Если человек думает, что не может освоить определенные навыки, то он обманывает себя — так утверждает профессор Джо Боулер, которая преподает в Стэнфордском университете. Эта вера подрывает способность учиться чему-то новому — будь то математика, языки или игра на кларнете. Боулер рассказывает, как помочь своему ребенку преодолеть барьеры в обучении. Впрочем, взрослым советы тоже пригодятся.
1. Трудности надо воспринимать как подарок
«Если студенты говорят мне, что задача очень сложная, я отвечаю — это прекрасно!» — говорит Боулер. Борьба с трудностями и разбор ошибок — лучшее, что человек может сделать для своего мозга. Если не будет борьбы, то не будет и результата.
Ребенка редко настраивают на трудности в обучении, так что когда он с ними сталкивается, то впадает в панику и думает, что с ним что-то не так. Но если готовиться к борьбе заранее, то она будет восприниматься как должное, проснется азарт и настойчивость. Ученые называют это «желательными трудностями».
2. Хвалите в меру (и правильно)
Большинство любящих родителей уверяют своих детей, что они очень умные. Ребенок думает: «О, отлично, я умный». Но позже, когда начинаются ошибки, эта установка может пошатнуться и ученик решает, что не такой уж он молодец, а слова взрослых — просто попытка подбодрить его.
Конечно, не нужно впадать в крайности и говорить ребенку, что он глуп. Лучше вообще отказаться от любых ярлыков вроде «умный» и «глупый». Они приводят к ложному убеждению, что когнитивные способности фиксированы и не могут меняться, а ведь это совсем не так.
Вместо слов «Ты такой умный» лучше сказать: «Мне нравится твой подход, ты отлично справился с этим заданием».
3. Откажитесь от теории «слабых» и «сильных» сторон
Разумеется, все люди разные и у кого-то что-то получается лучше, чем у соседа по парте. Но на время обучения лучше забыть про все эти «слабые» и «сильные» стороны, как и про вечное разделение на гуманитариев и технарей.
«Задумайтесь, действительно ли вы не можете освоить какой-то навык потому, что у вас нет способностей, или вы просто думаете, что не сильны в этом», — пишет Боулер. То же самое касается детей. Не нужно внушать ребенку, что у него, например, способности только к математике, а языки — это не его сфера.
4. Используйте слова, которые развивают мышление
Интеллект и мышление детей нужно направлять с помощью правильных формулировок. Например, когда ребенок говорит вам, что не может что-то сделать, поправьте его: «Ты имеешь в виду, что еще не научился это делать?». Со стороны кажется, что ничего особенного в этом нет, но в будущем эффект будет колоссальный.
«Одно из моих любимых исследований в сфере образования — работа моего коллеги Джеффа Коэна, — рассказывает Боулер. — Ученые разделили учеников старших классов на две группы. Все написали эссе и получили отзывы от своих учителей. Но для половины школьников учителя добавили всего одно предложение в конце отзыва. Дети, прочитавшие это предложение, достигли гораздо больших результатов год спустя.
Что это было на предложение? «Я пишу этот отзыв, потому что верю в тебя». Это показывает, как важно не просто верить в детей, но еще и говорить им об этом и давать правильную установку».
Еще Боулер советует направлять ребенка к самостоятельным открытиям, поощрять любопытство. Не притворяйтесь с ними экспертом по всем вопросам и не делайте вид, что разбираетесь в том, чего не знаете. Лучше предложите разобраться во всем вместе.
Если хотите применить все эти советы на практике — записывайте его на индивидуальные занятия в Skysmart. Уроки строятся на самых актуальных темах, а преподаватели превращают процесс обучения в увлекательную игру, в которую учитель играет вместе с ребенком.