Люди нервничали перед звонками еще на заре телефонной эры, так что тревожное состояние перед созвонами — это норма. Что уж говорить про переговоры на английском. Но этот страх преодолим. Рассказываем, что делать, если вы волнуетесь перед звонком иностранному партнеру или клиенту.
Составьте план
Наш мозг на всякий случай опасается всего нового. От новых штук, как известно, хорошего не жди. Телефонный звонок для многих — как раз такая зона неизвестности. Как пойдет разговор? Как отвечать на вопросы собеседника? А что, если я растеряюсь?
Эти опасения не редкость. На тренингах для менеджеров по продажам участникам всегда предлагают держать под рукой конкретный план беседы: с чего начать, какие вопросы задавать и как закончить разговор. Уже одно это снижает тревожность. Полезно выписать и некоторые фразы.
Could I ask who’s calling, please? — Могу я узнать, кто звонит?
I’m sorry, I didn’t catch your first name. — Простите, не расслышал(-а) ваше имя.
How may I help you? — Как я могу вам помочь?
I’m calling to ask about… — Я звоню, чтобы спросить о…
Could you spell that for me, please? — Могли бы вы продиктовать это, пожалуйста?
Would you mind speaking up a bit? I can’t hear you very well. — Говорите погромче, пожалуйста, я вас не слышу.
Но не готовьтесь слишком долго, а то растеряете кураж. Как только вам покажется, что вы запомнили план и нужные слова — смело звоните, все получится.
Тренируйтесь в безопасной атмосфере
Еще один способ обхитрить мозг — отрепетировать звонок. Например, с англоговорящим приятелем, а если такого не имеется — на наших разговорных встречах Talks. Talks — это короткие разговоры о чем угодно, к которым даже не надо готовиться: оставляете заявку, мы за пару минут находим вам собеседника среди наших преподавателей, и вы можете начинать разговор о чем угодно.
Чем чаще вы разыгрываете телефонные звонки, тем более знакомой эта ситуация кажется вашему сознанию.
Преподаватели отлично говорят на английском, но вот русского многие не знают. И тоже могут ошибаться!
А еще мы советуем говорить медленно и без спешки — это помогает расслабиться и обрести уверенность.
Начинайте с простых звонков
Если за день вам нужно позвонить нескольким людям, начинайте с самого нестрашного звонка. Например, коллеге или партнеру, с которыми вы уже говорили и они показались вам вполне симпатичными людьми. Нейтральные звонки для запроса простейшей информации тоже подойдут — что может пойти не так, если вы запрашиваете прайс-лист или заказываете столик в ресторане?
Разберитесь с культурными нормами
Как начать разговор с иностранцем? Сказать Good day, Hello или просто Hi? Уместно ли спросить, как делишки, или это будет грубым вторжением в приватность? Что сказать, чтобы звучать уверенно, но вежливо?
Знание языка само по себе тут не поможет. Но можно погуглить нормы делового и личного общения с англичанами, австралийцами и американцами.
Так вы узнаете, например, что каждый раз, когда вам перезванивают, обязательно нужно сказать «Thanks for calling me back» («Спасибо, что перезвонили»). В России так говорят нечасто, а в англоязычном деловом общении это норма.
Притворяйтесь
Используйте стратегию «Fake it ‘til you make it» — то есть «Притворяйся, пока на самом деле не получится». Даже если вы не очень уверены в себе, ведите себя так, будто вы победитель, достигатор и бизнес-гуру. Присаживаетесь поудобнее и расслабьте спину, расправьте плечи, поднимите подбородок, улыбнитесь и представьте, что мир уже у ваших ног. Какой-то там звонок? Легкотня! У вас точно все получится.