает отсылки к истории, культуре, истории языка.
Занимаемся мы два-три раза в неделю. Недавно я заметил, что мне не хватает чтения, но вслух это не произносил. Каким-то образом преподаватель это понял и мы стали уделять больше внимания именно чтению. Многое зависит от того, на одной волне вы с преподавателем или нет, насколько хорошо он считывает твои потребности.
Лайфхак от Александра: домашние задания — это важно, но мне сложно долго фокусироваться на грамматике. Поэтому самостоятельно учу язык по видео, например, по ТВ-шоу, фильмам «Марвел»: постоянно ставлю на паузу и разбираю все непонятные слова и конструкции. 15-минутный отрывок могу смотреть полчаса и дольше — начинаешь гуглить, цепляешься за одну историю, а она отсылается к другой. И вот ты уже полчаса читаешь о том, о чем раньше даже понятия не имел. Для меня это самый эффективный формат.
«У нас в каждом бизнес-юните нужен английский»
Дарья, младший специалист отдела обучения и развития
В холдинг Mail.ru Group входят не только почта и медиа, но еще и всем известные социальные сети ВКонтакте и Одноклассники, решения для большого и малого бизнеса, игры.
И в каждом юните по-своему нужен английский. Например, игровая студия Pixonic выходит на международный рынок — значит, команду ждут постоянные переговоры с иностранными партнерами. А офис Одноклассников располагается в Риге, коллеги работают и с экспатами тоже. Некоторые директора юнитов и руководители проектов — иностранцы и не говорят по-русски, и тогда команда общается на английском.
Каждый сотрудник может оставить заявку на организацию индивидуальных занятий языками: немецким, китайским, греческим — каким угодно. Главное — обосновать, как это пригодится в работе. Английский, конечно, самый популярный: им занимается 90% тех, кто подавал заявки.
Курсы не ограничены по времени, но, как правило, мы возвращаемся к каждому ученику через полтора года и оцениваем, добился сотрудник желаемого результата или нет. Если этого времени было недостаточно, человек продолжает учиться.
Со Skyeng мы сотрудничаем уже больше трех лет. Кроме уроков, вместе организуем открытые активности. Например, раз в месяц корпоративный преподаватель проводит вебинар. Темы вебинаров разные — от «Netflix & Chill: Как учить английский, лежа на диване» до «Как выступать перед native speaker и не переживать» — всегда стараемся миксовать легкие темы с темами посерьезнее. Вебинары пользуются успехом: на 8 вебинаров записалось 520 сотрудников, пришло около 400. Мы считаем, что это хорошие цифры.
Всю информацию о клубах и вебинарах размещаем в блоге английского языка вместе со статьями, которые присылает нам Skyeng. Наша политика — не просто дать материал и не задумываться, понравится это команде или нет; мы выбираем самые полезные и актуальные материалы, чтобы охватить как можно больше человек.
Например, я берегла статью «Про летние деньки» до лета и запостила ее, когда была аномальная жара в Москве. Люди стали писать комментарии, «как вовремя вы опубликовали». На каждую запись можно отреагировать не только комментариями, но и лайками, стикерами. В среднем каждую статью в блоге читает 1900 уникальных пользователей.
Три совета, как учить английский, от сотрудников Mail.ru Group:
- Не жалейте времени на выбор преподавателя. От этого зависит, с охотой вы будете заниматься или нет, а значит зависит и результат. Выбирайте тех, чей английский вам нравится, — у вас получится органично стремиться к этому же уровню языка.
- Изучайте не только язык, но и культурный контекст. Чем лучше вы будете понимать шутки, персонажей, события другой культуры, тем с большим доверием к вам будут относиться носители языка.
- Делитесь с коллегами актуальными знаниями. Любые знание полезные, но те, которыми поделились в нужный момент, запомнятся лучше всего.